Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Звуки природы и звучание речи в ассоциативных механизмах фраземообразования

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-183-201

Полный текст:

Аннотация

Изучаются звукоизобразительные механизмы фраземообразования, которые не описаны в фоносемантическом и лингвокультурологическом аспектах. Исследование проводится на материале компаративных фразеологимов (образных сравнений), отображающих звучание речи. В соответствии с поставленной целью выявляются их мотивационные модели и разрабатываются приемы словарной репрезентации. Для достижения цели используются методы фоносемантического, компонентного, лингвокультурологического анализа, приемы структурно-семантического моделирования и лексикографического конструирования. Установлено, что большинство звукоизобразительных компаративных фразеологизмов базируется на ассоциациях, которые связывают акустические характеристики речи со звуками животного мира — голосами птиц и млекопитающих. Выявлены модели метафорического переноса и наиболее продуктивные зоолексемы, участвующие в актах образования фразеологизмов данной сферы. Определены актуальные для слушающего параметры оценки звучащей речи и аксиологическая направленность соответствующих образных сравнений. Показаны возможности репрезентации звукоизобразительных компаративных фразеологизмов в словаре тезаурусного типа с алфавитно-стержневым расположением материала и в учебном словаре дискурсивного типа, реализующем авторские методики лингвокультурологического комментирования и этимологического парафразирования. Результаты исследования будут полезны при разработке теоретических проблем фраземообразования, могут использоваться в практике академической и учебной лексикографии.

Об авторах

Т. Г. Никитина
Псковский государственный университет
Россия

Никитина Татьяна Геннадьевна - доктор филологических наук, профессор, кафедра образовательных технологий.

Псков



Е. И. Рогалёва
Псковский государственный университет
Россия

Рогалёва Елена Ивановна - доктор филологических наук, профессор, кафедра образовательных технологий.

Псков



Ю. А. Тимофеева
Псковский государственный университет
Россия

Тимофеева Юлия Александровна - аспирант, кафедра образовательных технологий.

Псков



Список литературы

1. БСРНС — Мокиенко В. М. Большой словарь народных сравнений / В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2008. — 800 с. — ISBN 978-5-373-01351-2.

2. БТС — Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — Санкт-Петербург : Норинт, 1998. — 1536 с. — ISBN 5-7711-0015-3.

3. СРНГ — Словарь русских народных говоров / гл. ред. Ф. П. Филин. — Ленинград : Наука ; Санкт-Петербург : Наука, 1965—2016. — Выпуск 1—49.

4. Фасмер — Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. 2-е изд. / М. Фасмер. — Москва : Прогресс, 1986—1987. — Т. 1—4.

5. Алиева С. А. Русские и кумыкские фразеологизмы со звукоподражательным компонентом как проявление метафоризации ономатопов / С. А. Алиева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1—1. — С. 1193.

6. Аскари А. С. О разграничении звукосимволизма и звукоподражания / А. С. Аскари // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 1 : Филология. — 2019. — № 3 (100). — С. 7—14.

7. Баженов Н. Ю. Структурно-семантическая классификация фразеологических единиц поля “Речь” в русских говорах (на материале СРНГ) / Н. Ю. Баженов // Лексический атлас русских народных говоров : Материалы и исследования. — 2020. — № 14. — С. 31—43.

8. Желтов А. Ю. Между субморфами и фоносемантикой : к типологии внеморфемных знаков / А. Ю. Желтов, Е. В. Желтова // Индоевропейское языкознание и классическая филология. — 2022. — № 26—1. — С. 437—464. — DOI: 10.30842/ielcp230690152629.

9. Мамытова А. К. Роль звуковых средств в звуковой картине мира / А. К. Мамытова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. — 2019. — № 10. — С. 232—236. — DOI: 10.26104/NNTIK.2019.45.557.

10. Маринченко И. А. Стилистические приемы использования звукоподражаний в детской художественной прозе / И. А. Маринченко, Е. В. Васильева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 13. — № 2. — С. 113—117. — DOI: 10.30853/filnauki.2020.2.21.

11. Мокиенко В. М. Диалектный словарь как лингвоаксиологический источник / В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. — 2021. — Т. 3. — № 17. — С. 43—66. — DOI: 10.30842/alp230657371734366.

12. Мокиенко В. М. К концепции полного словаря народной фразеологии: проблемы макроструктурирования / В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина // Вопросы лексикографии. — 2018. — № 4. — С. 80—106. — DOI: 10.17223/22274200/14/5.

13. Мокиенко В. М. Аксиология неофразем и фразеотрансформаций в лексикографической интерпретации / В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина // Вопросы лексикографии. — 2022. — № 25. — С. 81—107. — DOI: 10.17223/22274200/25/4.

14. Никитина Т. Г. Инновационный лексикографический дискурс в жанре детектива : возможности учебной репрезентации фразеологизма / Т. Г. Никитина, Е. И. Рогалёва // Русистика. — 2022. — Т. 20. — № 2. — С. 247—262. — DOI: 10.22363/2618-8163-2022-20-2-247-262.

