Новаторские художественные стратегии в эпистолярных фрагментах Даниила Хармса (лингво-семиотический аспект)
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-1-243-261
Аннотация
Рассматривается вопрос об эволюции эпистолярной прозы на примере фрагментов Д.И. Хармса. Уделяется внимание коммуникационным аспектам с применением лингво-семиотического подхода. Представлены результаты анализа эпистолярного отрывка 1933 года в сравнении с другими образцами имитационных литературных писем. Поднимается вопрос о сходстве восприятия абсурда Д.И. Хармса и абсурда в гоголевской традиции. Автор, в частности, останавливается на тематике женитьбы и сказовых элементах у Д.И. Хармса и Н.В. Гоголя. Акцент сделан на том, что Д.И. Хармс продемонстрировал несостоятельность коммуникации, в том числе эпистолярной, при восприятии окружающего мира как абсурдного. Для изучения неозаглавленного эпистолярного фрагмента, среди прочего, используется методика, фиксирующая нарушения постулатов нормаль-ной коммуникации, которая была предложена О.Г. Ревзиной и И.И. Ревзиным. В результате установлено, что художественное средство повтора, которым пользуется Д И. Хармс, нарушает одновременно постулат об информативности нормальной коммуникации и постулат о неполноте описания, что делает невозможным эффективный эпистолярный диалог. Выявлено, что прием многократного повтора ставит под сомнение и действенность постулата о семантической связанности.
Об авторе
Г. А. КричевскийРоссия
Кричевский Григорий Александрович – профессор, Департамент интегрированных коммуникаций.
Москва.
WoS ResearcherID S-2931-2018
Список литературы
1. Апахончич Д. Редакция романа В. Б. Шкловского «ZOO или Письма не о любви» 1964 года / Д. Апахончич // Летняя школа по русской литературе. — 2015. — Т. 11. — № 4. — С. 317—326.
2. Витгенштейн Л. Философские работы / Л. Витгенштейн ; пер. с нем. М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. — Москва : Гнозис, 1994. — Часть I. — 612 с. — ISBN 5-7333-0485-6.
3. Волкова А. В. Принципы прозы XX века в творчестве Д. Хармса / А. В. Волкова // Верхневолжский филологический вестник. — 2015. — № 3. — С. 123—128.
4. Гор Г. С. Замедление времени / Г. С. Гор // Николай Клюев. Воспоминания современников / сост. П. Е. Поберезкина. — Москва : Прогресс-Плеяда, 2010. — 888 с. — ISBN 978-5-93006-091-1.
5. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / Ж.-Ф. Жаккар ; пер. с фр. Ф. А. Перовской. — Санкт-Петербург : Академический проект, 1995. — 471 с. — ISBN 5-7331-0050-8.
6. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / А. Камю // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство ; пер. с фр. — Москва : Политиздат, 1990. — С. 23—100. — ISBN 5-250-01279-5.
7. Кобринский А. А. Поэтика ОБЭРИУ в контексте русского литературного авангарда XX века / А. А. Кобринский. — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2013. — 316 с. — ISBN 978-5-4386-0106-7.
8. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл / А. Компаньон ; пер. с фр. С. Зенкина. — Москва : Издательство им. Сабашниковых, 2001. — 336 с. — ISBN 5-8242-0079-3.
9. Кувшинов Ф. В. «Тело» в художественном мире Д. И. Хармса / Ф. В. Кувшинов // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей. — Липецк : ЛГПУ, 2004. — Часть I. — С. 190—194.
10. Лазарчук Р. М. Дружеское письмо второй половины XVIII века как явление литературы : автореферат диссертации … кандидата филологических наук. (640) / Р. М. Лазарчук. — Ленинград, 1972. — 19 с.
11. Левченко Я. С. Это не любовь : Грамматика ощущений в одном эпистоляр-ном метаромане / Я. С. Левченко // Новое литературное обозрение. — 2019. — Т. 159. — № 5. — С. 125—138.
12. Логунова Н. В. Русская эпистолярная проза XX — начала XXI веков : эволюция жанра и художественного дискурса : автореферат диссертации … доктора филологических наук : 10.01.01 / Н. В. Логунова. — Москва, 2011. — 47 с.
13. Ляпин Р. С. Постмодернистский нарративные приемы в малой прозе А. Гаврилова / Р. С. Ляпин // Cuadernos de Rusística Española. — 2020. — № 16. — С. 171—181.
