Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Валидный инструментарий оценки когнитивных функций и речевого статуса детей с различными патологиями

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-106-129

Аннотация

Представлен обзор современных российских методик диагностики и оценивания речевых патологий. Классификации речевых нарушений рассматриваются с позиций клинической практики, педагогики, психологии, логопедии и лингвистики. Актуальность предпринятого исследования определена необходимостью систематизации существующего диагностического материала речевых нарушений и его описания. Представленные на данный момент работы, посвященные затронутой теме, носят разрозненный характер, что объясняется их практико-ориентированным характером. Методики разных авторов имеют схожую структуру и включают тесты на оценку когнитивных, речевых и нейродинамических функций. Отмечается, что самым большим недостатком на сегодняшний день в клинической теории и практике диагностики речевых нарушений можно назвать большое количество диагностических методик для пациентов с афазией и практически полное их отсутствие для пациентов с нарушениями речи, вызванными другими заболеваниями или состояниями. Основная часть статьи посвящена описанию традиционных и относительно недавно разработанных российскими практиками и теоретиками батарей тестов для диагностики речевых нарушений. Выполненный обзор методик и их анализ позволил выделить ряд общих черт, установить лакуны и определить ряд задач для их последующего совместного решения специалистами в области медицины и лингвистики.

Об авторах

С. В. Коломиец
Кемеровский государственный университет
Россия

Коломиец Светлана Вячеславовна - кандидат филологических наук, кафедра романо-германской филологии.

Кемерово



Ю. С. Шот
Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний
Россия

Шот Юлия Сергеевна - переводчик организационно-методического отдела.

Кемерово



Список литературы

1. Адаптация на русский язык скрининговых тестов Aphasia Rapid Test (Быстрый тест на афазию) и Aphasia Bedside Check (Афазия: быстрая верификация) для выявления речевых нарушений в остром периоде [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.hse.ru/neuroling/pathology_art/ (дата обращения 10.03.2023).

2. МКБ 11 — Международная классификация болезней 11-го пересмотра [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://icd11.ru/nausheniya-razvitiya-rechi/ (дата обращения 08.05.2023).

3. Алфимова М. В. Семантическая вербальная беглость : нормативные данные и особенности выполнения задания больными шизофренией / М. В. Алфимова // Социальная и клиническая психиатрия. — 2010. — № 3. — С. 20—25.

4. Ахутина Т. В. Анализ смысловой стороны речи детей 5—7 лет / Т. В. Ахутина, К. В. Засыпкина, А. А. Романова // Школа здоровья. — 2007. — № 2. — С. 31—36.

5. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики / Т. В. Ахутина. — Москва : Языки славянской культуры, 2014. — 424 с. — ISBN 978-5-9905856-8-3.

6. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. — 5-е изд., стереотип. — Москва : URSS, 2022. — 218 с. — ISBN 978-5-9710-9594-1.

7. Бадалян Л. О. Детская неврология / Л. О. Бадалян. — Москва : МЕДпресс-информ, 2001. — 608 с. — ISBN 5-901712-03-X.

8. Бейлинсон Л. С. Нарушение речи как предмет лингвистического изучения / Л. С. Бейлинсон // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2007. — № 5 (23). — С. 18—23.

9. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование / Т. Г. Визель. — Москва : Сфера : В. Секачев, 2007. — 27 с. — ISBN 5-88923-114-6.

10. Гамирова Р. Г. Батарея экспресс-оценки когнитивных функций для детей с эпилепсией, получающих терапию противоэпилептическими средствами / Р. Г. Гамирова, Е. А. Горобец, Т. В. Ахутина // Когнитивное моделирование : труды Шестого Международного форума по когнитивному моделированию / ред. С. И. Масалова, В. Н. Поляков, В. Д. Соловьев. — Ростов-на-Дону : Фонд науки и образования, 2018. — Ч. 1. — С. 257—264.

11. Глозман Ж. М. Влияние речевого общения на психическое развитие и функционирование детей и взрослых / Ж. М. Глозман, Н. Л. Карпова, Д. Н. Чебурашкин-Антипов // Аллея Науки. — 2018а. — Т. 1. — № 1 (17). — С. 263—271.

