Валидный инструментарий оценки когнитивных функций и речевого статуса детей с различными патологиями
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-106-129
Аннотация
Представлен обзор современных российских методик диагностики и оценивания речевых патологий. Классификации речевых нарушений рассматриваются с позиций клинической практики, педагогики, психологии, логопедии и лингвистики. Актуальность предпринятого исследования определена необходимостью систематизации существующего диагностического материала речевых нарушений и его описания. Представленные на данный момент работы, посвященные затронутой теме, носят разрозненный характер, что объясняется их практико-ориентированным характером. Методики разных авторов имеют схожую структуру и включают тесты на оценку когнитивных, речевых и нейродинамических функций. Отмечается, что самым большим недостатком на сегодняшний день в клинической теории и практике диагностики речевых нарушений можно назвать большое количество диагностических методик для пациентов с афазией и практически полное их отсутствие для пациентов с нарушениями речи, вызванными другими заболеваниями или состояниями. Основная часть статьи посвящена описанию традиционных и относительно недавно разработанных российскими практиками и теоретиками батарей тестов для диагностики речевых нарушений. Выполненный обзор методик и их анализ позволил выделить ряд общих черт, установить лакуны и определить ряд задач для их последующего совместного решения специалистами в области медицины и лингвистики.
Ключевые слова
Об авторах
С. В. КоломиецРоссия
Коломиец Светлана Вячеславовна - кандидат филологических наук, кафедра романо-германской филологии.
Кемерово
Ю. С. Шот
Россия
Шот Юлия Сергеевна - переводчик организационно-методического отдела.
Кемерово
Список литературы
1. Адаптация на русский язык скрининговых тестов Aphasia Rapid Test (Быстрый тест на афазию) и Aphasia Bedside Check (Афазия: быстрая верификация) для выявления речевых нарушений в остром периоде [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.hse.ru/neuroling/pathology_art/ (дата обращения 10.03.2023).
2. МКБ 11 — Международная классификация болезней 11-го пересмотра [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://icd11.ru/nausheniya-razvitiya-rechi/ (дата обращения 08.05.2023).
3. Алфимова М. В. Семантическая вербальная беглость : нормативные данные и особенности выполнения задания больными шизофренией / М. В. Алфимова // Социальная и клиническая психиатрия. — 2010. — № 3. — С. 20—25.
4. Ахутина Т. В. Анализ смысловой стороны речи детей 5—7 лет / Т. В. Ахутина, К. В. Засыпкина, А. А. Романова // Школа здоровья. — 2007. — № 2. — С. 31—36.
5. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики / Т. В. Ахутина. — Москва : Языки славянской культуры, 2014. — 424 с. — ISBN 978-5-9905856-8-3.
6. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. — 5-е изд., стереотип. — Москва : URSS, 2022. — 218 с. — ISBN 978-5-9710-9594-1.
7. Бадалян Л. О. Детская неврология / Л. О. Бадалян. — Москва : МЕДпресс-информ, 2001. — 608 с. — ISBN 5-901712-03-X.
8. Бейлинсон Л. С. Нарушение речи как предмет лингвистического изучения / Л. С. Бейлинсон // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2007. — № 5 (23). — С. 18—23.
9. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование / Т. Г. Визель. — Москва : Сфера : В. Секачев, 2007. — 27 с. — ISBN 5-88923-114-6.
10. Гамирова Р. Г. Батарея экспресс-оценки когнитивных функций для детей с эпилепсией, получающих терапию противоэпилептическими средствами / Р. Г. Гамирова, Е. А. Горобец, Т. В. Ахутина // Когнитивное моделирование : труды Шестого Международного форума по когнитивному моделированию / ред. С. И. Масалова, В. Н. Поляков, В. Д. Соловьев. — Ростов-на-Дону : Фонд науки и образования, 2018. — Ч. 1. — С. 257—264.
11. Глозман Ж. М. Влияние речевого общения на психическое развитие и функционирование детей и взрослых / Ж. М. Глозман, Н. Л. Карпова, Д. Н. Чебурашкин-Антипов // Аллея Науки. — 2018а. — Т. 1. — № 1 (17). — С. 263—271.
