Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Лингвосемиотические механизмы формирования манипулятивного потенциала поликодовой номинации в рекламном дискурсе

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-162-183

Аннотация

Статья посвящена лингвосемиотическому анализу функционирования поликодовых неймов в качестве манипулятивного инструментария рекламного дискурса. Целью исследования является описание влияния невербальных компонентов на выражение иллокутивной силы нейма. Материалом исследования выступают поликодовые коммерческие обозначения, выявленные посредством собственного интернет-мониторинга и непосредственного наблюдения автора за 2021—2023 годы. Проведено изучение ситуативного контекста, выделение в структуре номинации доминирующих знаков, установление выражаемого значения. Выявлены словообразовательные модели создания неймов, которые классифицируются по средству выражения иллокутивной силы. Использование схожих моделей коммерческими организациями из разных сфер деятельности позволяет говорить об основных тенденциях нейминга в рекламном дискурсе. Автором выдвигается проективная гипотеза манипулятивного воздействия: в рекламной коммуникации применяется ситуация стимул — реакция, а манипулирование реализуется тактикой наложения. Установлено, что в сообщении имплицитно соотносятся разные ситуации, для чего используются слабоструктурированные стимулы, которые влияют на формирование установок адресата и программируют его поведение. Делается вывод, что в поликодовых коммерческих номинациях используется приём эксплуатации речевых и неречевых поведенческих стереотипов.

Об авторе

Р. И. Захаров
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Захаров Руслан Иванович - старший преподаватель кафедры  судебной экспертизы, юридический факультет,

Нижний Новгород



Список литературы

1. Морковкин В. В. Большой универсальный словарь русского языка / В. В. Морковкин, Г. В. Богачёва, Н. М. Луцкая. — Москва : Словари XXI века : АСИ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016. — 1456 с. — ISBN 978-5-9907385-0-8.

2. Шушков А. А. Толково-понятийный словарь русского языка: 600 семантических групп : ок. 15500 слов и устойчивых выражений / А. А. Шушков. — Москва : АСТ ; Астрель ; Хранитель, 2008. — 988 с. — ISBN 978-5-17-018959-5.

3. Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий, определений, терминов / под ред. С. Л. Кандыбович, А. Д. Короля, Т. В. Разиной. — Минск : Харвест, 2021. — 864 с. — ISBN 978-985-18-4878-8. 4. Composs.ru. [Электронный ресурс]. –– Режим доступа : http://composs.ru/simvolgalochka (дата обращения: 10.06.2023).

4. Болотина М. А. Лингвистические средства убеждения в текстах социальной рекламы [Электронный ресурс] / М. А. Болотина // Манипуляции и социум : язык, сознание, культура : сборник научных трудов / под ред. М. Н. Конновой. — Калининград : Издательство БФУ им. И. Канта, 2023. — С. 134—137. — ISBN 978-5-9971-0753-6. — Режим доступа : https://elibrary.ru/download/elibrary_53868043_73746468.pdf (дата обращения: 10.09.2023).

5. Бугаева И. В. Когнитивно-прагматические особенности коммерческой номинации [Электронный ресурс] / И. В. Бугаева // Когнитивные исследования языка. — 2020. — № 2 (41). — С. 165—169. — Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=44046483 (дата обращения: 19.10.2022).

6. Глазков А. В. Высказывание о будущем как инструмент манипуляции [Электронный ресурс] / А. В. Глазков // Манипуляции и социум: язык, сознание, культура : сборник научных трудов / под ред. М. Н. Конновой. — Калининград : Издательство БФУ им. И.Канта, 2023.— С. 142—145.— ISBN 978-5-9971-0753-6.— Режим доступа : https://elibrary.ru/download/elibrary_53868059_69019601.pdf (дата обращения: 10.09.2023).

7. Жирков А. В. Приемы манипулятивного воздействия в рекламе / А. В. Жирков // Рекламный дискурс и рекламный текст : коллективная монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева. — Москва : Флинта ; Наука, 2013. — С. 172—191. — ISBN 978-5-9765-1112-5.

8. Захаров Р. И. Поликодовые тексты как манипулятивный инструмент рекламного дискурса (на примере коммерческой номинации) [Электронный ресурс] / Р. И. Захаров // Манипуляции и социум: язык, сознание, культура : сборник научных трудов / под ред. М. Н. Конновой. — Калининград : Издательство БФУ им. И. Канта, 2023а. — С. 146—149. — ISBN 978-5-9971-0753-6. — Режим доступа : https://elibrary.ru/download/elibrary_53868062_16602456.pdf (дата обращения: 10.09.2023).

9. Захаров Р. И. Синтагматика и парадигматика в поликодовых коммерческих номинациях: на примере словообразовательной модели / Р. И. Захаров // Языковые категории и единицы: синтагматический аспект : материалы XV Международной научной конференции, посвященной 70-летию кафедры русского языка ВлГУ (Владимир, 26—28 сентября 2023 года). — Владимир : Транзит-ИКС, 2023б. — С. 196—201. — ISBN 978- 5-8311-1533-8.

10. Клевенский М. С. Манипулятивные тактики в современной рекламе [Электронный ресурс] / М. С. Клевенский // Манипуляции и социум: язык, сознание, культура : сборник научных трудов / под ред. М. Н. Конновой. — Калининград : Издательство БФУ им. И. Канта, 2023. — С. 153—155. — ISBN 978-5-9971-0753-6. — Режим доступа : https://elibrary.ru/download/elibrary_53868066_53732125.pdf (дата обращения: 10.09.2023).

