Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Особенности антропоморфного повествования в современной прозе

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-7-304-317

Аннотация

Рассматриваются  повествовательные структуры романов Е. ЧеширКо, О. Роя. Охарактеризована повествовательная полифония, при которой голос субъективированного ненадежного нарратора дополняется голосом объективированного повествователя либо голосами других героев, что приводит к трансформациям жанровой основы произведения. Определено, что в романах повествование от лица героя-нечеловека приводит к появлению черт магического реализма, к которым относятся особый бинарный хронотоп, включающий черты современного реального и иного мира, особый тип героя, который является либо представителем иного мира, либо медиатором между двумя мирами. Актуальность исследования определяется необходимостью изучения повествовательных инстанций в современной прозе. Новизна видится в том, что на материале современных романов, объединенных рядом признаков, охарактеризована повествовательная полифония, определены способы ее создания, а также проведены наблюдения над стилевыми особенностями означенных романов, которые до этого не были предметом пристального литературоведческого анализа. Доказано, что полифония повествовательных образов расширяет возможности сюжета, стиля, а также взгляда на человека как предмет изображения. В данной работе используются сопоставительный метод, а также метод интертекстуального анализа.

Об авторе

О. И. Осипова
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
Россия

Осипова Ольга Ивановна, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного

Владивосток



Список литературы

1. Алпатова Т. А. «Мамлеевский Кот» : к феноменологии художественного мира писателя / Т. А. Алпатова // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («Смирновские чтения») : Сборник статей по итогам III Международной научной конференции, Москва, 29—30 июня 2018 года. — Москва : Московский государственный областной университет, 2019. — С. 25—32.

2. Атарова К. Н. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе / К. Н. Атарова, Г. А. Лесскис // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. — 1980. — Т. 39. — № 1. — С. 33—46.

3. Афанасьева О. М. Концепт «Кот» в современном медиапространстве (на материале российских СМИ 2000—2020 гг.) / О. М. Афанасьева // Знак : проблемное поле медиаобразования. — 2020. — № 2 (36). — С. 136—147. — DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10214.

4. Божкова Г. Н. Анималистические образы в современной детской прозе / Г. Н. Божкова, И. Г. Шабалина, А. Г. Шайхлисламова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2018. — № 5 (83). — Часть 1. — С. 13—16. — DOI: d10.30853/filnauki.2018-5-1.2.

5. Гордеева З. А. Образ кошки в современной культуре / З. А. Гордеева // Гуманитарные исследования. — 2016. — № 1 (10). — С. 112—114.

6. Дземидок Б. О комическом / Б. Дземидок. — Москва : Прогресс, 1974. — 224 с.

7. Жиндеева Е. А. Ассоциоативно-эмотивное представление образа кота в творчестве Н. Рузанкиной : традиции и новаторство / Е. А. Жиндеева, Ю. И. Щанкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2014. — Т. 16. — № 2 (4). — С. 931—937.

8. Карпова А. В. Особенности хронотопа в литературе магического реализма (на примере творчества А. В. Иванова и Д. А. Глуховского) / А. В. Карпова // Казанская наука. — 2022. — № 2. — С. 19—21.

9. Киселёва М. С. Кошка как персонификация семейного духа-хранителя в современном русском фольклоре / М. С. Киселёва // Гуманитарные исследования. — 2017. — № 3 (16). — С. 107—110.

10. Кихней Л. Г. Поликультурное или культурно не атрибутированное пространство как воплощение инобытия в современной «мистической прозе» (М. Петросян, В. Пелевин, Л. Наумов) / Л. Г. Кихней // Россия в мире : проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Москва — Пенза, 25—26 марта 2019 года. — Пенза : Пензенский государственный технологический университет, 2019. — С. 46—55.

11. Кондаков И. В. «Кот учёный» в русской и мировой культуре / И. В. Кондаков // Международный журнал исследований культуры. — 2014. — № 4 (17). — С. 125—136.

12. Мисюров Н. Н. Прецедентные феномены романа Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» (типология чтения и процесс «порождения» текста) / Н. Н. Мисюров // Коммуникативные исследования. — 2021. — Т. 8. — № 4. — С. 851—868. — DOI: 10.24147/2413-6182.2021.8(4).851-868.

13. Мостепанов А. А. Значимость гендерной идентификации персонажей в сказке Р. Киплинга «Кот, который гулял сам по себе» / А. А. Мостепанов // Вестник Челябинского государственного университета. — 2011. — № 25 (240). Филология. Искусствоведение. — С. 108—111.

14. Осьмухина О. Ю. Концепция пути в романах «Путь Мури» Ильи Бояшова и «Хроники странствующего кота» Хиро Арикавы / О. Ю. Осьмухина, О. С. Сухих // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — № 2. — С. 316—330. — DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-2-316-330.

15. Падучева Е. В. Семантические исследования : семантика нарратива / Е. В. Падучева. — Москва : Языки русской культуры, 1996. — 464 с. — ISBN 5-88766-046-5.

16. Саморуков И. И. Массовая литература : проблема художественной рефлексии : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.01.01 / И. И. Саморуков. — Самара, 2006. — 19 с.

17. Тарса Я. Коты Наташи — квинтэссенция интернет-мема / Я. Тарса // Язык. Культура. Коммуникация : изучение и обучение : Материалы IV Международной научно-практической конференции, Орёл, 13 октября 2020 года. — Орёл : Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2020. — С. 70—74.

18. Тюпа В. И. Нарративная стратегия романа / В. И. Тюпа // Новый филологический вестник. — 2011. — № 3 (18). — С. 8—25.

19. Черновская М. С. Опыт нарративного анализа произведений современной массовой литературы / М. С. Черновская // Дискуссия. — 2013. — № 7. — С. 100—104.

20. Чернухина И. Я. Очерк стилистики художественного прозаического текста : Факторы текстообразования / И. Я. Чернухина. — Воронеж : Издательство Воронежского государственного университета, 1977. — 207 с.

21. Genette G. Narrative Discourse : An Essay in Method. [Electronic resource] / G. Genette. — Access mode : https://archive.org/stream/NarrativeDiscourseAnEssayInMethod/NarrativeDiscourseAnEssayInMethod_djvu.txt (accessed 12.08.2028).

22. The Oxford companion to English literature / ed. by Margaret Drabble. — 6th. — Oxford university press, 2000. — Pp. 629—630. — ISBN 0-19-861453-5.


Рецензия

Для цитирования:


Осипова О.И. Особенности антропоморфного повествования в современной прозе. Научный диалог. 2022;11(7):304-317. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-7-304-317

For citation:


Osipova O.I. Features of Anthropomorphic Narrative in Modern Prose. Nauchnyi dialog. 2022;11(7):304-317. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-7-304-317

Просмотров: 402


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)