Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Великая отечественная война в советском и постсоветском кинематографе: проблемы ремедиации

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-7-197-211

Аннотация

Статья поднимает вопрос о специфике репрезентации Великой Отечественной войны в советском и постсоветском кинематографе. Представлены результаты сравнительного  анализа  героического нарратива, восходящего к пропаганде военного времени и ярче всего проявившегося в послевоенных киноэпопеях, а также трагического нарратива, неразрывно связанного с лейтенантской прозой периода «оттепели». Уделяется внимание изменениям образов советского кинематографа в российских фильмах о войне 2000-х годов. Доказывается, что эти изменения в современных сериалах и ремейках критически оцениваются как в академических исследованиях, так и молодежной аудиторией. На основе дискуссий в десяти фокус-группах анализируются основные критические позиции. Особое внимание уделяется проблеме ремедиации — преобладанию визуальных образов, лишь внешне копирующих популярные советские фильмы, без самостоятельной рефлексии относительно специфики и смысла военного опыта. Авторы отмечают, что понятие ремедиации позволяет перенести акцент с недовольства отдельными деталями фильмов о Великой Отечественной войне на общую проблему изменения медиарежима в современном обществе и перейти к анализу механизмов его функционирования.

Об авторах

К. В. Игаева
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

Игаева Ксения Владимировна, младший научный сотрудник, преподаватель, кафедра всеобщей истории

Нижний Новгород



Ф. В. Николаи
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

Николаи Федор Владимирович, доктор философских наук, доцент, старший научный сотрудник

Нижний Новгород



Список литературы

1. Габович М. Памятник и праздник : трансформация Дня Победы / М. Габович // Неприкосновенный запас. — 2015. — № 3 (101). — С. 93—111.

2. Добренко Е. Музей революции : советское кино и сталинский исторический нарратив / Е. Добренко. — Москва : Новое литературное обозрение, 2008. — 424 с. — ISBN 978-5-86793-585-6.

3. Линченко А. А. «И значит нам нужна одна победа…» : память о Победе в советской и российской школе / А. А. Линченко, О. В. Головашина // Диалог со временем. — 2019. — № 67. — С. 99—113. — DOI: 10.21267/AQUILO.2019.67.30836.

4. Лямзин А. В. Базовые образы Великой Отечественной войны в советском и постсоветском кинематографе как элементы российской национальной идентичности / А. В. Лямзин // История и современное мировоззрение. — 2019. — № 1. — С. 73—80.

5. Мордвинов А. А. Трансформация Дня Победы : «в ногу со временем» / А. А. Мордвинов, К. В. Игаева // Диалог со временем. — 2021. — № 77. — С. 436—441. — DOI: 10.21267/AQUILO.2021.77.77.035.

6. Мурадов А. Б. Великая Отечественная война на телевизионном экране : художественно-эстетические решения в многосерийных фильмах : автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения: 17.00.03 / А. Б. Мурадов. — Москва, 2018. — 24 с.

7. Николаи Ф. В. Дискурс безопасности и политическая анатомия страха в эпоху «новых войн» / Ф. В. Николаи // Логос. — 2019. — № 3 (130). — С. 217—230. — DOI: 10.22394/0869-5377-2019-3-217-228.

8. Николаи Ф. В. «Третья волна» memory studies : культурная память между опытом и репрезентацией / Ф. В. Николаи // Диалог со временем. — 2018. — № 63. — С. 369—374.

9. Петрова А. П. Специфика репрезентации военного прошлого в российском коммеморативном и ревизионистском кинематографе XXI века / А. П. Петрова // Концепт : философия, религия, культура. — 2020. — № 2 (14). — С. 155—169. — DOI: 10.24833/2541-8831-2020-2-14-155-169.

10. Родионова О. В. Образ Великой Отечественной войны в кинематографе как отражение культурно-исторической памяти и механизм самоидентификации / О. В. Родионова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. — 2017. — № 1. — С. 146—171.

11. Талавер А. Память о Великой Отечественной войне в постсоветском кинематографе. Этапы осмысления прошлого (от 1990-х к 2000-м) / А. Талавер. — Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2013. — 56 с.

12. Трофимов А. В. Визуальные образы Великой Отечественной войны в советском послевоенном кино / А. В. Трофимов // Исторический курьер. — 2020. — № 3 (11). — С. 113—124. — DOI: 10.31518/2618-9100-2020-3-11.

13. Хрюкин Д. А. «Военный фильм» как жанр : мотивы памяти в образной системе фильмов о Великой Отечественной войне 1970-х гг. / Д. А. Хрюкин // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2017. — № 6. — С. 131—136. — DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-131-136.

14. Чистякова В. О. Отечественное военное кино 1911—2011 гг. : медиатизация памяти / В. О. Чистякова // Культурологический журнал. — 2012. — № 3. — С. 3.

15. Allison Т. Destructive Sublime World War II in American Film and Media / T. Allison. — New Brunswick : Rutgers University Press, 2018. — 248 р. — ISBN-10 081359748X.

16. Assmann A. Canon and Archive / A. Assmann // Cultural Memory Studies : An International and Interdisciplinary Handbook / Ed. by. A. Erll, A. Nünning. — Berlin : de Gruyter, 2008. — Pp. 97—107.

17. Bolter J. Remediation. Understanding New Media / J. Bolter, R. A. Grusin. — Cambridge : MIT Press, 1999. — 295 p. — ISBN 0-262-02452-7.

18. Brunow D. Remediating Transcultural Memory / D. Brunow. — Berlin, N.Y : De Gruyter, 2015. — 252 р.

19. Erll A. Remembering across Time, Space, and Cultures : Premediation, Remediation and the “Indian Mutiny” / A. Erll // Mediation, Remediation, and the Dynamics of Cultural Memory / Ed. by A. Erll, A. Rigney. — Berlin, N.Y : De Gruyter, 2009. — Pp. 109—138.

20. Erll A. Cultural Memory and its Dynamics / A. Erll, A. Rigney // Mediation, Remediation, and the Dynamics of Cultural Memory. — Berlin, N.Y : De Gruyter, 2009. — Pp. 1—14.

21. Grusin R. A. Premediation : Affect and Mediality After 9/11 / R. A. Grusin. — N.Y : Palgrave Macmillan, 2010. — 240 р. — ISBN-13: 978-0230242524 ; ISBN-10: 0230242529.

22. White H. Historiography and Historiophoty / H. White // American Historical Review. — 1988. — Vol. 93. — № 3. — Pp. 1193—1199.

23. Youngblood D. Russian War Films : On the Cinema Front, 1914—2005 / D. Youngblood. — Lawrence : University Press of Kansas, 2006. — 319 р. — ISBN-10 0700617612.


Рецензия

Для цитирования:


Игаева К.В., Николаи Ф.В. Великая отечественная война в советском и постсоветском кинематографе: проблемы ремедиации. Научный диалог. 2022;11(7):197-211. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-7-197-211

For citation:


Igaeva K.V., Nikolai F.V. Great Patriotic War in Soviet and Post-Soviet Cinematography: Problems of Remediation. Nauchnyi dialog. 2022;11(7):197-211. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-7-197-211

Просмотров: 577


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)