11. Кукушкина О. В. Методика проведения судебной психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму / О. В. Кукушкина, Ю. А. Сафонова, Т. Н. Секераж. — Москва : ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2014. — 98 с. — ISBN 978-5-91133-143-6.

12. Манипуляции и социум: язык, сознание, культура : сборник научных трудов [Электронный ресурс] / под ред. М. Н. Конновой. — Калининград : Издательство БФУ им. И. Канта, 2023. — 295 с. — ISBN 978-5-9971-0753-6. — Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=53867910 (дата обращения: 10.09.2023).

13. Медведева Е. В. Манипулятивный потенциал видеоколлажа как одной из форм рекламного сообщения [Электронный ресурс] / Е. В. Медведева // Манипуляции и социум: язык, сознание, культура : сборник научных трудов / под ред. М. Н. Конновой. — Калининград : Издательство БФУ им. И. Канта, 2023. — С. 163—165. — ISBN 978-5-9971- 0753-6. — Режим доступа : https://elibrary.ru/download/elibrary_53868072_49959695.pdf (дата обращения: 10.09.2023).

14. Немеева А. С. Манипулятивные языковые средства в тексте англоязычной рекламы [Электронный ресурс] / А. С. Немеева, С. В. Манджиева // Манипуляции и социум: язык, сознание, культура : сборник научных трудов / под ред. М. Н. Конновой. — Калининград : Издательство БФУ им. И. Канта, 2023. — С. 159—162. — ISBN 978-5-9971- 0753-6. — Режим доступа : https://elibrary.ru/download/elibrary_53868071_99144112.pdf (дата обращения: 10.09.2023).

15. Новичихина М. Е. Манипуляция в коммерческой номинации [Электронный ресурс] / М. Е. Новичихина // Манипуляции и социум: язык, сознание, культура : сборник научных трудов. — Калининград : Издательство БФУ им. И. Канта, 2023. — С. 159—162. — ISBN 978-5-9971-0753-6. — Режим доступа : https://elibrary.ru/download/elibrary_53868071_99144112.pdf (дата обращения: 10.09.2023).

16. Попова Е. С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте / Е. С. Попова // Известия Уральского государственного университета. — 2002. — № 24. — С. 276—288. — Режим доступа : https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24067/1/iurg-2002-24-23.pdf (дата обращения: 10.09.2023).

17. Радбиль Т. Б. Лингвопрагматический потенциал активных процессов в русском неологическом словообразовании новейшего периода / Т. Б. Радбиль, Л. Ясаи, И. Палоши // Научный диалог. — 2022. — Т. 11, № 1. — С. 101—121. — DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-1-101-121.

18. Рекламный дискурс и рекламный текст : коллективная монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева. — Москва : Флинта ; Наука, 2013. — 296 с. — ISBN 978-5-9765-1112-5.

19. Соколова О. В. Когнитивный механизм и коммуникативные стратегии дискурсов активного воздействия / О. В. Соколова // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2017. — № 3. — С. 19—30.

20. Стародубцева К. Н. Речевое манипулирование в рекламных текстах онлайнмарафонов [Электронный ресурс] / К. Н. Стародубцева // Манипуляции и социум: язык, сознание, культура : сборник научных трудов / под ред. М. Н. Конновой. — Калининград : Издательство БФУ им. И. Канта, 2023. — С. 174—177. — ISBN 978-5-9971-0753-6. — Режим доступа : https://elibrary.ru/download/elibrary_53868076_27781045.pdf (дата обращения: 10.09.2023).

21. Якобсон Р. О. Язык и бессознательное / Р. О. Якобсон. — Москва : Гнозис, 1996. — 248 с. — ISBN 5-7333-0492-8.

22. Facchinetti R. News discourse and the dissemination of knowledge and perspective: From print and monomodal to digital and multisemiotic / R. Facchinetti // Journal of Pragmatics. — 2021. — Vol. 175. — Pp. 195—206. — DOI: 10.1016/j.pragma.2021.01.015.

23. Forceville Ch. Visual and multimodal metaphor in advertising: Cultural perspectives / Ch. Forceville // Styles of Communication. — 2017. — № 9 (2). — P. 26—41.

24. Noveck I. Review of Experimental Pragmatics : The Making of a Cognitive Science / I. Noveck. — Cambridge UK : Cambridge University Press, 2021. — 282 p.

25. Sweetser E. Metaphor and metonymy in advertising: Building viewpoint in multimodal multi-space blends / E. Sweetser // Journal of Pragmatics. — 2017. — Vol. 122. — P. 65—76. — DOI: 10.1016/j.pragma.2017.10.012.


Рецензия

Для цитирования:


Захаров Р.И. Лингвосемиотические механизмы формирования манипулятивного потенциала поликодовой номинации в рекламном дискурсе. Научный диалог. 2023;12(9):162-183. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-162-183

For citation:


Zakharov R.I. Linguosemiotic Mechanisms of Manipulative Potential Formation in Polycoded Nomination in Advertising Discourse. Nauchnyi dialog. 2023;12(9):162-183. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-162-183

Просмотров: 280


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)