Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Специфика семиотической организации интернет-мемов профессионального сообщества юристов в социальных сетях

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-4-258-282

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются интернет-мемы, функционирующие в профессиональном сообществе юристов в социальных сетях ВКонтакте и Одноклассники, как поликодовый текст. Поднимается вопрос об основаниях для анализа интернет-мемов. Цель исследования состояла в рассмотрении семиотической организации интернет-мемов профессионального сообщества юристов. Актуальность исследования связана с необходимостью изучения особенностей речевых практик, определяемых формами неофициальной коммуникации в рамках такой социальной структуры, как профессиональное сообщество юристов. Новизна исследования видится в разработке параметров анализа, которые учитывают специфику интернет-мема как разновидности поликодового текста, обусловленного особенностью профессионального сообщества юристов. Представлен анализ интернет-мемов по ряду оснований. Установлено, что количественно превалируют собственно текстовые мемы и креолизованные мемы, в которых ведущую роль играет текстовый компонент. Изображения в интернет-мемах имеют высокий художественный и общекультурный потенциал, что свидетельствует о высоком уровне общей культуры авторов и реципиентов интернет-мемов. Семиотический анализ интернет-мемов дал представление о том, что профессиональное сообщество юристов существенно влияет на все параметры описания функционирующих в нем интернет-мемов, что позволяет сделать предположение о существовании специфической неофициальной дискурсивной области соответствующего профессионального дискурса.

Об авторе

А. А. Хустенко
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия

Хустенко Анастасия Анатольевна - инженер-исследователь.

Томск



Список литературы

1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) : Учебное пособие для студентов факультета иностранных языков / Е. Е. Анисимова. — Москва : Academia, 2003. — 122 с. — ISBN 5-7695-0961-9.

2. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст : аспекты изучения / М. Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. — 2006. — Выпуск 20. — С. 180—189.

3. Голованова Е. И. Стереотипы профессионального сознания через призму комического / Е. И. Голованова // Челябинский гуманитарий. — 2014. — № 1 (26). — С. 16—21.

4. Горобцова И. В. Речевой жанр интернет-мема в современном англоязычном сетевом пространстве / И. В. Горобцова, Н. Ю. Киселёва // Современные тренды развития социогуманитарного знания : сборник. — 2014. — С. 140—151.

5. Горошко Е. И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете : попытка рефлексии / Е. И. Горошко // Жанры речи. — Саратов : Наука. — Выпуск 6. Жанр и язык, 2009. — С. 11—27.

6. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика : теория, методы, направления : монография / Т. Г. Добросклонская. — Москва : Добросвет, 2020. — 178 с. — ISBN 978-5-7913-1128-3.

7. Изгаршева А. В. Интернет-мем как медиатекст : лингвистический аспект / А. В. Изгаршева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Лингвистика. — 2020. — № 5. — С. 86—101. — DOI: 10.18384/2310-712X-2020-5-86-101.

8. Канашина С. В. Интернет-мем как новый вид полимодального дискурса в интернет-коммуникации (на материале английского языка) : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.04 / С. В. Канашина. — Москва, 2016. — 265 с.

9. Канашина С. В. Интернет-мем и прецедентный феномен / С. В. Канашина // Вестник ТГПУ. — 2018. — № 4 (193). — С. 122—127. — DOI: 10.23951/1609-624X-2018-4-122-127.

10. Канашина С. В. Интернет-мем как медиатекст / С. В. Канашина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Филология. Журналистика. — 2019. — Т. 19. — Выпуск 1. — С. 107—112. — DOI: 10.18500/1817-7115-2019-19-1-107-112.

11. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик // Государственный педагогический университет ; Н.-и. лаб. «Аксиологическая лингвистика». — Волгоград : Перемена, 2002. — 476 с. — ISBN 5-88234-552-2.

12. Костомаров В. Г. Наш язык в действии : Очерки современной русской стилистики / В. Г. Костомаров. — Москва : Гардарики, 2005. — 287 с. — ISBN 5-8297-0220-7.

13. Левченко М. Н. Креолизованный текст в системе «Интернет» / М. Н. Левченко, А. В. Изгаршева // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). — 2018. — № 4. — С. 200—216. — DOI: 10.18384/2224-0209-2018-4-919.

14. Марченко Н. Г. Интернет-мем как хранилище культурных кодов сетевого сообщества / Н. Г. Марченко // Казанская наука. — 2013. — № 1. — С. 113—115.

15. Мигранова Л. Ш. Интернет-мем как особое средство коммуникации / Л. Ш. Мигранова, Е. И. Кромина // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам. Материалы третьей международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 239—243.

16. Пойманова О. В. Семантическое пространство видеовербального текста : автореферат диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / О. В. Пойманова. — Москва, 1997. — 237 с.

