Языковая суггестия в интернет-рекламе ледовых шоу по фигурному катанию
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-244-260
Аннотация
Статья посвящена проблеме латентного вербального воздействия на установки адресата в рекламном спортивном дискурсе. Цель работы — выявить языковые средства, реализующие суггестивный потенциал в рекламе ледовых шоу по фигурному катанию. Проведен анализ медиатекстов, размещенных в российской социальной сети «ВКонтакте». Проанализировано 124 рекламных текста за 2021—2023 годы. Применялись методы дискурсивного и коммуникативно-прагматического анализа, контент-анализ, описательный метод. Установлено, что вербальный компонент рассмотренных рекламных текстов в социальной сети «ВКонтакте» характеризуется небольшим объемом, четким логико-композиционным структурированием, языковым минимализмом, субстантивностью, экспансией именительного падежа, в результате чего круг используемых языковых средств суггестии ограничен. К ним относятся аллюзивные антропонимы (участвуют в формировании 84 % рекламных медиатекстов), оценочная лексика (42 %), бифункциональные повествовательно-восклицательные предложения (37 %), вокативные предложения (21 %). Сделан вывод о том, что перечисленные единицы раскрывают свой суггестивный потенциал за счет замены рационального обоснования эмоциональной аргументацией; активизации разных типов ассоциаций; аффективного компонента воздействия, определяемого наличием симпатии именно к отечественным фигуристам; действия стереотипов персоналий и наличия у адресата фоновых знаний.
Об авторе
О. А. СелеменеваРоссия
Селеменева Ольга Александровна - доктор филологических наук, доцент, кафедра русского языка, методики его преподавания и документоведения.
Елец
Список литературы
1. ВКонтакте установила новые рекорды по аудитории и ее активности [Электронный ресурс] // Новости для прессы ВКонтакте. — 21 марта 2023. — Режим доступа : https://vk.com/press/record-march-2023 (дата обращения: 04.04.2023).
2. Завершена заявочная кампания : ознакомиться с итогами конкурса [Электронный ресурс] // Президентский фонд культурных инициатив. — Режим доступа : https://фондкультурныхинициатив.рф (дата обращения: 4.04.2023).
3. Лебединое Озеро [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://vk.com/swanlake_pmi (дата обращения: 30.11.2022).
4. Ледовые шоу Ильи Авербуха [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://vk.com/ice_show (дата обращения: 3.12.2022).
5. Навка Шоу [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://vk.com/navka.show (дата обращения: 13.02.2023).
6. Фигурное катание LOVE [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://vk.com/figureskating_love (дата обращения: 25.11.2022).
7. Фигурное катание TOP [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://vk.com/fstop2020 (дата обращения: 10.12.2022).
8. Фигурист ТВ — интернет-канал о фигурном катании. — Режим доступа : https://vk.com/figurist_tv (дата обращения: 3.04.2023).
9. Team Tutberidze [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://vk.com/teamtutberidze_official (дата обращения: 20.03.2023).
10. Аниськина Н. В. Сравнение как средство воздействия в рекламе / Н. В. Аниськина // Ярославский педагогический вестник. — 2014. — № 4. — С. 189—193.
11. Бобырева Н. Н. Ассоциативность имен собственных в специальном контексте (на материале имен известных спортсменов) / Н. Н. Бобырева, О. Г. Палутина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2017. — № 9 (122). — С. 100—104.
12. Бойчук Е. И. Автоматизированный анализ ритма рекламного текста / Е. И. Бойчук // Верхневолжский филологический вестник. — 2021. — № 1 (24). — С. 137—144. — DOI: 10.20323/2499-9679-2021-1-24-137-144.
13. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание / Е. И. Гиренок. — Москва : Проспект, 2016. — 254 с. — ISBN 978-5-392-19235-9.
14. Калиновская Е. А. Прагматика рекламного текста в аспекте его суггестивного воздействия / Е. А. Калиновская, А. С. Кобышева // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. — 2021. — Т. 25, № 1. — С. 58—67. — DOI: 10.18522/1995-0640-2021-1-58-67.
15. Клушина Н. И. Восприятие рекламы / Н. И. Клушина // Русская речь. — 2011. — № 1. — С. 64—66.
