Лингвоаксиологическая речежанровая модель и ее актуализация в англоязычном драматургическом дискурсе
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-4-131-152
Аннотация
Лингвоаксиологическая специфика англоязычного драматургического дискурса выявляется сквозь призму речежанровой организации диалога. Актуальность работы обусловлена обращением к проблематике дискурсивно-коммуникативной лингвоаксиоло-гии как научного направления, находящего на этапе оформления самостоятельной исследовательской платформы. Выявлены причины лингвоаксиологической нагруженности драматургического дискурса, и предложена авторская разработка лингвоаксиологической модели речевых жанров, реализованных в пределах британского и американского драматургического диалога XX и XXI веков. Автор останавливается на пяти системных параметрах, формирующих лингвоаксиологическую речежанровую модель, и обосновывает варианты их коммуникативной манифестации. Продемонстрирован образец матричной актуализации предложенной модели на примере конкретного речевого жанра «small talk» при его включении в формат стилизованного диалогического взаимодействия. Представлены результаты сопоставительного лингвоаксиологического анализа текстовых реализаций обозначенного речевого жанра на материале четырех пространственно-временных фрагментов англоязычного драматургического дискурса. Новизна исследования видится в том, что в нем впервые применены положения теории речевых жанров при лингвоаксиологической интерпретации стилизованного диалога. Сделан вывод, что разработанная лингвоаксиологическая модель предоставляет возможность проследить как полиаспектную динамику лингвоаксиологических показателей речевого жанра по оси времени, так и его национально-маркированную специфику при актуализации в пределах драматургического диалога.
Об авторе
Ю. С. СтаростинаРоссия
Старостина Юлия Сергеевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра английской филологии.
Самара
Список литературы
1. Дементьев В. В. Теория речевых жанров / В. В. Дементьев. — Москва : Знак, 2010. — 600 с. — ISBN 978-5-9551-0409-6.
2. Дементьев В. В. Цепочки речежанровой системности: лексикализация и грамматикализация звеньев / В. В. Дементьев // Труды института русского языка им. В. В. Виноградова. — 2019. — № 20. — С. 36—48. — DOI: 10.31912/pvrli-2019.20.4.
3. Зубкова Я. В. Структура коммуникативной реальности / Я. В. Зубкова, М. Р. Желтухина // Балтийский гуманитарный журнал. — 2021. — Т. 10. — № 1 (34). — С. 352—354. — DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0083.
4. Карасик В. И. Высказывание, жанр, дискурс : семиотическое моделирование / В. И. Карасик // Жанры речи. — 2020. — № 2 (26). — С. 90—99. — DOI: 10.18500/2311-0740-2020-2-26-90-99.
5. Косова К. И. Small talk как универсальный фатический жанр в глобальном коммуникативном пространстве / К. И. Косова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2014. — № 2 (87). — С. 34—38.
6. Маслова В. А. Теория речевых жанров сквозь призму современной лингвистики / В. А. Маслова // Жанры речи. — 2021. — № 1 (29). — С. 6—11. — DOI: 10.18500/2311-0740-2021-1-29-6-11.
7. Пикалина А. С. Тактическая организация ссоры как речевого жанра / А. С. Пикалина // Гуманитарный научный вестник. — 2021. — № 4. — С. 108—113. — DOI: 10.5281/zenodo.4769148.
8. Рабенко Т. Г. Речевой жанр с позиций лингвистической вариантологии (на материале речевого жанра “личное письмо”) / Т. Г. Рабенко // Научный диалог. — 2017. — № 12. — С. 189—199. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-189-199.
9. Сахарова О. В. Жанры и роли (к вопросу о жанровой организации драматургического дискурса) / О. В. Сахарова // Жанры речи. — 2015. — № 2 (12). — С. 112—118.
10. Седов К. Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации / К. Ф. Седов // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. — Москва : Лабиринт, 2007. — С. 7—38. — ISBN 5-87604-190-4.
11. Слышкин Г. Г. Феномен ценности в философии и лингвокультурологии / Г. Г. Слышкин // Ценности в лингвокультурном аспекте: языковое сознание, коммуникация, текст : материалы международной научной конференции, Тяньцзинь, 25 ноября 2017 года / Тяньцзиньский университет иностранных языков. — Тяньцзинь : [б. и.], 2017. — С. 3—9.
