Формы и практики межбюджетных отношений в СССР в 1950-е — первой половине 1960-х годов
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-3-355-375
Аннотация
Рассматриваются формы и практики межбюджетных отношений в СССР в 1950х — начале 1960-х годов. Отмечается, что термин межбюджетные отношения в своем расширительном толковании может быть использован для описания процессов, происходивших в бюджетной системе СССР. Уточняется, что под межбюджетными отношениями в рассматриваемый период следует понимать отношения между уровнями единой бюджетной системы Советского Союза, а не отношения между равноправными субъектами, как это трактуется в современной научной литературе. В качестве источников были привлечены делопроизводственные материалы организаций, учреждений и ведомств, участвующих на разных уровнях в регулировании межбюджетных отношений. Показано, что межбюджетные отношения осуществлялись в нескольких вариантах: 1) формирование регулирующей части доходов нижестоящих бюджетов из отчислений от налогов и доходов, поступающих в вышестоящие бюджеты; 2) осуществление межбюджетных трансфертов в виде дотаций, субсидий и субвенций; 3) реализация механизма урегулирования бюджетных разногласий. Авторы приходят к выводу, что каждая из этих форм отношений способствовала достижению баланса между доходами отдельных уровней бюджетной системы и закрепленными за ними расходными обязательствами.
Ключевые слова
Об авторах
С. А. БакановРоссия
Баканов Сергей Алексеевич – доктор исторических наук
Челябинск
И. А. Медведев
Россия
Медведев Иван Алексеевич – аспирант
Челябинск
Н. Ю. Пивоваров
Россия
Пивоваров Никита Юрьевич – кандидат исторических наук, доцент; старший научный сотрудник
Москва
Список литературы
1. Архипкин И. В. Становление и развитие налогового обеспечения местного самоуправления в России XIX—ХХ столетий : автореферат диссертации … доктора экономических наук : 08.00.01 / И. В. Архипкин. — Москва, 2008. — 49 с.
2. Болтинова О. В. Становление и развитие бюджетного законодательства Российской Федерации / О. В. Болтинова // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 3 (52). — С. 74—82.
3. Бюджетный федерализм в России : проблемы, теория, опыт. — Москва : Институт экономической политики, 2001. — 447 с. — ISBN 5-93255-040-6.
4. Евстафьева А. Х. Основы бюджетного и налогового федерализма / А. Х. Евстафьева // Инновационное развитие экономики. — 2013. — № 2 (14). — С. 38—43.
5. Караваева И. В. Приоритеты бюджетной политики в период индустриальных преобразований 1920—1930-х годов / И. В. Караваева, В. А. Мальцев // Финансы и кредит. — 2005. — № 15 (183). — С. 67—75.
6. Кордонский С. Г. Рынки власти : Административные рынки СССР и России / С. Г. Кордонский. — Москва : ОГИ, 2006. — 240 с. — ISBN 5-94282-359-6.
7. Развитие бюджетной системы в Российской Федерации и роль департамента межбюджетных отношений // Журнал Бюджет. — 2018. — № 8 (188). — С. 28—31.
8. Чуева А. С. Дефиниция «Межбюджетные отношения» : новая парадигма / А. С. Чуева // Право и государство : теория и практика. — 2020. — № 2 (182). — С. 211—214.
Рецензия
Для цитирования:
Баканов С.А., Медведев И.А., Пивоваров Н.Ю. Формы и практики межбюджетных отношений в СССР в 1950-е — первой половине 1960-х годов. Научный диалог. 2022;11(3):355-375. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-3-355-375
For citation:
Bakanov S.A., Medvedev I.A., Pivovarov N.Yu. Forms and Practices of Interbudgetary Relations in USSR in 1950s — First Half of 1960s. Nauchnyi dialog. 2022;11(3):355-375. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-3-355-375