17. Сонин А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов : основные направления / А. Г. Сонин // Вопросы языкознания. — 2005. — № 6. — С. 115—123.

18. Сорокин Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. — Москва : Высшая школа, 1990. — С. 180—186.

19. Хустенко А. А. Идеализированный субъект юридического неофициального дискурса. Категория «тыжюрист» в аспекте профессиональной идентификации / А. А. Хустенко // СЕРВИС plus. — 2021. — T. 15. — № 2. — С. 97—103.

20. Часовский Н. В. Интернет-мем как особый жанр коммуникации / Н. В. Часовский // Учёные записки ЗабГУ : Филология, история, востоковедение. — 2015. — № 2 (61). — С. 124—127.

21. Чигаев Д. П. Способы креолизации современного рекламного текста : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Д. П. Чигаев. — Москва, 2010. — 223 с.

22. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации / Ю. В. Щурина // Филология. — 2012. — № 3. — С. 161—172.

23. Bauckhage C. Insights into internet memes / С. Bauckhage // In Proceedings of the International AAAI Conference on Web and Social Media. — 2011. — Vol. 5. — № 1. — Pp. 42—49.

24. Börzsei L. K. Makes a meme instead : A concise history of internet memes / L. K. Börzsei // New Media Studies Magazine. — 2013. — № 7. — Pp. 1—28.

25. Dancygier B. Internet memes as multimodal constructions / B. Dancygier, L. Vandelanotte // Cognitive Linguistics. — 2017. — № 28 (3). — Pp. 565—598. — DOI: 10.1515/cog-2017-0074.

26. Kulkarni A. Internet meme and Political Discourse : A study on the impact of internet meme as a tool in communicating political satire / A. Kulkarni // Journal of Content, Community & Communication Amity School of Communication. — 2017. — Vol. 6. — № 3. — Pp. 13—17. — DOI: 10.2139/ssrn.3501366.

27. Laineste P. Laughing across borders : Intertextuality of Internet memes / P. Laineste, P. Voolaid // The European Journal of Humour Research. — 2017. — Vol. 4 (4). — Pp. 26—49. — DOI: 10.7592/EJHR2016.4.4.laineste.

28. Lolli A. La guerra dei meme / A. Lolli. — Effequ, 2017. — 186 p.

29. Lou A. Multimodal simile : The “when” meme in social media discourse / A. Lou // English Text Construction. — 2017. — Vol. 10 (1). — Pp. 106—131. — DOI: 10.1075/etc.10.1.06lou.

30. Milner R. M. FCJ-156 Hacking the social : Internet memes, identity antagonism, and the logic of lulz / R. M. Milner // The FibreCulture Journal. — 2013a. — Vol. 22. — Pp. 62—92.

31. Milner R. M. Pop polyvocality : Internet memes, public participation, and the occupy Wall Street movement / R. M. Milner // International Journal of Communication. — 2013 б. — № 7. — Pp. 2357—2390.

32. Piata A. Stylistic humor across modalities : The case of classical art memes / A. Piata // Internet Pragmatics. — 2020. — Vol. 3 (2). — Pp. 174—201. — DOI: https://doi.org/10.1075/ip.00031.pia.

33. Segev E. Families and networks of Internet memes : The relationship between cohesiveness, uniqueness, and quiddity concreteness / E. Segev, A. Nissenbaum, N. Stolero, L. Shifman // Journal of Computer-Mediated Communication. — 2015. — Vol. 20 (4). — Pp. 417—433.

34. Shifman L. Memes in digital culture / L. Shifman. — Massachusets : MIT Press, 2013. — 216 p.

35. Shifman L. The cultural logic of photobased meme genres / L. Shifman // Journal of Visual Culture. — 2014. — Vol. 13 (3). — Pp. 340—358.

36. Yus F. Multimodality in memes : A cyberpragmatic approach / F. Yus // Analysing digital discourse : New insights and future discourse. — Cham, Switzerland : Palgrave Macmillan, 2019. — Pp. 105—131.

37. Varis P. Conviviality and collectives on social media : Virality, memes, and new social structures / P. Varis, J. Blommaert // Multilingual Margins. — 2014. — Vol. 2 (1). — Pp. 31—45.

38. Wiggins B. E. Memes as genre : A structurational analysis of the memescape / B. E. Wiggins, G. B. Bowers // New Media & Society. — 2015. — Vol. 17 (11). — Pp. 1886—1906.


Рецензия

Для цитирования:


Хустенко А.А. Специфика семиотической организации интернет-мемов профессионального сообщества юристов в социальных сетях. Научный диалог. 2022;11(4):258-282. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-4-258-282

For citation:


Khustenko A.A. Specificity of Semiotic Organization of Internet Memes of Professional Community of Lawyers in Social Networks. Nauchnyi dialog. 2022;11(4):258-282. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-4-258-282

Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)