Речевой жанр «напоминание» в аспекте дискурсивной обусловленности его признаков (на материале виртуального педагогического дискурса)
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-5-114-134
Аннотация
Изучаются жанрообразующие признаки речевого жанра «напоминание», реализованного в виртуальном педагогическом дискурсе. Актуальность исследования определяется его включенностью в проблематику современной дискурсологии (в связи с решением проблемы дискурсивной обусловленности жанра) и виртуальной педагогики (в условиях вовлечения в информационно-образовательную среду компьютерных технологий как средства и платформы обучения). С опорой на анкету речевого жанра Т. В. Шмелевой описаны жанровые признаки речевого высказывания «напоминание» с учетом их детерминации коммуникативно-прагматическими условиями виртуальной педагогической коммуникации. Установлено, что к инвариантным признакам жанра относятся (1) коммуникативная цель, связанная с необходимостью актуализировать в сознании адресата некоторые известные ему знания, и (2) наличие языковых маркеров — синтаксических конструкций, моделируемых глаголами напоминать, помнить, не забыть. Дискурсивная обусловленность жанра проявляется на уровне его диктумного содержания (сферы педагогического общения, объединенные семантическим полем «Обучение»), участников коммуникации (статусно-ориентированные роли участников коммуникации) и тех субстанциональных характеристик, которые детерминированы электронным носителем информации (прикрепление медиафайлов, интерактивность коммуникации).
Об авторах
Т. Г. РабенкоРоссия
Рабенко Татьяна Геннадьевна - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры стилистики и риторики.
Кемерово
Э. С. Денисова
Россия
Денисова Эльвира Степановна - кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики и риторики.
Кемерово
А. Д. Чардынцева
Россия
Чардынцева Алена Дмитриевна - магистрант кафедры стилистики и риторики.
Кемерово
Список литературы
1. Алефиренко Н. Ф. Речевой жанр, дискурс и культура / Н. Ф. Алефиренко // Жанры речи. — 2007. — № 5. — С. 44—55.
2. Алефиренко Н. Ф. Проблема соотношения речевого жанра и дискурса / Н. Ф. Алефиренко // Вестник РУДН, серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. — 2009, № 2. — С. 53—61.
3. Антонова Н. А. Педагогический дискурс : речевое поведение учителя на уроке : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.01 / Н. А. Антонова. — Саратов, 2007. — 25 с.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества : сборник избранных трудов / М. М. Бахтин. — Москва : Искусство, 1979. — 423 с.
5. Волошинов В. Н. Марксизм и философия языка : Основные проблемы социологического метода в науке о языке / В. Н. Волошинов. — Москва : Лабиринт, 1993. — С. 79—104.
6. Воронин А. С. Виртуальная педагогика — педагогика XXI века / А. С. Воронин // Новые образовательные технологии в вузе : VI международная научно-методическая конференция, 2—5 февраля 2009 г. : сб. тезисов докладов : Ч. 2. — Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУУПИ, 2009. — С. 71—74.
7. Горошко Е. И. Полиформатный мессенджер как жанр 2.0 (на примере мессенджера мгновенных сообщений telegram) / Е. И. Горошко, Е. А. Землякова // Жанры речи. — 2017. — № 1 (15). — С. 92—100. — DOI: 10.18500/2311-0740-2017-1-15-92-100.
8. Дускаева Л. Р. Речевой жанр «Напоминание о персоне» в медиадискурсе / Л. Р. Дускаева, Ю. М. Коняева // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвузовский сборник научных трудов. — Орел : Орловский государственный институт искусств и культуры, 2016. — Вып. 14. — С. 132—144. — ISBN 978-5-904-977-81-8.
9. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. — Волгоград : Перемена, 2002. — 477 с. — ISBN 5-88234-552-2.
10. Лассан Э. Эволюция способов репрезентации прошлого в жанре лирической песни / Э. Лассан // Жанры речи. — 2014. — № 1 (9). — С. 138—146. — DOI: 10.18500/2311-0740-2014-1-2-9-10-138-146.
11. Лебедева Н. Б. Субстрат текстов естественной письменной речи в аспекте жанровой релевантности / Н. Б. Лебедева, Т. Г. Рабенко // Сибирский филологический журнал. — 2022. — № 4. — С. 300—311. — DOI: 10.17223/18137083/81/23.
12. Лубков Р. В. Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Р. В. Лубков. — Самара, 2007. — 165 с.
13. Нечаева Е. В. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления) / Е. В. Нечаева. — Санкт-Петербург : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. — 183 с.
14. Носкова Т. Н. Педагогическая сущность виртуальной образовательной среды / Т. Н. Носкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2014. — № 167. — С. 183—194. — ISSN 1992-6464.
15. Олешков М. Ю. Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов) : автореферат диссертации … доктора филологических наук : 10.02.19 / М. Ю. Олешков. — Пермь, 2007. — 47 с.
16. Рабенко Т. Г. Речевой жанр с позиций лингвистической вариантологии (на материале речевого жанра «личное письмо») / Т. Г. Рабенко // Научный диалог. — 2017. — № 12. — С. 189—199. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-189-199.
17. Седов К. Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности / К. Ф. Седов // Жанры речи. — 2009. — Вып. 2. — С. 13—26.
18. Силантьев И. В. Дискурс и жанр / И. В. Силантьев // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. — 2010. — Т. 9, № 6. — С. 78—83.
19. Сорокин Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия : коллективная монография. — Москва : Институт языкознания РАН, 1990. — С. 180—186.
20. Танчук А. С. Дискурсивные характеристики англоязычных вебинаров по обучению английскому языку : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.04 / А. С. Танчук. — Самара, 2021. — 205 с.
21. Тодоров Ц. Понятие литературы / Ц. Торопов // Семиотика. — Москва : Радуга, 1983. — С. 366—367.
22. Торопова С. В. Школьный чат как новый формат образовательного дискурса / С. В. Торопова // Филология, иностранные языки и медиакоммуникации : материалы симпозиума XV (XLVII) Международной научно-практической конференции. — Кемерово : КемГУ, 2020. — Вып. 21. — С. 376—379. — ISBN: 978-5-8353-2621-1.
23. Черник В. Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.01 / В. Б. Черник. — Екатеринбург, 2002. — 197 с.
24. Черняк В. Д. Речевой жанр «напоминание» в современной массовой литературе / В. Д. Черняк, М. А. Черняк // Жанры речи. — 2014. — № 1—2. — С. 133—138. — DOI: 10.18500/2311-0740-2014-1-2-9-10-132-137.
25. Черняков А. Н. Реализация педагогического дискурса в интернете / А. Н. Черняков, Р. А. Дунаев // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. — 2014. — № 4. — С. 226—228.
26. Шведова Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи / Н. Ю. Шведова ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — Москва : Азбуковник, 2003. — 377 с.
27. Шмелева Т. В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка / Т. В. Шмелева // Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. — 1990. — № 2. — С. 20—32.
Рецензия
Для цитирования:
Рабенко Т.Г., Денисова Э.С., Чардынцева А.Д. Речевой жанр «напоминание» в аспекте дискурсивной обусловленности его признаков (на материале виртуального педагогического дискурса). Научный диалог. 2023;12(5):114-134. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-5-114-134
For citation:
Rabenko T.G., Denisova E.S., Chardyntseva A.D. Speech Genre of Reminder and Discursive Conditioning of its Features in Virtual Pedagogical Discourse. Nauchnyi dialog. 2023;12(5):114-134. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-5-114-134