14. Набоков В. В. Николай Гоголь / В. В. Набоков // Лекции по русской литера-туре : Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев / пер. с англ. Ив. Толстого. — Москва : Независимая Газета, 1999. — С. 31—134.
15. Падучева Е. В. Тема языковой коммуникации в сказках Льюиса Кэрролла / Е. В. Падучева // Семиотика и Информатика. — 1982. — № 18. — С. 76—119.
16. Ревзина О. Г. Семиотический эксперимент на сцене (Нарушение постулата нормального общения как драматургический прием) / О. Г. Ревзина, И. И. Ревзин // Труды по знаковым системам V. Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1971. — С. 232—254.
17. Саблина Е. Е. Поэтика Хармса : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.01.01 / Е. Е. Саблина. — Астрахань, 2009. — 24 с.
18. Топоров В. Н. «Минус»-пространство Сигизмунда Кржижановского / В. Н. Топоров // Миф. Ритуал. Символ. Образ : Исследования в области мифопоэтического. Избранное. — Москва : Прогресс — Культура, 1995. — С. 476—574. — ISBN 5-01-003942-7.
19. Тынянов Ю. Н. Литературное сегодня / Ю. Н. Тынянов // Поэтика. История литературы. Кино. — Москва : Наука, 1976. — С. 150—166.
20. Ушакин С. А. «Не взлетевшие самолёты мечты». О поколении формального метода / С. А. Ушакин // Формальный метод : Антология русского модернизма. Системы / под ред. С. А. Ушакина. — Екатеринбург — Москва : Кабинетный ученый, 2016. — Том 1. — 952 с. — ISBN 978-5-7525-2995-5.
21. Шкловский В. Б. ZOO или Письма не о любви / В. Б. Шкловский // Жили-были. — Москва : Советский писатель, 1966. — С. 165—256.
22. Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя / Б. М. Эйхенбаум // О прозе. О поэзии : сборник статей. — Ленинград : Художественная литература, 1986. — С. 45—63.
23. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтик / Р. О. Якобсон ; пер. с англ. И. А. Мельчука // Структурализм «за» и «против» : сборник статей. — Москва : Прогресс, 1975. — С. 193—230.
24. Якобсон Р. О. Новейшая русская поэзия. Набросок первый. Виктор Хлебников / Р. О. Якобсон. — Прага : Политика, 1921. — С. 11.
25. Ямпольский М. Б. Беспамятство как исток (Читая Хармса) / М. Б. Ямпольский. — Москва : Новое литературное обозрение, 1998. — 379 с. — ISBN 5-86793-032-7.
26. Altman J. G. Epistolarity. Approaches to a Form. Columbus / J. G. Altman. — Ohio : Ohio State University Press, 1982. — 252 р.
27. Greber E. Love Letters Between Theory and Litterature. Viktor Shklovsky’s Epistolary Novel “ZOO or Letters Not About Love” / E. Greber // Primerjalna književnost. Special Issue. Ljubljana. — 2006. — № 29. — Pp. 309—322.
28. Ionesco E. Notes et contrenotes / E. Ionesco. — Paris : Gallimard, 1966. — 378 p.
29. Jaccard J. -Ph. De la réalité au texte : L’absurde chez Daniil Harms / J.-Ph. Jaccard // Cahiers du monde russe et soviétique. Juillet-décembre. — 1985. — Vol. 26. — № 3—4. — Рp. 269—312. — DOI: 10.3406/cmr.1985.2048.
30. Raspapou A. Александр Введенский и традиция абсурда / A. Raspapou. — Wydział Neofilologii UAM w Poznaniu Poznań, 2016. — 266 p. — DOI: 10.14746/9788394719852.
31. Skibska A. M. On Viktor Shklovsky’s Penchant for Forms [Electronic resource] / A. M. Skibska // Poznańskie Studia Slawistyczne. Poznań. Publishing House of the Poznań Society for the Advancement of the Arts and Sciences. — 2017. — № 13. — Рp. 17—31. — DOI:10.14746/pss.2017.13.1.
Рецензия
Для цитирования:
Кричевский Г.А. Новаторские художественные стратегии в эпистолярных фрагментах Даниила Хармса (лингво-семиотический аспект). Научный диалог. 2022;11(1):243-261. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-1-243-261
For citation:
Krichevsky G.A. Innovative Artistic Strategies in Epistolary Fragments of Daniil Kharms (Linguistic Semiotic Aspect). Nauchnyi dialog. 2022;11(1):243-261. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-1-243-261