16. Логинова Н. А. Текстовые факторы языковой суггестии / Н. А. Логинова // Филология и человек. — 2010. — № 1. — С. 105—111.
17. Миронова А. А. Формирование жанра объявления в истории русского языка / А. А. Миронова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 26. — С. 91—96.
18. Моль А. Социодинамика культуры : пер. с фр. Б. В. Бирюкова / А. Моль. — Москва : Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с. — ISBN 978-5-382-00433-4.
19. Морозова А. А. Мультимедийные возможности социальной сети ВКонтакте / А. А. Морозова // Знак : проблемное поле медиаобразования. — 2019. — № 1 (31). — С. 200—208.
20. Новое в зарубежной лингвистике / сост. Н. Д. Арутюнова; под общ. ред. Е. В. Падучевой. — Москва : Прогресс, 1985. — Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. — 504 с. — ISBN 9785998928000.
21. Погорлецкий А. И. Российское фигурное катание : «мягкая сила» воздействия на зарубежных потребителей и экспортный потенциал / А. И. Погорлецкий // Современные вызовы и перспективы развития международной торговой системы : монография / под ред. А. И. Погорлецкого. — Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2020. — С. 129—137. — ISBN 978-5-98620-484-0.
22. Романова Т. П. Ивентоним как рекламно-информативный тип имени собственного / Т. П. Романова // Вопросы ономастики. — 2020. — Т. 17, № 2. — С. 220—240. — DOI: 10.15826/vopr_onom.2020.17.2.025.
23. Селеменева О. А. Суггестивный потенциал языковых единиц в рекламных текстах международных женских глянцевых журналов мод / О. А. Селеменева // Научный диалог. — 2019. — № 11. — С. 72—85. — DOI: 10.24224/2227-1295-2019-11-72-85.
24. Сухаревская В. Ю. Суггестивные словосочетания в немецком промышленном рекламном тексте (на материале рекламы горного оборудования) / В. Ю. Сухаревская, К. А. Шишигин // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2020. — № 22 (2). — С. 541—548. — DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-2-541-548.
25. Чумичева Н. В. Копирайтинг и рекламная суггестия: алгоритмизация творчества : автореферат диссертации … кандидата филологических наук / Н. В. Чумичева. — Ростов-на-Дону, 2009. — 23 с.
26. Шокина А. Б. Языковая компрессия в рекламном тексте / А. Б. Шокина // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2009. — № 2. — С. 189—195.
27. Яковлева Э. Б. Лингвостилистическое оформление текстов туристической рекламы (на материале немецкоязычных туристических буклетов) / Э. Б. Яковлева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. — 2022. — Вып. 5 (860). — С. 112—118. — DOI: 10.52070/2542-2197_2022_5_860_112.
28. Al-Subhi A. S. Metadiscourse in online advertising : Exploring linguistic and visual metadiscourse in social media advertisements / A. S. Al-Subhi // Journal of Pragmatics. — 2022. — Vol. 187. — Pp. 24—40. — DOI: 10.1016/j.pragma.2021.10.027.
29. Tofller A. The Third Wave : The Classic Study of Tomorrow / A. Tofller. — New York : Morrow, 1980. — 544 p. — ISBN 0-688-03597-3.
30. Wiener H. To emoji or not to emoji? Examining the influence of emoji on consumer reactions to advertising / H. Wiener, I. Kareklas // Journal of Business Research. — 2019. — Vol. 96. — Pp. 147—156. — DOI: 10.1016/j.jbusres.2018.11.007.
31. Yuliah S. The Persuasive Language Used in Advertisements in Magazine / S. Yuliah, J. Fitriyandi, M. Yahya // Jurnal Bahasa Inggris Terapan. — 2021. — Vol. 7, № 2. — Pp. 119—129. — DOI: 10.35313/jbit.v7i2.3620.
Рецензия
Для цитирования:
Селеменева О.А. Языковая суггестия в интернет-рекламе ледовых шоу по фигурному катанию. Научный диалог. 2023;12(4):244-260. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-244-260
For citation:
Selemeneva O.A. Language Suggestion in Online Advertising of Figure Skating Ice Shows. Nauchnyi dialog. 2023;12(4):244-260. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-244-260