Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Медиаобразовательный потенциал журналистики Липецкого региона в условиях конвергенции СМИ

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-7-102-120

Аннотация

Рассматриваются вопросы, связанные с медиаобразовательным потенциалом региональной журналистики. Актуальность исследования обусловлена потребностью массового медиаобразования как необходимого отклика на вызовы постоянно насыщающейся информационно-коммуникационной среды, в которой живет человек цифровой эпохи, и повышенной ролью СМИ в этом процессе. Отмечается, что медиаобразовательная деятельность журналистики определяется в качестве стратегически значимого направления развития современного общества. Выполнен обзор состояния печатных и сетевых СМИ, входящих в состав Издательского дома «Липецкая газета», с точки зрения использования ими достижений конвергентности на технологическом уровне представления информации. Новизна исследования видится в предложенном подходе к оценке медиаобразовательного потенциала регионального Издательского дома в целом, а не его отдельных составляющих. Авторами отмечены проблемы освоения региональными изданиями возможностей интернет-пространства, которые препятствуют развитию медиаобразовательного потенциала. Доказано, что именно интеграция новых медиа в традиционные форматы подачи информации существенно повышает интерес потребителей к таким источникам, содействует установлению интерактивных связей и росту медийной культуры населения. Подчеркивается, что сочетание классических форм работы с мультимедийными возможностями создает прочную медиаобразовательную базу СМИ.

Об авторах

А. А. Дякина
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
Россия

Дякина Анжелика Александровна, доктор филологических наук, профессор кафедры литературоведения и журналистики

Елец



К. И. Белоусов
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
Россия

Белоусов Кирилл Игоревич, аспирант кафедры литературоведения и журналистики

Елец



Список литературы

1. Баранова Е. А. Медиаконвергенция как системообразующий фактор трансформации института СМИ : автореферат диссертации … доктора филологических наук : 10.01.10 / Е. А. Баранова. — Москва, 2018. — 30 с.

2. Вартанова Е. Л. К чему ведет конвергенция? / Е. Л. Вартанова // Информационное общество. — 1999. — № 5. — С. 11—14.

3. Вартанова Е. Л. Медиаобразование как приоритет общественного развития / Е. Л. Вартанова // Медиаобразование в школе : сборник программ преподавания дисциплин. — Москва : МедиаМир, 2010. — С. 5—16. — ISBN 978-5-91832-025-9.

4. Вартанова Е. Л. Человек и цифровая революция в СМИ : выводы и проблемы / Е. Л. Вартанова // Человек как субъект и объект медиапсихологии. — Москва : МГУ им. М. В. Ломоносова / Институт человека ; Издательство Московского университета, 2011. — С. 11—38. — ISBN 978-5-211-06224-5.

5. Жилавская И. В. “Качество журналистики как медиаобразовательная проблема” / И. В. Жилавская // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2016а. — Т. 1. — № 3. — С. 120—125.

6. Жилавская И. В. Медиаобразовательный потенциал СМИ / И. В. Жилавская // Материалы секции «Медиаобразование» XXV Всероссийской научно-практической конференции исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью «Проблемы массовой коммуникации». Воронеж. 13—14 мая 2016 г. / Под ред. В. В. Тулупова. — Воронеж : Кварта, 2016б. — Выпуск 1. — С. 34—42.

7. Жилавская И. В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.01.10 / И. В. Жилавская. — Москва, 2008. — 23 с.

8. Замалаева А. А. Тенденции развития региональной периодический печати в условиях конвергенции / А. А. Замалаева // Инновационная наука. — 2020. — № 5. — С. 117—118.

9. Коноплев Д. Э. Современные медиасистемы : кризис традиционных СМИ / Д. Э. Коноплев // Знак : проблемное поле медиаобразования. — 2020. — № 1 (35). — С. 158—161.

10. Корконосенко С. Г. Преподаем журналистику : Профессиональное и массовое медиаобразование / С. Г. Корконосенко. — Санкт-Петербург : Михайлов В. А., 2004. — 238 с. — ISBN 5-8016-0219-4.

11. Короченский А. П. Медиакритика и медиаобразование / А. П. Короченский // Высшее образование в России. — 2004. — № 8. — С. 41—46.

12. Короченский А. П. Медиакритика в системе медиаобразования / А. П. Короченский // Медиаобразование и медиакомпетентность : слово экспертам / Под ред. А. В. Федорова. — Таганрог : Издательство Таганрогского гос. пед. института, 2009. — С. 65.

13. Лукина М. М. Интернет-СМИ : Теория и практика : учебное пособие / М. М. Лукина. — Москва : Аспект Пресс, 2010. — 348 с.

14. Медиаобразование в Москве, России и мире : Сборник исследований / под ред. В. В. Барбаша, Н. В. Поплавской. — Москва : МедиаПресс, 2014. — 144 с.

15. Уразова С. Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности массмедиа в цифровой среде. Теоретический аспект / С. Л. Уразова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2011. — № 5 (1). — С. 287—293.

16. Федоров А. В. Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла / А. В. Федоров // Инновации в образовании. — 2007. — № 7. — С. 107—116.

17. Хелемендик В. С. Конвергенция как современная форма взаимодействия СМИ / В. С. Хелемендик // Проблемы современного образования. — 2013. — № 3. — С. 106— 123.

18. Шариков А. В. Медиаобразование : мировой и отечественный опыт / А. В. Шариков. — Москва : Издательство Академии педагогических наук СССР, 1990. — 66 с.

19. Яшина А. А. Анализ медиаобразовательного потенциала СМИ (на примере сайта «Дилетант») / А. А. Яшина // Знак : проблемное пространство медиаобразования. — 2017. — № 4. — С. 286—291.

20. Dahlgren P. Media logis in cyberspace : Repositioning journalism and its publics / P. Dahlgren // Javnost — The Publik. Journal of the Eeropean Institute for Communication and Culure. — 1996. — № 3 (3). — Pp. 59—72.

21. Marinho S. P. Ghallenges and new ways of teaching journalism in times of media convergence / S. P. Marinho, L. Tarcia // Brazilian journalism research. — 2008. — Vol. 4. — № 2. — Pp. 31—32.

22. Qvinn S. Convergent Journalism an introduction / S. Qvinn, V. F. Filak. — Amsterdam : Focal Press, 2005. — 147 p.


Рецензия

Для цитирования:


Дякина А.А., Белоусов К.И. Медиаобразовательный потенциал журналистики Липецкого региона в условиях конвергенции СМИ. Научный диалог. 2023;12(7):102-120. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-7-102-120

For citation:


Dyakina A.A., Belousov К.I. Media Education Potential of Lipetsk Regional Journalism in Context of Media Convergence. Nauchnyi dialog. 2023;12(7):102-120. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-7-102-120

Просмотров: 277


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)