12. Смолина А. Н. Модель описания речевого жанра «духовное эссе» : основные параметры и реализация (теолингвистический аспект) / А. Н. Смолина // Научный диалог. — 2021. — № 10. — С. 134—152. — DOI: 10.24224/2227-1295-2021-10-134-152.
13. Старостина Ю. С. Лингвоаксиологические параметры британского драматургического дискурса (на материале пьесы Дж. Пристли “Опасный поворот”) / Ю. С. Старостина // Вестник Пятигорского государственного университета. — 2020. — № 4. — С. 25—30.
14. Тюкаева Н. И. Системное моделирование образа автора в текстах одного речевого жанра / Н. И. Тюкаева, К. И. Бринев // Научный диалог. — 2021. — № 10. — С. 153—174. — DOI: 10.24224/2227-1295-2021-10-153-174.
15. Чекулай И. В. Аспекты соотношения дихотомии «язык» и «речь», «ценность» и «оценка» / И. В. Чекулай, О. Н. Прохорова // Исследования языка и современное гуманитарное знание. — 2021. — Т. 3. — № 2. — С. 167—173. — DOI: 10.33910/2686-830X-2021-3-2-167-173.
16. Черкасс И. А. Типология речевых жанров : флирт как непрямой речевой жанр / И. А. Черкасс // Гуманитарные и социальные науки. — 2019. — № 6. — С. 241—251. — DOI: 10.23683/2070-1403-2019-77-6-241-251.
17. Anisimova T. Principles of Describing a Private Rhetoric Genres System / T. Anisimova, S. Chubay, N. Prigarina // SHS Web Conf. : The International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics : The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH-2018). — 2018. — Vol. 50. — Pp. 1—5. — DOI: 10.1051/shsconf/20185001041.
18. Boromisza-Habashi D. Speech genres and cultural value in the Anglo-American public speaking course as a site of language socialization / D. Boromisza-Habashi, L. Reinig // Journal of International and Intercultural Communication. — 2018. — Vol. 2 (11). — Pp. 117—135. — DOI: 10.1080/17513057.2018.1428765.
19. Foad C. Perception of values over time and why they matter / C. Foad, P. Hanel, G. R. Maio // Journal of Personality. — 2020. — Nov. — Pp. 1—17. — DOI: 10.111/jopy.12608.
20. Gabunia Z. Genre speech as a unit of modern linguistics / Z. Gabunia, M. Kremshokalova // Cuadernos de rusística española. — 2014. — Vol. 10. — Pp. 15—24. — DOI: 10.30827/cre.v10i0.2593.
21. Ivanova M. A. The Impact of Cultural Differences on Small Talk Style / M. A. Ivanova, O. V. Novichkova // Communicative challenges of the XXI century. — Saratov : IC “Science”, 2018. — Pp. 102—106.
22. Narang T. K. To Each Their Own [Electronic resource] / T. K. Narang. — Originally published in 2015. — Access mode : https://proplay.ws/to-each-their-own (accessed 21.11.2021).
23. Pitt P. A Love Never Forgotten [Electronic resource] / P. Pitt. — Originally published in 2016. — Access mode : https://artsdocbox.com/Humor/103448699-Alove-never-forgotten-one-act-play-peter-pitt.html (accessed 24.11.2021).
24. Priestley J. B. The plays / J. B. Priestley. — London : Heinemann, 1973. — ISBN 0434603406 9780434603404.
25. Vinel E. The impact of speech genres on the use of referring expressions / E. Vinel, A. Salazar-Orvig, G. de Weck // The Acquisition of Referring Expressions : A dialogical approach. — Paris : John Benjamins Publishing Houses, 2021. — Pp. 288—316. — DOI: 10.1075/tilar.28.
Рецензия
Для цитирования:
Старостина Ю.С. Лингвоаксиологическая речежанровая модель и ее актуализация в англоязычном драматургическом дискурсе. Научный диалог. 2022;11(4):131-152. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-4-131-152
For citation:
Starostina Yu.S. Linguo-Axiological Speech-Genre Model and Its Actualization in English Drama Discourse. Nauchnyi dialog. 2022;11(4):131-152. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-4-131-152