12. Глозман Ж. М. Динамика изменений личности и плавности речи в ходе логопсихотерапии заикания / Ж. М. Глозман, Н. Л. Карпова, Д. Н. Чебурашкин-Антипов // Дефектология. — 2018б. — № 5. — С. 51—57.

13. Глозман Ж. М. Новый рисуночный тест в комплексном исследовании трудностей речевого общения / Ж. М. Глозман, Н. Л. Карпова, Д. Н. Чебурашкин-Антипов // Комплексные исследования детства. — 2021. — Т. 3. — № 3. — С. 196—209. — DOI: 10.33910/2687-0223-2021-3-3-196-209.

14. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сборник методических рекомендаций / сост. В. П. Балобанова и др. — Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2002. — 238, [1] с. — ISBN 5-89814-087-5.

15. Елисеева М. Б. Макартуровский опросник : русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии / М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина, В. Л. Рыскина. — Иваново : Листос, 2016. — 75 с. — ISBN 978-5-905158-71-1.

16. Елисеева М. Б. Макартуровский опросник как инструмент диагностики лексического развития детей от 8 до 36 месяцев / М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина // Специальное образование. — 2017. — № 3 (47). — С. 66—81.

17. Заваденко Н. Н. Нарушения развития речи при неврологических заболеваниях у детей / Н. Н. Заваденко // Педиатрия. Consilium Medicum. — 2019. — № 1. — С. 101—107. — DOI: 10.26442/26586630.2019.1.190255.

18. Захаров В. В. Нейропсихологические тесты. Необходимость и возможность применения / В. В. Захаров // Consilium Medicum. — 2011. — Т. 13. — № 2. — С. 98—106.

19. Инструмент для комплексного обследования речевых навыков КОРАБЛИК и опыт его применения в группе младших школьников с расстройствами аутистического спектра / М. А. Гомозова, В. Г. Арутюнян, А. А. Лопухина, О. В. Драгой // Аутизм и нарушения развития. — 2021. — Т. 19. — № 4 (73). — С. 24—31. — DOI: 10.17759/autdd.2021190403.

20. Корнев А. Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) / А. Н. Корнев // Онтогенез речевой деятельности : норма и патология / ред. Л. И. Белякова. — Москва : Прометей, 2005. — С. 43—47. — ISBN 5-7042-1558-0.

21. Леонтьев А. А. Исследования детской речи / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев. — Москва : Наука, 1974а. — С. 312—318.

22. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. — 5-е изд., стереотип. — Москва : Смысл, 2008. — 287 с. — ISBN 978-5-89357-239-1.

23. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. — 5-е изд. — Москва : КРАСАНД, 2010. — 306 с. — ISBN 978-5-396-00136-7.

24. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности : Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. — 3-е изд., стереотип. — Москва : URSS : КомКнига, 2006. — 243 с. — ISBN 5-484-00484-5.

25. Леонтьев А. А. Функции и формы речи / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев. — Москва : Наука, 1974б. — С. 241—255.

26. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — 8-е изд. — Москва : Ленанд, 2014. — 211 с. — ISBN 978-5-9710-1158-3.

27. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. — Москва : ВЛАДОС, 2002. — 680 с. — ISBN 5-691-00128-0.

28. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 768 с. — ISBN 978-5-4461-0836-7.

29. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. — 3-е изд. — Москва : URSS, 2009. — 256 с. — ISBN 978-5-397-00734-4.

30. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — 8-е изд., стереотип. — Москва : Академия, 2013. — 380 с. — ISBN 978-5-7695-9819-7.

31. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. — Санкт-Петербург : Питер, 2019. — 336 с. — ISBN 978-5-4461-1325-5.

32. Макаров И. В. Нарушения речевого развития у детей / И. В. Макаров, Д. А. Емелина // Социальная и клиническая психиатрия. — 2017. — Т. 27. — № 4. — С. 101—105.

33. Мирзарахимова Г. И. Виды нарушений речи / Г. И. Мирзарахимова // Science and innovation. — 2022. — Т. 27. — № 6. — С. 825—830.

34. Опыт использования методики Пибоди в оценке пассивного словарного запаса дошкольников / Н. А. Картушина, Е. С. Ощепкова, О. В. Алмазова, Д. А. Бухаленкова // Клиническая и специальная психология. — 2022. — Т. 11. — № 4. — С. 205—232. — DOI: 10.17759/cpse.2022110409.

