Рекламный спецпроект в сетевых СМИ: характеристики явления в зеркале российских исследований
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-8-140-165
Аннотация
Выполнен обзор российских исследований, которые посвящены изучению содержательных и структурных особенностей рекламных спецпроектов. Это явление находится на стыке мультимедийной журналистики, digital-маркетинга и Public Relations. Оно еще не получило четких формулировок определения и не имеет строгой классификации ввиду динамичного развития в рамках последнего десятилетия (с момента появления первых примеров спецпроектов в 2012 году). При этом спецпроекты можно назвать одним из постоянных направлений работы редакций современных российских интернет-СМИ. Создание спецпроектов по заказу брендов позволяет СМИ поддерживать самоокупаемость путем предоставления креативной и максимально эффективной рекламной услуги. Статья включает обзор точек зрения российских ученых на отличительные характеристики спецпроекта от других журналистских материалов, содержит варианты трактовок определения «рекламный спецпроект» и варианты видов и типов явления. В статье делается вывод о том, что исследователи относят спецпроекты к нестандартным материалам СМИ, отмечают их интегративную природу, тяготение к мультимедийности и обязательное наличие маркетинговых целей.
Ключевые слова
Об авторе
К. А. БолдинаРоссия
Болдина Ксения Александровна - кандидат политических наук, доцент, кафедра журналистики.
Нижний Новгород
Список литературы
1. Анюхина А. М. Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа / А. М. Анюхина // Знак : проблемное поле медиаобразования. — 2017. — № 2 (24). — С. 146—150.
2. Борщева Н. Н. Инновационные технологии создания рекламного текста в Интернете / Н. Н. Борщева // Вестник Челябинского государственного университета. — 2016. — № 13 (395). — С. 34—41.
3. Вартанова Е. Л. СМИ России как индустрия развлечений / Е. Л. Вартанова, С. С. Смирнов // Медиаскоп. — 2009. — № 4. — С. 13.
4. Всеволодова А. В. Особенности применения информационных технологий в обучении мультимедийной журналистике (на примере создания лонгридов) / А. В. Всеволодова, А. Н. Павлова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2020. — Т. 2. — № 2 (32). — С. 128—137.
5. Вырковский А. В. Восприятие аудиторией различных видов текста в российских деловых интернет-СМИ / А. В. Вырковский, М. А. Любимцева // Вестник Московского университета. Серия 10 : Журналистика. — 2015. — № 2. — С. 143—167.
6. Добросклонская Т. Г. Медиатекст : теория и методы изучения / Т. Г. Добросклонская // Вестник Московского университета. Серия 10 : Журналистика. — 2005. — № 2. — С. 28—35.
7. Золотухина Т. В. Коммуникационные стратегии нишевых медиа в решении проблемы самоокупаемости / Т. В. Золотухина // Современная медиасреда : традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей : межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов, Санкт-Петербург, 09—11 марта 2016 года / Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ. — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 81—89.
8. Иванова Л. В. Использование теории связей с общественностью в учебном процессе подготовки журналистов (на примере освоения формата «спецпроект») / Л. В. Иванова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2016. — № 9 (391). — С. 78—86.
9. Катенева И. Г. Особенности функционирования инфографических рекламных проектов на страницах электронных изданий (на примере интернет-журнала «Сиб.фм») / И. Г. Катенева // Вопросы журналистики. — 2017. — № 2. — С. 48—59. — DOI: 10.17223/26188422/2/4.
10. Коробейникова К. А. Классификация нестандартных форм рекламы в Интернете / К. А. Коробейникова // Вестник Московского университета. Серия 10 : Журналистика. — 2011. — № 1. — С. 189—202.
11. Левкова Т. В. Рекламные спецпроекты и их влияние на конверсию интернет-магазина / Т. В. Левкова, Л. А. Шишкина // Экономика устойчивого развития. — 2014. — № 4 (20). — С. 123—127.
12. Лободенко Л. К. Жанровое своеобразие медиатекстов рекламной журналистики / Л. К. Лободенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Лингвистика. — 2014. — Т. 11. — № 1. — С. 114—119.
13. Лободенко Л. К. Концептуальная модель регионального интернет-СМИ кросс-коммуникативные аспекты : специальность «Журналистика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук : 10.01.10 / Л. К. Лободенко. — Москва, 2015. — 22 с.
14. Лободенко Л. К. Особенности использования рекламы в коммуникационной политике интернет-СМИ / Л. К. Лободенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Лингвистика. — 2014. — Т. 11. — № 2. — С. 5—9.
15. Макарина А. И. Особенности использования нативной рекламы в современных русскоязычных интернет-изданиях / А. И. Макарина, К. В. Маркелов // Медиаскоп. — 2021. — № 1. — С. 1. — DOI: 10.30547/mediascope.1.2021.9.
