Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Английские слоганы на одежде: лингвистическое своеобразие и прагматические функции

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-1-44-66

Аннотация

Проведен семантический анализ надписей на футболках (слоганов) как элементов бытового дискурса. Уделяется внимание слоганам, которые передают смыслы, значимые в молодежной коммуникации. Научная новизна представленной работы состоит в том, что впервые выявляются особенности слоганов, размещенных на одежде, анализируются их содержание, прагматические функции и лексико-семантические особенности, а также соотнесенность слоганов с языковой личностью владельца футболки с надписью. Автором выявлено, что базовыми прагматическими функциями слоганов являются самопрезентация, апелляция и эпатаж. Каждая из указанных функций имеет ряд подфункций. Ведущей прагматической функцией выступает самопрезентация. Доказано, что слоганы стали важными компонентами современной социокультурной среды, неотъемлемыми элементами коммуникативного процесса, вербальными маркерами особенностей языковой личности. Ключевыми признаками языковой личности молодого человека, реализующего коммуникацию посредством слогана на одежде, видятся открытость к социальным контактам, демонстрация личностных качеств и отношения к окружающим, к обществу в целом, социальная активность, целеустремленность, неординарность мировоззрения, инновативность мышления.

Об авторе

И. Ю. Лавриненко
Воронежский государственный технический университет
Россия

Лавриненко Ирина Юрьевна - кандидат филологических наук кафедра иностранных языков и технологии перевода.

Воронеж.



Список литературы

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. — 2-е изд., стер. — Москва : УРСС : Едиториал УРСС, 2004. — 571 с. — ISBN 5-354-00600-7.

2. Бергсон А. Смех / А. Бергсон ; Предисл. и примеч. И. С. Вдовина. — Москва : Искусство, 1992. — 127 с.

3. Бутаков Д. Б. Формирование самоотношения как технология психопрофилактики девиантного поведения в безнадзорной подростковой среде : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Д. Б. Бутаков. — Казань, 2006. — 199 с.

4. Викулова Л. Г. Коммуникация. Теория и практика : учебник, Л. Г. Викулова, М. Р. Желтухина, С. А. Герасимова, И. В. Макаров. — Москва : Издательский дом ВКН, 2020. — 336 с. — ISBN 978-5-17-055078-4.

5. Волошинов В. Н. Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода / В. Н. Волошинов. — Москва : Лабиринт, 1993. — 189 с. — ISBN 5-87604-016-9.

6. Грайс Г. П. Логика речевого общения / Г. П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистическая прагматика. — Москва : Прогресс, 1985. — Выпуск 16. — С. 217—238.

7. Ивус О. Н. Базовые концепты слоганов на одежде сквозь призму оценочности / О. Н. Ивус // Вестник ИГЛУ. — 2012. — № 2 (19). — C. 35—41.

8. Ивус О. Н. Невербальная составляющая слогана на одежде / О. Н. Ивус // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 10—2 (76). — C. 84—90.

9. Кабанова И. Н. Способы выражения эксплицитной и имплицитной оценки в речевых актах самокритики [Электронный ресурс] / И. Н. Кабанова, Н. Д. Новикова // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. — 2020. — № 16. — C. 80—85.

10. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. — Москва : Гнозис, 2004. — 390 с. — ISBN 5-7333-0143-0.

11. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — Москва : Либроком, 2019. — 264 с. — ISBN 978-5-397-06618-1.

12. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности [Текст] / А. В. Карпов. — Москва : Институт психологии РАН, 2004. — 421 с. — ISBN 5-9270-0052-5: 800.

13. Которова Е. Г. Прагматика в кругу лингвистических дисциплин : проблемы дефиниции и классификации / Е. Г. Которова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Лингвистика = Russian Journal of Linguistics. — 2019. — Т. 23. — № 1. — C. 98—115. — DOI: 10.22363/2312-9182-2019-23-1-98-115.

14. Кубрякова Е. С. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дикурсивной деятельности / Е. С. Кубрякова, Л. П. Цурикова // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования : учебное пособие. — Москва : МГУ, 2004. — Ч. 2. — C. 126.

15. Лавриненко И. Ю. Языковая репрезентация концепта "человек" / "man" в философских текстах Ф. Бэкона / И. Ю. Лавриненко // Научный журнал «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования». — 2019. — Выпуск 4 (44). — С. 61—73. — DOI: 10.25987/VSTU.2019.57.36.004.

16. Макарова Н. Г. Изучение методик самоотношения, саморефлексии, самопознания личности [Электронный ресурс] / Н. Г. Макарова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2013. — № 32. — С. 25—30.

17. Некрасова Н. А. Самопрезентация : сущность и основные характеристики / Н. А. Некрасова, У. С. Некрасова // Успехи современного естествознания. — 2007. — № 11. — С. 122—124.

18. Пропп В. Я. Проблема комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). (Собрание трудов В. Я. Проппа.) Научная редакция, комментарии Ю. С. Рассказова. — Москва : Издательство “Лабиринт”, 1999. — 285 с. — ISBN 5-87604-065-7.

19. Самыгина Л. В. Изучение иронии в сфере лингвистики [Электронный ресурс] / Л. В. Самыгина // А-фактор : научные исследования и разработки (гуманитарные науки). — 2017. — № 3. — С. 1—11.

20. Севильский И. Этимологии или Начала в ХХ книгах / И. Севильский ; Пер. Харитонов Л. А. — Санкт-Петербург : Евразия, 2006. — 352 c.

21. Седов К. Ф. Типология и портретирование наших современников / К. Ф. Седов // Лингвоперсонология : типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение. — Барнаул, Кемерово : [БГПУ], 2006. — С. 173—174. — ISBN 5-88210-360-6.

22. Семёнова Л. Н. Технология самопрезентации : учебно-методический комплекс / Л. М. Семёнова ; под ред. К. В. Киуру. — Челябинск : Издательство ЮУрГУ, 2005. — 54 с. — ISBN 5-696-03178-1: 100.

23. Федоринова Д. Говорящая одежда. Краткая история принтов на футболках [Электронный ресурс] / Д. Федоринова // Сноб. — Режим доступа : https://snob.ru/entry/186082/ 2019 (дата обращения 29.07.2021).

24. Чабаненко М. Г. Бытовой дискурс как экспликатор коллективной языковой личности молодёжной коммуникации [Электронный ресурс] / М. Г. Чабаненко // Вестник КемГУ. — 2012. — № 4. — С. 201—205.

25. Шарифуллин Б. Я. Вербально-иконические тексты на предметах одежды : герменевтика и прагматика [Электронный ресурс] / Б. Я. Шарифуллин // Учёные за-писки ЗабГУ. Серия : Филология, история, востоковедение. — 2009. — № 3. — С. 179—182.

26. Austin J. L. How to do things with words / J. L. Austin. — Oxford : At the Clarendon Press, 1962. — 174 с.

27. Searle J. R. Speech acts. An essay in the philosophy of language / J. R. Searle. — Cambridge : Cambridge University Press, 1969. — 203 p.


Рецензия

Для цитирования:


Лавриненко И.Ю. Английские слоганы на одежде: лингвистическое своеобразие и прагматические функции. Научный диалог. 2022;11(1):44-66. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-1-44-66

For citation:


Lavrinenko I.Yu. English Slogans on Clothing: Linguistic Distinctiveness and Pragmatic Functions. Nauchnyi dialog. 2022;11(1):44-66. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-1-44-66

Просмотров: 769


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)