35. Палютина З. Р. Медицинская лингвистика как новое научное направление : проблемы становления и развития / З. Р. Палютина // Медицинский вестник Башкортостана. — 2013. — Т. 8. — № 3. — С. 104—106.

36. Пивненко В. В. Изучение когнитивных операций речевой деятельности у детей в современной зарубежной литературе / В. В. Пивненко, Н. В. Скоробогатова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2019. — № 1 (41). — С. 110—116.

37. Попова З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — 3-е изд., стереотип. — Воронеж : Истоки, 2003. — 191 с. — ISBN 5-88242-189-6.

38. Потапов В. В. Исследование детской речи в норме и патологии. Устная речь / В. В. Потапов // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6 : Языкознание. Реферативный журнал. — 2021. — № 3. — С. 22—29. — DOI: 10.31249/ling/2021.03.02.

39. Роль психолингвистических методов в диагностике нарушений речевого и умственного развития у детей / Н. В. Филиппова, Ю. Б. Барыльник, А. А. Антонова, М. А. Деева, М. А. Гусева // Российский психиатрический журнал. — 2016. — № 6. — С. 55—61.

40. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семенович. — Москва : Генезис, 2007. — 474 с. — ISBN 5-98563-072-2.

41. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э. Г. Симерницкая. — Москва : МГУ, 1985. — 189 с.

42. Солнышкина М. И. Методика проведения лингвистического эксперимента : к вопросу об определении словаря языковой личности / М. И. Солнышкина, Э. В. Гафиятова // Russian Journal of Humanities. — 2018. — Т. 10. — № 3—3. — С. 275—292.

43. Степанченко Д. Г. О классификации нарушений речи в детском возрасте / Д. Г. Степаненко., Э. Ш. Сагутдинова // Системная интеграция в здравоохранении. — 2010. — № 2. — С. 32—43.

44. Фотекова Т. А. Нейропсихологическая диагностика речевых нарушений школьников / Т. А. Фотекова, Л. Ф. Чупров // PEM : Psychology. Educology. Medicine. — 2020. — № 3. — С. 45—66.

45. Фотекова Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : пособие для логопедов и психологов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. — Москва : АРКТИ, 2002. — 136 с. — ISBN 5-89415-259-3.

46. Хайруллин И. Х. Речевые задания опросника Frontal Assessment Battery / И. Х. Хайруллин, Е. А. Горобец, О. Р. Есин // Актуальные направления научных исследований : от теории к практике. — 2015. — № 1 (3). — С. 63—64.

47. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л. С. Цветкова. — Москва : Педагогическое общество России, 2002. — 96 с. — ISBN 5-93134-179-Х.

48. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — Москва : АРКТИ, 2003. — 239 с. — ISBN 5-89415-266-6.

49. Crystal D. Clinical linguistics / D. Crystal. — New York : Springer-Verlag Wien, 1981. — 229 p. — ISBN 978-3-7091-4001-7.

50. McLaughlin M. R. Speech and language delay in children / M. R. McLaughlin // American family physician. — 2011. — Vol. 83. — № 10. — Pp. 1183—1188.

51. The Russian Aphasia Test : The first comprehensive, quantitative, standardized, and computerized aphasia language battery in Russian / M. V. Ivanova, Y. S. Akinina, O. A. Soloukhina, E. V. Iskra, O. V. Buivolova, A. V. Chrabaszcz, E. A. Stupina, M. V. Khudyakova, T. V. Akhutina, O. Dragoy // PLoS ONE. — 2021. — Vol. 16. — № 11. — DOI: 10.1371/journal.pone.0258946.


Рецензия

Для цитирования:


Коломиец С.В., Шот Ю.С. Валидный инструментарий оценки когнитивных функций и речевого статуса детей с различными патологиями. Научный диалог. 2023;12(4):106-129. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-106-129

For citation:


Kolomiets S.V., Shot Yu.S. Valid Toolkit for Assessing Cognitive Functions and Speech Status of Children with Various Pathologies. Nauchnyi dialog. 2023;12(4):106-129. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-106-129

Просмотров: 437


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)