Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Педагогическая доминанта ренессансного рефлексивного дискурса : концепция развивающего обучения и воспитания Мишеля Монтеня

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-104-120

Аннотация

Изучаются языковые и аксиологические особенности концептуализации педагогических воззрений в рефлексивном дискурсе Мишеля Монтеня. Особенностью выбранной исследовательской проблематики является рассмотрение текстового корпуса исторической личности XVI века с точки зрения репрезентации рефлексивного дискурса. Актуальность темы исследования обусловлена важностью обращения к исторически сформировавшимся лингвокультуным идеалам (образование, наука, воспитание). Исследование проведено с опорой на принципы антропоцентризма и нарративизма, а также с использованием методов корпусного анализа текста (в открытом онлайн-корпусе Montaigne à l’Œuvre). Впервые выполнено моделирование педагогической доктрины автора с позиции ее концептуально-ценностного выражения. Материальная база исследования представлена 8 тематически отобранными главами из «Essais» Монтеня, размещенными в аутентичном среднефранцузском орфографическом варианте на сайте корпуса MonLOE. Доказано, что в труде Монтеня закладываются концептуальные и ценностные основы гуманитарного образования, рассматриваемого как система воспитания и становления личности, способной к построению собственного суждения. Анализ показал, что педагогическая программа Монтеня опирается на такие компоненты образовательной парадигмы XXI века, как развивающее, личностно ориентированное, индивидуальное обучение и гармоничное развитие. 

Об авторе

В. А. Райскина
Московский городской педагогический университет
Россия

Райскина Валерия Александровна –кандидат филологических наук, доцент кафедры романской филологии

Москва

 



Список литературы

1. Викулова Л. Г. Французский литератор XVII века : энциклопедическая доминация, лингвистическая компетенция, коммуникативное лидерство / Л. Г. Викулова // Древняя и Новая Романия. — 2016. — № 17. — С. 266—278.

2. Диалог культур. Культура диалога : Человек и новые социогуманитарные ценности : коллективная монография / Н. В. Барышников, А. Л. Бердичевский, Л. Г. Викулова. — Москва : НЕОЛИТ, 2017. — 424 с. — ISBN 978-5-9909479-7-9.

3. Дугашев В. В. Межпредметные связи как ключевая компетенция в педагогической системе развивающего обучения / В. В. Дугашев, А. В. Петров // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 1 (44). — С. 89—93.

4. Нечаев Н. Н. Развитие и обучение : при каких условиях обучение может стать «Развивающим»? / Н. Н. Нечаев // Российский психологический журнал. — 2015. — Том 12. — № 3. — С. 70—88.

5. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А. И. Пискунов. — Москва : Просвещение, 1981. — 582 с. — ISBN 5-89144-678-2.

6. Тарева Е. Г. Инновационный потенциал лингвообразовательных традиций : компетентностно ориентированный контроль / Е. Г. Тарева // Иностранные языки в школе. — 2015. — № 6. — С. 3—8.

7. Черкашина Е. И. Преподаватель иностранного языка в неязыковом вузе : особенности профессионального становления / Е. И. Черкашина // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. — 2009. — № 2 (4). — С. 81—87.

8. Chéry J. De l’Antiquité à la Renaissance : Rupture ou continuité au niveau de la pensée pédagogique [Electronic resource] / J. Chéry // Cours d’Histoire de la pédagogie, 2013. — Access mode : https://h.20-bal.com/istoriya/5385/index.html?page=3 (accessed 02.12.2022).

9. Compayré G. L'éducation selon Montaigne [Electronic resource] / G. Compayré. — Access mode : http://agora.qc.ca/documents/leducation_selon_montaigne (accessed 02.12.2022).

10. Delory-Momberger C. Les écritures biographiques du corps : de l’élève à l’adulte. Pratiques de formation / С. Delory-Momberger // Corps et formation. — 2005. — № 50. — Рp. 11—23.

11. Demonet M.-L. Arbitraire des signes et monnaie de singe chez Rabelais et Montaigne / M.-L. Demonet // Valeurs et systèmes de valeurs (moyen âge et temps modernes). — Paris : Éditions de la Sorbonne. Collection : Histoire ancienne et médiévale, 2016. — Рp. 77—98.

12. Étienne B. Frotter et limer sa cervelle contre celle d’aultruy / В. Étienne // Le français aujourd’hui. — 2009/4. — № 167. — Рp. 79—89. — DOI: 10.3917/lfa.167.0079.

13. Feller S. De l’éducation comme « préparation à la vie» [Electronic resource] / S. Feller // Acta fabula — 2012. — Vol. 13. — № 3. — Access mode : http://www.fabula.org/revue/document6838.php (accessed 02.12.2022).

14. Foglia М. Montaigne, pédagogue du jugement / М. Foglia. — Paris : Classiques Garnier, 2011. — 269 p. — ISBN 978-2-8124-0262-3.

15. Humbert B. L’éducation des enfants selon Plutarque et Montaigne / B. Humbert // Bulletin de la Société des amis de Montaigne. — 1995. — № 41—42. — Рp. 46—51.

16. Jolibert B. Éducation et instruction selon Montaigne / B. Jolibert // L’Enseignement philosophique. — 2021. — № 4. — Рp. 49—59. — DOI: 10.3917/eph.721.0049.

17. Machado E. Montaigne, passeur-inventeur du Plutarque-éducateur / Е. Machado // Presses universitaires de Caen. « Le Télémaque ». — 2019/2. — № 56. — Рp. 157—167. — DOI: 10.3917/tele.056.0157.

18. Manent P. Montaigne : Enseigner à vivre / P. Manent, H. Lhérété // Les Grands Penseurs de l'éducation. éd. M. Fournier. — Auxerre : Éditions Sciences Humaines, 2018. — Рp. 19—22. — DOI: 10.3917/sh.fourn.2018.01.0019.

19. Villey Р. L’Influence de Montaigne sur les idées pédagogiques de Locke et de Rousseau / Р. Villey. — Paris : Hachette, 1911. — 270 p. — ISBN 978-2-01-282301-3.


Рецензия

Для цитирования:


Райскина В.А. Педагогическая доминанта ренессансного рефлексивного дискурса : концепция развивающего обучения и воспитания Мишеля Монтеня. Научный диалог. 2022;11(10):104-120. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-104-120

For citation:


Rayskina V.A. Pedagogical Dominant of Renaissance Reflective Discourse: Michel Montaigne’s Concept of Developmental Teaching and Education. Nauchnyi dialog. 2022;11(10):104-120. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-104-120

Просмотров: 360


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)