15. Никитина Т. Г. Современная учебная фразеография : инновационные параметры бумажного словаря / Т. Г. Никитина, Е. И. Рогалёва // Вопросы лексикографии. — 2021а. — № 20. — С. 67—90. — DOI: 10.17223/22274200/20/4.

16. Никитина Т. Г. Учебное пособие по фразеологии как средство формирования лингвострановедческой компетенции иностранных студентов / Т. Г. Никитина, Е. И. Рогалёва // Society. Integration. Education. Proceedings of annual international scientific Conference. May 27nd—28rd, 2016. — Rēzekne : Rēzeknes Augstskola, 2016. — Vol. 1. — С. 188—199. — DOI: 10.17770/sie2016vol1.1489.

17. Никитина Т. Г. Фразеологический словарь в школе и дома : какой выбрать и как использовать / Т. Г. Никитина, Е. И. Рогалёва // Русский язык в школе. — 2021б. — Т. 82. — № 5. — С. 26—36. — DOI: 10.30515/0131-6141-2021-82-5-26-36.

18. Флаксман М. А. Словарь английской звукоизобразительной лексики в диахроническом освещении / М. А. Флаксман. — Санкт-Петербург : Институт Иностранных языков ; РХГА, 2016. — 201 с. — ISBN 978-5-88812-801-5.

19. Фоносемантика : Опыт междисциплинарного исследования. Монография / М. А. Флаксман, Л. О. Ткачева, Ю. Г. Седёлкина, Ю. В. Лавицкая и др. — Москва : Мир науки, 2022. — 229 с. — ISBN 978-5-907603-68-4.

20. Чибышева О. А. Лингвокультурные особенности концепта SOUND / ЗВУК : объективация микроконцепта «Sounds caused by human activity / Антропогенные звуки» на материале английских фразеологизмов / О. А. Чибышева, Н. В. Осадчук // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2021. — Т. 14. — Выпуск 12. — С. 3898—3903. — DOI: 10.30853/phil20210643.

21. Шляхова С. С. Дребезги языка. Словарь русских фоносемантических аномалий / С. С. Шляхова. — Пермь : Пермский государственный педагогический университет, 2004. — 226 с. — ISBN 5-85218-210-9.

22. Шляхова С. С. Фоносемантическая звуковая картина мира / С. С. Шляхова, М. Г. Вершинина. — Пермь : Пермский политехнический университет, 2016. — 424 с. — ISBN 978-5-398-01648-2.

23. Aryani A. Affective Congruence between Sound and Meaning of Words Facilitates Semantic Decision [Electronic resource] / A. Aryani, A. M. Jacobs // Behavioral Sciences. — 2018. — № 8 (6) : 56. — Access mode : https://www.mdpi.com/2076-328X/8/6/56/ DOI: 10.3390/bs8060056 (accessed 15.03.2023).

24. Asano M. Sound symbolism scaffolds language development in preverbal infants / M. Asano, M. Imai, S. Kita, K. Kitajo, H. Okada, G. Thierry // Cortex. — 2015. — № 63. — Pp. 196—205. — DOI: 10.1016/j.cortex.2014.08.025.

25. Bankieris K. What is the link between synaesthesia and sound symbolism? / K. Bankieris, J. Simner // Cognition. — 2015. — № 136. — Pp. 186—195. — DOI: 10.1016/j.cognition.2014.11.013.

26. Flaksman M. A. Onomatopoeia and regular sound changes / M. A. Flaksman // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. — 2022. — Т. 15. — № 10. — С. 1508—1515. — DOI: 10.17516/1997-1370-0351.

27. Lockwood G. Sound-symbolism boosts novel word learning / G. Lockwood, M. Dingemanse, Р. Hagoort // Journal of Experimental Psychology : Learning, Memory and Cognition. — 2016. — № 42 (8). — Pp. 1274—1281. — DOI: 10.1037/xlm0000235.

28. Mokienko V. M. The Axiological Portrait of Quality and its Standard (Based on Comparative Phraseography) / V. M. Mokienko, T. G. Nikitina // Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae. — 2021. — № 66. — Vol. 1. — Pp. 101—114. — DOI: 10.1556/060.2021.00009.

29. Sidhu D. M. Effects of iconicity in lexical decision / D. M. Sidhu, G. Vigliocco, P. M. Pexman // Language and cognition. — 2020. — № 12 (1). — Pp. 164—181. — DOI: https://doi.org/10.1017/langcog.2019.36.

30. Zheltova E. V. “Motivated signs” : some thoughts on phonosemantics and submorpheme theory in the context of Democritus' and Epicurus' traditions / E. V. Zheltova, A. Ju. Zheltov // Hyperboreus. Studia Classica. — 2019. — Vol. 25. — № 2. — Pp. 354—365.


Рецензия

Для цитирования:


Никитина Т.Г., Рогалёва Е.И., Тимофеева Ю.А. Звуки природы и звучание речи в ассоциативных механизмах фраземообразования. Научный диалог. 2023;12(4):183-201. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-183-201

For citation:


Nikitina T.G., Rogaleva E.I., Timofeeva Yu.A. Sounds of Nature and Sound of Speech in Associative Mechanisms of Phrase Formation. Nauchnyi dialog. 2023;12(4):183-201. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-183-201

Просмотров: 68


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)