16. Мелехова А. С. Развитие цифровых нативных коммуникаций / А. С. Мелехова // Формирование конкурентной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами : Сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Пенза, 12—13 мая 2022 года / Под научной редакцией О. А. Лузгиной. — Пенза : Пензенский государственный аграрный университет, 2022. — С. 130—134. — ISBN 978-5-94338-906-1.
17. Мордовин А. В. Цифровая реклама в кросс-канальных коммуникациях / А. В. Мордовин, Н. С. Полусмакова // Вестник Воронежского государственного унверситета инженерных технологий. — 2017. — Т. 79. — № 4 (74). — С. 297—305. — DOI: 10.20914/2310-1202-2017-4-297-305.
18. Мультимедийные технологии СМИ / Н. О. Автаева, В. А. Бейненсон, К. А. Болдина, А. Л. Коданина, О. Н. Савинова. — Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 2020. — 171 с.
19. Пантелеева И. А. Интерактивные технологии в рекламе : особенности построения рекламной коммуникации в интернет-сегменте / И. А. Пантелеева, Г. Ю. Прокопьева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2014. — № 3 (144). — С. 172—178.
20. Парамонова Т. А. Кросс-коммуникативное взаимодействие журналистики, рекламы и PR в рекламно-информационных СМИ (на материале специальных проектов журнала «Первый») / Т. А. Парамонова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2017. — № 3 (399). — С. 82—90.
21. Прокопенкова А. С. Разработка концепции продвижения проекта Sony на площадке Babyblog / А. С. Прокопенкова, В. Н. Смирнов // Бюллетень науки и практики. — 2020. — Т. 6. — № 2. — С. 226—229. — DOI: 10.33619/2414-2948/51/23.
22. Прохорова Н. В. Феномен спецпроектов в современном российском медиа-пространстве / Н. В. Прохорова // Знак : проблемное поле медиаобразования. — 2014. — № 2 (14). — С. 54—63.
23. Рзаева М. Э. Оценка эффективности спецпроектов в российских онлайн-медиа через определение цены контакта [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://jf.spbu.ru/essais/2916-10072.html (дата обращения 19.08.2022).
24. Рыжов В. В. Повышение эффективности реализации государственных программ РФ, путем создания интерактивных порталов об их деятельности / В. В. Рыжов // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2019. — № 11 (39). — С. 360—365.
25. Сапрыкина Н. В. Нативная реклама и ее возможности для продвижения продовольственных товаров / Н. В. Сапрыкина, Е. В. Шаповалова // Современное состояние и приоритетные направления развития аграрной экономики в условиях импортозамещения : Материалы международной научно-практической конференции, пос. Персиановский, 09 февраля 2017 года. — Персиановский : Донской государственный аграрный университет, 2017. — С. 90—92.
26. Сизова Ю. В. Спецпроекты в новых медиа / Ю. В. Сизова // Новые медиа для современной молодежи : Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 05 апреля 2019 года / Под редакцией Л. Е. Виноградовой, Е. Н. Туголуковой. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. — С. 99—103.
27. Симакова С. И. Мультимедийный сторителлинг — теоретическое осмысление / С. И. Симакова, А. П. Енбаева, Т. Б. Исакова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2019. — Т. 1. — № 1. — С. 222—230.
28. Симакова С. И. Мультимедийный лонгрид в самостоятельной работе студентов-журналистов / С. И. Симакова, Т. Б. Исакова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2017. — Т. 2. — № 3. — С. 255—268.
29. Тепляшина А. Н. Способы выживания российских СМИ и медиахолдингов в условиях кризиса / А. Н. Тепляшина, К. И. Омельченко // Коммуникации. Медиа. Дизайн. — 2016. — Т. 1. — № 4. — С. 54—69.
30. Тертычный А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. — 6-е издание, исправленное и дополненное. — Москва : Аспект пресс, 2017. — 320 с. — ISBN 978-5-7567-0875-2.
31. Шестеркина Л. П. Базовые подходы к созданию универсального медиатекста в Интернет-СМИ / Л. П. Шестеркина, Л. К. Лободенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Лингвистика. — 2013. — Т. 10. — № 2. — С. 42—46.
32. Шестеркина Л. П. Сравнительный анализ жанров журналистских и рекламных медиатекстов / Л. П. Шестеркина, Л. К. Лободенко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2013. — № 9. — С. 278—286.
33. Щербакова А. М. Рекламные кампании в формате спецпроектов в интернет-среде / А. М. Щербакова, Т. Б. Рыжкова // Юность науки : Сборник студенческих научных статей / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российский государственный гуманитарный университет. — Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 2019. — С. 379—385.
Рецензия
Для цитирования:
Болдина К.А. Рекламный спецпроект в сетевых СМИ: характеристики явления в зеркале российских исследований. Научный диалог. 2022;11(8):140-165. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-8-140-165
For citation:
Boldina K.A. Advertising Special Project in Online Media: Characteristics of Phenomenon in Russian Research. Nauchnyi dialog. 2022;11(8):140-165. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-8-140-165