Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Социально-культурная адаптация детей мигрантов и их интеграция в норвежское общество в 1990—2000-е годы

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-2-275-300

Аннотация

Рассматриваются процессы социальнокультурной адаптации детей мигрантов и их интеграции в принимающее общество в контексте иммиграционной политики Норвегии. Особое внимание уделяется специфике иммиграционной политики страны, стратегиям работы с детьми иммигрантов в принимающем обществе, а также социальным последствиям данных стратегий для норвежского общества. Подчёркивается, что иммигранты и коренное население страны оказывают взаимное влияние друг на друга. Налаживание между ними эффективных социальных взаимодействий, освоение иммигрантами элементов новой культуры благоприятно сказывается на внутриполитической стабильности государства. Отмечается, что это особенно важно для Норвегии, придерживающейся политики мультикультурализма. Делается вывод, что интеграция иммигрантов в принимающее сообщество не происходит автоматически. Авторами также выделяются сильные и слабые стороны норвежской иммиграционной политики в отношении детей, что в определённой степени ставит под сомнение ее эффективность в долгосрочной перспективе.

Об авторах

С. Ю. Болдырева
Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Болдырева Славяна Юрьевна –  кандидат исторических наук, доцент

Архангельск



Н. Е. Пуховская
Южный федеральный университет
Россия

Пуховская Наталья Евгеньевна –  кандидат исторических наук, доцент

Ростов-на-Дону



В. К. Хоруженко
Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета
Россия

Хоруженко Виктория Константиновна – кандидат исторических наук, доцент

Таганрог



Список литературы

1. Афонькина Ю. А. Миграционные процессы в Баренцевом Евро-Арктическом регионе / Ю. А. Афонькина, Т. В. Кузьмичева, Г. В. Жигунова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2015. — № 8 (52). — С. 390—407. — DOI: 10.12731/2218-7405-2015-8-33.

2. Боброва С. В. Проблемы образовательной и социокультурной интеграции детей из семей мигрантов / С. В. Боброва, В. Н. Князев // Наука и школа. — 2019. — № 2. — С. 89—95.

3. Большаков Г. А. Роль модели государства всеобщего благоденствия в иммиграционной политике стран Скандинавии / Г. А. Большаков // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 8. — С. 271—274.

4. Матвеевская А. С. Методологический подход к анализу интеграции иммигрантов в странах Северной Европы / А. С. Матвеевская, С. Н. Погодин // Научнотехнические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. — 2013. — № 3 (179). — С. 124—132.

5. Михеев Д. В. Миграционная политика стран Северной Европы и ее изменение в условиях миграционного кризиса (2014—2016 гг.) / Д. В. Михеев // Исторический журнал : научные исследования. — 2017. — № 6. — С. 112—120. — DOI: 10.7256/24540609.2017.6.25250.

6. Морозова Н. М. Иммиграция и миграционная политика в странах Северной Европы / Н. М. Морозова, А. Г. Алымова, Е. С. Яковлева // ДЕМИС. Демографические исследования. — 2021. — Т. 1. — № 1. — С. 87—96. — DOI: 10.19181/demis.2021.1.1.10.

7. Мукомель В. И. Адаптация и интеграция мигрантов : методологические подходы к оценке результативности и роль принимающего общества / В. И. Мукомель // Россия реформирующаяся. — 2016. — № 14. — С. 411—467.

8. Омельченко Е. А. Образование детей мигрантов как вклад в будущее / Е. А. Омельченко // Исторические исследования. Журнал Исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. — 2018. — № 11. — С. 65—74. — DOI: https://doi.org/10.26425/23093633-2021-9-3-137-146.

9. Паникар М. М. Механизмы интеграции иммигрантов в Норвегии и России : сравнительный анализ / М. М. Паникар, Ф. Х. Соколова, А. Е. Шапаров, О. В. Золотарев, В. М. Капицын // Арктика и Север : науч. электрон. журн. — 2019. — № 35. — С. 119— 142. — DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.35.119.

10. Щеклачева Т. В. Роль системы образования в интеграции детей мигрантов / Т. В. Щеклачева // Вестник НГУЭУ. — 2016. — № 3. — С. 240—248.

11. Юхансен С. Гражданское право Норвегии / С. Юхансен // Права соотечественников Северной Европы и Балтийского моря. — 2017. — № 1. — С. 2—11.

12. Abamosa J. Y. Social inclusion of refugees into higher education in Norway : A critical analysis of Norwegian higher education and integration policies / J. Y. Abamosa, L. Torbjørnsen Hilt, K. Westrheim // Policy Futures in Education. — 2020. — № 18. — Pp. 628— 647. — DOI: 10.1177/1478210319878327.

13. Bratsberg B. Educating children of immigrants : Closing the gap in Norwegian schools / Bernt Bratsberg, Oddjørn Raaum, Knut Røed // Nordic Economic Policy Review : Economics of Education. — 2012. — № 1. — Pp. 211—252.

14. De Wal Pastoor L. The mediational role of schools in supporting psychosocial transitions among unaccompanied young refugees upon resettlement in Norway / Lutine de Wal Pastoor // International Journal of Educational Development. — 2015. — № 41. — Pp. 245— 254. — DOI: 10.1016/j.ijedudev.2014.10.009.

15. Hagelund A. Why It Is Bad to Be Kind. Educating Refugees to Life in the Welfare State : A Case Study from Norway / A. Hagelund // Social policy and Administration. — 2005. — № 39. — Pp. 669—683. — DOI: 10.1111/j.1467-9515.2005.00463.x.

16. Nikielska-Sekuła K. Selected Aspects of Norwegian Immigration Policy Towards Children / K. Nikielska-Sekuła // Central and Eastern European Migration Review. — 2016. — № 1. — Pp. 129—144. — DOI: 10.17467/ceemr.2016.12.

17. Rabehanitriniony N. Integration or Assimilation : Do Norwegian barnehager preserve Immigrant children’s Native-Culture according to their parents? / N. Rabehanitriniony. — Stavanger : University of Stavanger, 2012. — 73 p.

18. Skivenes M. How the Norwegian child welfare system approaches migrant children / M. Skivenes // Child Welfare Systems and Migrant Children : A Cross Country Study of Policies and Practice. — Oxford : Oxford University Press, 2015. — Pp. 39—61. — ISBN 9780190205294.


Рецензия

Для цитирования:


Болдырева С.Ю., Пуховская Н.Е., Хоруженко В.К. Социально-культурная адаптация детей мигрантов и их интеграция в норвежское общество в 1990—2000-е годы. Научный диалог. 2023;12(2):275-300. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-2-275-300

For citation:


Boldyreva S.Yu., Pukhovskaya N.E., Khoruzhenko V.K. Social and Cultural Integration and Adaptation of Migrant Children into Norwegian Society in 1990s and 2000s. Nauchnyi dialog. 2023;12(2):275-300. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-2-275-300

Просмотров: 348


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)