Педагогическая доминанта ренессансного рефлексивного дискурса : концепция развивающего обучения и воспитания Мишеля Монтеня
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-104-120
Аннотация
Изучаются языковые и аксиологические особенности концептуализации педагогических воззрений в рефлексивном дискурсе Мишеля Монтеня. Особенностью выбранной исследовательской проблематики является рассмотрение текстового корпуса исторической личности XVI века с точки зрения репрезентации рефлексивного дискурса. Актуальность темы исследования обусловлена важностью обращения к исторически сформировавшимся лингвокультуным идеалам (образование, наука, воспитание). Исследование проведено с опорой на принципы антропоцентризма и нарративизма, а также с использованием методов корпусного анализа текста (в открытом онлайн-корпусе Montaigne à l’Œuvre). Впервые выполнено моделирование педагогической доктрины автора с позиции ее концептуально-ценностного выражения. Материальная база исследования представлена 8 тематически отобранными главами из «Essais» Монтеня, размещенными в аутентичном среднефранцузском орфографическом варианте на сайте корпуса MonLOE. Доказано, что в труде Монтеня закладываются концептуальные и ценностные основы гуманитарного образования, рассматриваемого как система воспитания и становления личности, способной к построению собственного суждения. Анализ показал, что педагогическая программа Монтеня опирается на такие компоненты образовательной парадигмы XXI века, как развивающее, личностно ориентированное, индивидуальное обучение и гармоничное развитие.
Ключевые слова
Об авторе
В. А. РайскинаРоссия
Райскина Валерия Александровна –кандидат филологических наук, доцент кафедры романской филологии
Москва
Список литературы
1. Викулова Л. Г. Французский литератор XVII века : энциклопедическая доминация, лингвистическая компетенция, коммуникативное лидерство / Л. Г. Викулова // Древняя и Новая Романия. — 2016. — № 17. — С. 266—278.
2. Диалог культур. Культура диалога : Человек и новые социогуманитарные ценности : коллективная монография / Н. В. Барышников, А. Л. Бердичевский, Л. Г. Викулова. — Москва : НЕОЛИТ, 2017. — 424 с. — ISBN 978-5-9909479-7-9.
3. Дугашев В. В. Межпредметные связи как ключевая компетенция в педагогической системе развивающего обучения / В. В. Дугашев, А. В. Петров // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 1 (44). — С. 89—93.
4. Нечаев Н. Н. Развитие и обучение : при каких условиях обучение может стать «Развивающим»? / Н. Н. Нечаев // Российский психологический журнал. — 2015. — Том 12. — № 3. — С. 70—88.
5. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А. И. Пискунов. — Москва : Просвещение, 1981. — 582 с. — ISBN 5-89144-678-2.
6. Тарева Е. Г. Инновационный потенциал лингвообразовательных традиций : компетентностно ориентированный контроль / Е. Г. Тарева // Иностранные языки в школе. — 2015. — № 6. — С. 3—8.
7. Черкашина Е. И. Преподаватель иностранного языка в неязыковом вузе : особенности профессионального становления / Е. И. Черкашина // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. — 2009. — № 2 (4). — С. 81—87.
8. Chéry J. De l’Antiquité à la Renaissance : Rupture ou continuité au niveau de la pensée pédagogique [Electronic resource] / J. Chéry // Cours d’Histoire de la pédagogie, 2013. — Access mode : https://h.20-bal.com/istoriya/5385/index.html?page=3 (accessed 02.12.2022).
9. Compayré G. L'éducation selon Montaigne [Electronic resource] / G. Compayré. — Access mode : http://agora.qc.ca/documents/leducation_selon_montaigne (accessed 02.12.2022).
10. Delory-Momberger C. Les écritures biographiques du corps : de l’élève à l’adulte. Pratiques de formation / С. Delory-Momberger // Corps et formation. — 2005. — № 50. — Рp. 11—23.
11. Demonet M.-L. Arbitraire des signes et monnaie de singe chez Rabelais et Montaigne / M.-L. Demonet // Valeurs et systèmes de valeurs (moyen âge et temps modernes). — Paris : Éditions de la Sorbonne. Collection : Histoire ancienne et médiévale, 2016. — Рp. 77—98.
12. Étienne B. Frotter et limer sa cervelle contre celle d’aultruy / В. Étienne // Le français aujourd’hui. — 2009/4. — № 167. — Рp. 79—89. — DOI: 10.3917/lfa.167.0079.
13. Feller S. De l’éducation comme « préparation à la vie» [Electronic resource] / S. Feller // Acta fabula — 2012. — Vol. 13. — № 3. — Access mode : http://www.fabula.org/revue/document6838.php (accessed 02.12.2022).
14. Foglia М. Montaigne, pédagogue du jugement / М. Foglia. — Paris : Classiques Garnier, 2011. — 269 p. — ISBN 978-2-8124-0262-3.
15. Humbert B. L’éducation des enfants selon Plutarque et Montaigne / B. Humbert // Bulletin de la Société des amis de Montaigne. — 1995. — № 41—42. — Рp. 46—51.
16. Jolibert B. Éducation et instruction selon Montaigne / B. Jolibert // L’Enseignement philosophique. — 2021. — № 4. — Рp. 49—59. — DOI: 10.3917/eph.721.0049.
17. Machado E. Montaigne, passeur-inventeur du Plutarque-éducateur / Е. Machado // Presses universitaires de Caen. « Le Télémaque ». — 2019/2. — № 56. — Рp. 157—167. — DOI: 10.3917/tele.056.0157.
18. Manent P. Montaigne : Enseigner à vivre / P. Manent, H. Lhérété // Les Grands Penseurs de l'éducation. éd. M. Fournier. — Auxerre : Éditions Sciences Humaines, 2018. — Рp. 19—22. — DOI: 10.3917/sh.fourn.2018.01.0019.
19. Villey Р. L’Influence de Montaigne sur les idées pédagogiques de Locke et de Rousseau / Р. Villey. — Paris : Hachette, 1911. — 270 p. — ISBN 978-2-01-282301-3.
Рецензия
Для цитирования:
Райскина В.А. Педагогическая доминанта ренессансного рефлексивного дискурса : концепция развивающего обучения и воспитания Мишеля Монтеня. Научный диалог. 2022;11(10):104-120. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-104-120
For citation:
Rayskina V.A. Pedagogical Dominant of Renaissance Reflective Discourse: Michel Montaigne’s Concept of Developmental Teaching and Education. Nauchnyi dialog. 2022;11(10):104-120. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-104-120