Специфика бренда как лингвокультурной единицы (на примере текста тульской культуры)
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-261-278
Аннотация
Описаны семантико-прагматические особенности бренда как лингвокультурной единицы. Актуальность исследования заключается в том, что рассмотрение бренда как лингвокультурной единицы пополняет знания о средствах, объективирующих процесс интеракции языка и культуры. Установлено, что присвоение данного статуса языковой единице возможно тогда, когда она включена в систему обыденной культуры и приобрела одну из её функций — самопрезентации. Используются методы лингвокультурологической интерпретации, интервьюирования, концептуального анализа, моделирования. Изучение свойств бренда проведено на материале тульской субкультуры, в которой выявлено около 20 подобных единиц. В ходе исследования бренд дефинирован как лингвокультурный знак, представляющий субкультуру и участвующий в процессе её идентификации. Определены брендинговые стратегии идентификации тульской культуры: апеллирование к специалитетам, оружию, самоварам, а также прецедентным именам. Установлено, что бренд моделирует культуру, влияет на особенности её восприятия. Выявлено, что бренду свойственны такие признаки, как уникальность, исключительность, типичность, которые обеспечивают его ожидаемость и понятность. Доказано, что семантика бренда характеризуется конкретностью, оценочностью, эмотивностью. Сделан вывод, что бренды репрезентируют ценностные доминанты культуры: в тульской культуре к ним отнесены мастерство, защита Отечества, сохранение духовных традиций.
Ключевые слова
Об авторе
Г. В. ТокаревРоссия
Токарев Григорий Валериевич - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой документоведения и стилистики русского языка.
Тула
Список литературы
1. 30 определений бренда ведущих маркетологов [Электронный ресурс] // Официальный сайт исследовательской консалтинговой компании «Международный альянс по развитию бизнеса». — Режим доступа : https://www.becoming-researcher.com/30-definitions-of-br%D0%B0nding/ (дата обращения 08.11.2019).
2. Антонова Н. В. Взаимосвязь идентичности потребителя и индивидуальности бренда как фактор приверженности бренду / Н. В. Антонова, В. Д. Морозова // Социальная психология и общество. — 2015. — Т. 6. — № 4. — С. 123—138.
3. Горбатов Д. С. Слухи в зарубежной социологии и социальной психологии : теоретические подходы / Д. С. Горбатов, С. Н. Большаков // Социологические исследования. — 2015. — № 7. — С. 98—107.
4. Кабышева Э. В. Бренд как конструктор гендерной идентичности : феминистские бренды / Э. В. Кабышева // Философия. Политология. — Томск : ТГУ, 2019. — С. 71—72.
5. Каминская Т. Л. Форматы сторителлинга в бренд-коммуникации на примере российских брендов / Т. Л. Каминская, Д. А. Трошкова / Челябинский гуманитарий. — 2022. — № 1 (58). — С. 56—69. — DOI: 10.47475/1999-5407-2022-10106.
6. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Деиьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. — Москва : МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. — 245 с. — ISBN 5-89042-018-1.
7. Кузьмина О. Г. Легенды брендов как элемент бренд-коммуникаций / О. Г. Кузьмина // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2016. — № 1. — С. 52—55.
8. Левшиц А. Д. Методика семиотического анализа этнокультурного бренда (на материале наименований популярных японских брендов) / А. Д. Левшиц // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. — 2022. — Вып. 5 (860). — С. 55—60. — DOI: 10.52070/2542-2197_2022_5_860_55.
9. Леденёва К. А. Бренд : понятие бренда, его составляющие, брендинг в современных условиях / К. А. Леденёва, О. Н. Горбунова // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики. Материалы V Международной научно-практической конференции (заочной) : в 2 частях. — Тамбов : ТГУ им. Г. Р. Державина, 2016. — С. 252—258.
10. Луков В. А. Гуманитарное знание : тезаурусный подход / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков // Вестник международной академии наук (русская секция). — 2006. — № 1. — С. 69—74.
11. Луков В. А. Европейская культура в тезаурусном освещении / В. А. Луков, Т. Ф. Кузнецова, В. П. Трыков // Знание. Понимание. Умение. — 2017. — № 1. — С. 147—163.
12. Лю Лифэнь. О переводе китайских брендов на русский язык (на примере бренда «Баоцзы гоубули» / Лю Лифэнь // Вестник Московского университета. Серия 22 : Теория перевода. — 2020. — № 3. — С. 36—46.
13. Оришев А. Б. Управление сознанием : технология «слухи» / А. Б. Оришев // Бизнес и дизайн ревю. — 2018. — № 2 (10). — С. 8.
14. Осетрова Е. В. Слухи в парадигме лингвистической генристики / Е. В. Осетрова // Жанры речи. — 2015. — № 2 (12). — С. 80—89.
15. Партусевич В. Р. Бренд-фактор и эффективность бренд-коммниукаций / В. Р. Партусевич // Реклама, PR и дизайн в бренд-коммуникациях : Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. — Москва : РГГУ, 2022. — С. 86—93.
16. Радбиль Т. Б. Человеческий фактор в языке : лингвистическая прагматика и теория речевых актов. Основные термины и понятия / Т. Б. Радбиль. — Нижний Новгород : Нижегородский государственный университет, 2006. — 60 с.
17. Спирина Т. С. Бренд как категория лингвокультурологии и бренд-менеджмента / Т. С. Спирина // Гуманитарные исследования. — 2018. — № 3 (67). — С. 29—32.
18. Сто тульских достопримечательностей. — Тула : Свамия, 2017. — 175 с. — ISBN 978-5-94298-030-6.
19. Телия В. Н. Русская фразеология : семантико-прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. — Москва : Языки русской культуры, 1999. — 284 с. — ISBN 5-88766-061-9.
20. Телия В. Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры / В. Н. Телия // Фразеология в контексте культуры. — Москва : Языки русской культуры, 1999. — С. 13—24. — ISBN 5-88766-061-9.
21. Токарев Г. В. Вопросы изучения симболария региональной идентичности / Г. В. Токарев // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. — 2022а. — Т. 21. — № 6. — С. 173—182. — DOI: 10.15688/jvolsu2.2022.6.14.
22. Токарев Г. В. Литературные прототипы лингвокультурных типажей туляка / Г. В. Токарев // Научный диалог. — 2022в. — Т. 11. — Выпуск 8. — С. 75—91. — DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-8-75-91.
23. Шадрина Л. Ю. Бренд-коммуникации с потребителем как эффективный механизм продвижения бренда / Л. Ю. Шадрина, А. В. Мажаа // Экономика и современный менеджмент : теория, методология, практика : Сборник статей V Международной научно-практической конференции. — Пенза : Наука и просвещение, 2018. — С. 41—43. — ISBN 978-5-907160-86-6.
24. Allport G. W. The Psychology of Rumor / G. W. Allport, L. J. Postman. — New York : Holt, Rinehart and Winston, 1947. — 269 p.
Рецензия
Для цитирования:
Токарев Г.В. Специфика бренда как лингвокультурной единицы (на примере текста тульской культуры). Научный диалог. 2023;12(4):261-278. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-261-278
For citation:
Tokarev G.V. Specifics of Brand as Linguocultural Unit (Tula Text of Culture). Nauchnyi dialog. 2023;12(4):261-278. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-261-278