Стратегии и тренды развития современных массмедиа в контексте глобализационных процессов: региональный аспект
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-8-185-204
Аннотация
Рассматриваются вопросы становления и специфики развития новых медиа Липецкой области. Акцентируется внимание на проблемах глобализации и модификации региональных средств массовой информации на современном этапе. Представлены результаты сопоставительного анализа традиционных и новых медиа в условиях конвергенции. Поднимается вопрос о мультимедизации журналистики, переходе традиционных изданий в онлайн-формат и трансформации видов потребления информации аудиторией. Особое внимание уделяется изменениям, происходящим в локальных СМИ Липецкой области в результате медиаконвергенции. Новизна исследования выражена в комплексном анализе тенденций и определении перспектив развития региональных медиа. Актуальность исследования обусловлена активным расширением процессов медиа-конвергенции, мультимедизации журналистики, переходом традиционных изданий на интернет-платформы. Доказано, что развитие коммуникационных технологий привело к модификации СМИ, глобализационные и конвергентные факторы определяют формирование современной медиасистемы. Информационно-коммуникационный аспект глобализации в наибольшей степени проявляется в процессах взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений, развитии информационно-коммуникационных технологий, интеграции средств массовой коммуникации, увеличении числа глобальных СМИ и возрастающей роли интернета.
Ключевые слова
Об авторах
М. С. ШтейманРоссия
Штейман Марина Станиславовна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра литературоведения и журналистики.
Елец
Н. В. Зайцева
Россия
Зайцева Надежда Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра литературоведения и журналистики.
Елец
Список литературы
1. Баранова Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика / Е. А. Баранова. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 269 с. — ISBN 978-5-9916-3469-4.
2. Бурдье П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье. — Москва : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. — 160 с. — ISBN 5-7333-0041-8.
3. Вартанова Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ? / Е. Л. Вартанова // Информационное общество. — 1999. — № 5. — С. 11—14.
4. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран / Е. Л. Вартанова. — Москва : Аспект-Пресс, 2003. — 335 с.
5. Вольфсон Ю. Р. Проблема классификации теорий информационного общества / Ю. Р. Вольфсон, А. Е. Вольчина // Современные исследования социальных проблем. — 2017. — Т. 8. — № 3. — С. 80—110. — DOI: 10.12731/2218-7405-2017-3-80-110.
6. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. — Москва : Эдиториал УРСС, 1999. — 665 с. — ISBN 5-901006-82-8.
7. Горошко Е. И. Интернет-коммуникация как новая речевая формация / Е. И. Горошко. — Москва : Наука, Издательство Флинта, 2012. — 323 с. — ISBN 978-5-9765-1310-5.
8. Засурский И. И. Массмедиа второй республики / И. И. Засурский. — Москва : Издательство Московского университета, 1999. — С. 87. — ISBN 5-211-04108-9.
9. Коноплев Д. Э. Современные медиасистемы : кризис традиционных СМИ / Д. Э. Коноплев // Знак : проблемное поле медиаобразования. — 2020. — № 1 (35). — С. 158—162.
10. Лукина М. М. СМИ в пространстве Интернета : Учебное пособие / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. — Москва : Факультет журналистики. — МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. — 87 с. — ISBN 5-7776-0068-9.
11. Многоликая глобализация / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона ; Пер. с англ. В. В. Сапова, под ред. М. М. Лебедевой. — Москва : Аспект-Пресс, 2004. — 379 с. — ISBN 5-7567-0320-9.
12. Отечественная теория медиа : основные понятия : словарь / под ред. Е. Л. Вартановой. — Москва : Факультет журналистики МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019. — 246 с.
13. Полякова Н. Л. ХХ век в социологических теориях общества / Н. Л. Полякова. — Москва : Логос, 2004. — 384 с. — ISBN 5-8163-0060-1.
14. Уразова С. Л. Медиакоммуникации в фокусе цифровых трансформаций / С. Л. Уразова // МедиаАльманах. — 2015. — № 6. — С. 21—29.
15. Фомченков Т. СМИ ищут новые форматы [Электронный ресурс] / Т. Фомченков // «Российская газета». — Союз. Беларусь-Россия. — 2020. — 18 ноября. — № 43 (959). — Режим доступа : https://rg.ru/2020/11/18/novye-media-chasto-vyigryvaiut-u-tradicionnyh.html (дата обращения 17.04.2021).
16. Хомякова А. А. Жизненный цикл социальных сетей / А. А. Хомякова, А. Д. Белова Ю. А. Серкова // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». — 2020. — № 46. — С. 79—89.
17. Domingo D. Four Dimensions of Journalistic Convergence : A preliminary approach to current media trends at Spain / D. Domingo // Рaper for the 8th International Symposium of Online Journalism. — University of Texas at Austin, 2007. — 18 p.
18. Jenkins H. Convergence? I Diverge / H. Jenkins // Digital Renaissance. — 2001. — № 5. — С. 93.
19. Meikle G. Media convergence : networked digital media in everyday life / G. Meikle, S. Young. — London : Palgrave Macmillan, 2012. — 242 р. — ISBN-978-0230228948.
20. Pool I. de Sola. Technologies of Freedom / I. de Sola Pool. — Cambridge, Mass : Belknap Press, 1983. — 299 p.
Рецензия
Для цитирования:
Штейман М.С., Зайцева Н.В. Стратегии и тренды развития современных массмедиа в контексте глобализационных процессов: региональный аспект. Научный диалог. 2022;11(8):185-204. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-8-185-204
For citation:
Shteiman M.S., Zaitseva N.V. Strategies and Trends in Development of Modern Mass Media in Globalization Processes: a Regional Aspect. Nauchnyi dialog. 2022;11(8):185-204. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-8-185-204