Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Организационно-хозяйственное укрепление речного флота СССР: тенденция второй пятилетки (на примере волжского водного транспорта)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-5-175-185

Аннотация

Рассматриваются организационные и хозяйственные мероприятия, проводимые на водном транспорте в период выполнения второго пятилетнего плана. Модернизация речного флота в условиях роста водных грузопассажирских перевозок является сейчас актуальной задачей в области национальной экономики. В данной статье рассматривается историко-экономический опыт перестройки работы водного транспорта на примере волжских пароходств. Показано, что в 1930-е годы речной транспорт СССР постоянно ощущал финансово-экономические и технические трудности. Утверждается, что водный транспорт Волги имел исключительное значение в транспортной системе народного хозяйства: в середине 1930-х годов волжский флот выполнял более трети всех речных перевозок в СССР. Однако, как указывает автор, материально-техническая база подвижного состава была изношена. Кроме этого, речной транспорт испытывал проблемы как экономического, так и организационного характера. Подчеркивается, что вследствие этого темпы его модернизации были крайне медленными. Приводятся данные о том, что в 1934 году для улучшения работы и ликвидации организационных недостатков в управлении речным транспортом Народный комиссариат водного транспорта провел переустройство по принципу производственно-территориального деления. Сообщается, что на Волге было образовано три самостоятельных пароходства. Автор доказывает, что фактически такая организация перевозок не соответствовала принципу поперечного деления реки, что вызывало затруднения в работе речного флота.

Об авторе

О. А. Гоманенко
Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный университет»
Россия


Список литературы

1. ГАВО - Государственный архив Волгоградской области. Ф. 557 (Волгоградский речной порт). Оп. 19. Д. 1. Л. 3.

2. Речной транспорт в директивах коммунистической партии, законодательных актах и постановлениях Советского правительства (1918-1959). - Москва : Речной транспорт, 1959. - 230 с.

3. Речной транспорт в 1934 г. : статистические сведения. - Москва : Наркомвод, 1936. - 449 с.

4. РГАЭ - Российский государственный архив экономики. Ф. 7458 (Народный комиссариат водного транспорта). Оп. 1. Д. 1306. Л. 9 об.; Д. 1307. Л. 4, 5, 6; Д. 1308. Л. 2, 3; Д. 1589. Л. 21-27, 69, 72, 75; Д. 1606. Л. 19, 22; Д. 1619. Л. 1, 9 об.-10; Д. 1852. Л. 1; Д. 2383. Л. 41-41 об.; Д. 2385. Л. 1; Д. 2400. Л. 10.

5. Амусин М. Д. Речной транспорт в период завершения социалистической реконструкции народного хозяйства СССР (1933-1937 годы) / М. Д. Амусин. - Москва : Речной транспорт, 1963. - 238 с.

6. Гоманенко О. А. К истории финансово-хозяйственной деятельности Волжского речного транспорта в период НЭПа и первой пятилетки / О. А. Гоманенко, В. В. Булатов // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2016. - № 1 (37). - С. 75-84.

7. Речной транспорт за 50 лет Советской власти / М. Амусин [и др.] ; гл. ред. М. С. Назаров. - Москва : Транспорт, 1967. - 336 с.


Рецензия

Для цитирования:


Гоманенко О.А. Организационно-хозяйственное укрепление речного флота СССР: тенденция второй пятилетки (на примере волжского водного транспорта). Научный диалог. 2017;(5):175-185. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-5-175-185

For citation:


Gomanenko O.A. Organizational and Economic Strengthening of the USSR River Fleet: Trend of the Second Five-Years Plan (by Example of the Volga Water Transport). Nauchnyi dialog. 2017;(5):175-185. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-5-175-185

Просмотров: 441


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)