12. Глозман Ж. М. Динамика изменений личности и плавности речи в ходе логопсихотерапии заикания / Ж. М. Глозман, Н. Л. Карпова, Д. Н. Чебурашкин-Антипов // Дефектология. — 2018б. — № 5. — С. 51—57.
13. Глозман Ж. М. Новый рисуночный тест в комплексном исследовании трудностей речевого общения / Ж. М. Глозман, Н. Л. Карпова, Д. Н. Чебурашкин-Антипов // Комплексные исследования детства. — 2021. — Т. 3. — № 3. — С. 196—209. — DOI: 10.33910/2687-0223-2021-3-3-196-209.
14. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сборник методических рекомендаций / сост. В. П. Балобанова и др. — Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2002. — 238, [1] с. — ISBN 5-89814-087-5.
15. Елисеева М. Б. Макартуровский опросник : русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии / М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина, В. Л. Рыскина. — Иваново : Листос, 2016. — 75 с. — ISBN 978-5-905158-71-1.
16. Елисеева М. Б. Макартуровский опросник как инструмент диагностики лексического развития детей от 8 до 36 месяцев / М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина // Специальное образование. — 2017. — № 3 (47). — С. 66—81.
17. Заваденко Н. Н. Нарушения развития речи при неврологических заболеваниях у детей / Н. Н. Заваденко // Педиатрия. Consilium Medicum. — 2019. — № 1. — С. 101—107. — DOI: 10.26442/26586630.2019.1.190255.
18. Захаров В. В. Нейропсихологические тесты. Необходимость и возможность применения / В. В. Захаров // Consilium Medicum. — 2011. — Т. 13. — № 2. — С. 98—106.
19. Инструмент для комплексного обследования речевых навыков КОРАБЛИК и опыт его применения в группе младших школьников с расстройствами аутистического спектра / М. А. Гомозова, В. Г. Арутюнян, А. А. Лопухина, О. В. Драгой // Аутизм и нарушения развития. — 2021. — Т. 19. — № 4 (73). — С. 24—31. — DOI: 10.17759/autdd.2021190403.
20. Корнев А. Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) / А. Н. Корнев // Онтогенез речевой деятельности : норма и патология / ред. Л. И. Белякова. — Москва : Прометей, 2005. — С. 43—47. — ISBN 5-7042-1558-0.
21. Леонтьев А. А. Исследования детской речи / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев. — Москва : Наука, 1974а. — С. 312—318.
22. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. — 5-е изд., стереотип. — Москва : Смысл, 2008. — 287 с. — ISBN 978-5-89357-239-1.
23. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. — 5-е изд. — Москва : КРАСАНД, 2010. — 306 с. — ISBN 978-5-396-00136-7.
24. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности : Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. — 3-е изд., стереотип. — Москва : URSS : КомКнига, 2006. — 243 с. — ISBN 5-484-00484-5.
25. Леонтьев А. А. Функции и формы речи / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев. — Москва : Наука, 1974б. — С. 241—255.
26. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — 8-е изд. — Москва : Ленанд, 2014. — 211 с. — ISBN 978-5-9710-1158-3.
27. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. — Москва : ВЛАДОС, 2002. — 680 с. — ISBN 5-691-00128-0.
28. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 768 с. — ISBN 978-5-4461-0836-7.
29. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. — 3-е изд. — Москва : URSS, 2009. — 256 с. — ISBN 978-5-397-00734-4.
30. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — 8-е изд., стереотип. — Москва : Академия, 2013. — 380 с. — ISBN 978-5-7695-9819-7.
31. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. — Санкт-Петербург : Питер, 2019. — 336 с. — ISBN 978-5-4461-1325-5.
32. Макаров И. В. Нарушения речевого развития у детей / И. В. Макаров, Д. А. Емелина // Социальная и клиническая психиатрия. — 2017. — Т. 27. — № 4. — С. 101—105.
33. Мирзарахимова Г. И. Виды нарушений речи / Г. И. Мирзарахимова // Science and innovation. — 2022. — Т. 27. — № 6. — С. 825—830.
34. Опыт использования методики Пибоди в оценке пассивного словарного запаса дошкольников / Н. А. Картушина, Е. С. Ощепкова, О. В. Алмазова, Д. А. Бухаленкова // Клиническая и специальная психология. — 2022. — Т. 11. — № 4. — С. 205—232. — DOI: 10.17759/cpse.2022110409.
35. Палютина З. Р. Медицинская лингвистика как новое научное направление : проблемы становления и развития / З. Р. Палютина // Медицинский вестник Башкортостана. — 2013. — Т. 8. — № 3. — С. 104—106.
36. Пивненко В. В. Изучение когнитивных операций речевой деятельности у детей в современной зарубежной литературе / В. В. Пивненко, Н. В. Скоробогатова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2019. — № 1 (41). — С. 110—116.
37. Попова З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — 3-е изд., стереотип. — Воронеж : Истоки, 2003. — 191 с. — ISBN 5-88242-189-6.
38. Потапов В. В. Исследование детской речи в норме и патологии. Устная речь / В. В. Потапов // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6 : Языкознание. Реферативный журнал. — 2021. — № 3. — С. 22—29. — DOI: 10.31249/ling/2021.03.02.
39. Роль психолингвистических методов в диагностике нарушений речевого и умственного развития у детей / Н. В. Филиппова, Ю. Б. Барыльник, А. А. Антонова, М. А. Деева, М. А. Гусева // Российский психиатрический журнал. — 2016. — № 6. — С. 55—61.
40. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семенович. — Москва : Генезис, 2007. — 474 с. — ISBN 5-98563-072-2.
41. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э. Г. Симерницкая. — Москва : МГУ, 1985. — 189 с.
42. Солнышкина М. И. Методика проведения лингвистического эксперимента : к вопросу об определении словаря языковой личности / М. И. Солнышкина, Э. В. Гафиятова // Russian Journal of Humanities. — 2018. — Т. 10. — № 3—3. — С. 275—292.
43. Степанченко Д. Г. О классификации нарушений речи в детском возрасте / Д. Г. Степаненко., Э. Ш. Сагутдинова // Системная интеграция в здравоохранении. — 2010. — № 2. — С. 32—43.
44. Фотекова Т. А. Нейропсихологическая диагностика речевых нарушений школьников / Т. А. Фотекова, Л. Ф. Чупров // PEM : Psychology. Educology. Medicine. — 2020. — № 3. — С. 45—66.
45. Фотекова Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : пособие для логопедов и психологов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. — Москва : АРКТИ, 2002. — 136 с. — ISBN 5-89415-259-3.
46. Хайруллин И. Х. Речевые задания опросника Frontal Assessment Battery / И. Х. Хайруллин, Е. А. Горобец, О. Р. Есин // Актуальные направления научных исследований : от теории к практике. — 2015. — № 1 (3). — С. 63—64.
47. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л. С. Цветкова. — Москва : Педагогическое общество России, 2002. — 96 с. — ISBN 5-93134-179-Х.
48. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — Москва : АРКТИ, 2003. — 239 с. — ISBN 5-89415-266-6.
49. Crystal D. Clinical linguistics / D. Crystal. — New York : Springer-Verlag Wien, 1981. — 229 p. — ISBN 978-3-7091-4001-7.
50. McLaughlin M. R. Speech and language delay in children / M. R. McLaughlin // American family physician. — 2011. — Vol. 83. — № 10. — Pp. 1183—1188.
51. The Russian Aphasia Test : The first comprehensive, quantitative, standardized, and computerized aphasia language battery in Russian / M. V. Ivanova, Y. S. Akinina, O. A. Soloukhina, E. V. Iskra, O. V. Buivolova, A. V. Chrabaszcz, E. A. Stupina, M. V. Khudyakova, T. V. Akhutina, O. Dragoy // PLoS ONE. — 2021. — Vol. 16. — № 11. — DOI: 10.1371/journal.pone.0258946.
Рецензия
Для цитирования:
Коломиец С.В., Шот Ю.С. Валидный инструментарий оценки когнитивных функций и речевого статуса детей с различными патологиями. Научный диалог. 2023;12(4):106-129. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-106-129
For citation:
Kolomiets S.V., Shot Yu.S. Valid Toolkit for Assessing Cognitive Functions and Speech Status of Children with Various Pathologies. Nauchnyi dialog. 2023;12(4):106-129. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-106-129