ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Проведен анализ распределения лексем синонимических рядов постъ, пощение, поститися и алкание, алчба, алкати в древнерусской письменности. В основу исследования были положены корпусный и квантитативный подходы. Были впервые установлены контрасты квантификации указанных лексических рядов на материале исторического корпуса «Манускрипт». Рассматривались данные четырех подкорпусов — Евангелия, Апостола, Паримейника и летописей. Было установлено, что синонимические отношения лексических рядов складываются только в полноапракосном Евангелии. В служебном Четвероевангелии и краткоапракосном Евангелии употребляются только лексемы первого ряда, а лексемы второго ряда имеют значения ‘голод’, ‘голодать’. Лексемы первого ряда сохраняются также в кирилло-мефодиевском переводе Апостола. В преславском по происхождению переводе Толстовского Апостола XIV века лексемы первого ряда последовательно заменяются лексемами второго ряда. Подкорпус Паримейника, древнейший перевод которого имеет кирилло-мефодиевское происхождение, противопоставлен текстам других подкорпусов отсутствием лексем второго ряда в значениях ‘пост’, ‘поститься’ во всех редакциях. Повесть временных лет доказывает раннее закрепление в древнерусской традиции лексем первого ряда. Количественный контраст наблюдается в Суздальской летописи, где представлены, в отличие от других летописей, лексемы обоих рядов.
Рассматривается языковая ситуация в селе Себян-Кюёль Республики Саха (Якутия), где живут ламунхинские эвены, один из коренных малочисленных народов Севера. Уделяется внимание структурным и содержательным характеристикам языковой ситуации. Данные получены с помощью включенного наблюдения и социолингвистического опроса среди 81 респондента из разных возрастных, гендерных и социальных групп эвенов. С использованием комплексного подхода, включающего лингвистические и социальные аспекты, анализируются распределение и функции эвенского, русского и якутского языков в различных сферах коммуникации. Показано, что языковая ситуация трехкомпонентна, при этом эвенский язык является доминантным, но сталкивается с некоторыми проблемами со стороны русского и якутского языков в определенных сферах, а также среди молодого поколения, которое проявляет меньший интерес к своему родному языку. Выделяются факторы, влияющие на жизнеспособность и поддержание эвенского языка. Выявляются проблемы и перспективы его развития. Установлено, что языковая ситуация в селе Себян-Кюёль относительно благополучная и стабильная, но требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства и сообщества.
Проведено исследование дополнительных семиотических смыслов, развиваемых ольфакторной перцептивной лексикой в якутском языке. Проанализированы словарные данные о лексике обонятельной перцепции, а также механизмы создания когнитивно-семиотического пространства текста средствами этой лексики на материале произведения Н. А. Лугинова «Уларыйыы кэмэ» («Время перемен»). Обоняние рассматривается авторами как когнитивно-языковая категория, представляющая в якутском языке не только физиологический аспект чувственного взаимодействия с миром, но и широкий лингво-культурологический контекст, выражающий знаковую функцию социального, бытового, эстетического и т. п. статусов. Данные переводных и толковых словарей якутского языка обрабатывались с использованием классических методов анализа словарных дефиниций и с учетом элементов дистрибуции исследуемых лексических единиц. Установлено, что перцептивная лексика обонятельного восприятия, выполняющая в системе якутского языка возможность описания запахов как знаков-индексов, в художественном дискурсе реализует дополнительную когнитивно-семиотическую функцию знаков-символов, раскрывающих внутреннее состояние человека, его социально-бытовые взаимоотношения в обществе, морально-этические ценности.
Впервые рассмотрены иноязычные вкраплений в языке тундровых юкагиров-полилингвов Нижней Колымы Якутии, языковой репертуар которых складывается из трех- и более языков. Актуальность исследования продиктована в первую очередь неизученностью контактных явлений в юкагирском языке в целом, сокращающимся числом носителей и важностью документации этого древнего языка северо-востока Сибири. Цель исследования — выявить особенности функционирования вкраплений в современной живой речи тундровых юкагиров. Материалом послужили записи устной речи юкагиров в виде полилога, диалога и монолога, фрагменты транскриптов которых впервые вводятся в научный оборот. Анализ показал, что вкрапления в юкагирской речи реализуются якутскими и русскими вкраплениями, восходящими к различным частям речи гостевых языков. Автор приходит к выводу об актуальности якутского языка как второго после этнического в виду бóльшей частотности в речи якутских элементов, чем русских. Установлено, что вкрапления маркируются пустыми и заполненными паузами, вокальными, лексико-семантическими и паралингвистическими хезитациями. Отмечается, что креативная функция реализуется через манеру употребления вкраплений отдельным юкагиром-полилингвом в своей речи.
Рассматривается явление омонимии в осетинском языке как одна из сложных и разноаспектных проблем в осетинском языкознании и в общей лингвистической теории. Отсутствие в осетиноведении специальных работ обусловливает актуальность рассмотрения данного явления в русле функциональной омонимии. Подчеркивается, что факторами, осложняющими процесс изучения условий возникновения и функционирования омонимов в языке и речи, становятся обнаруживаемые в омонимах семантические пересечения с полисемией, грамматически разноплановая «непредсказуемость», функциональная подвижность и, как следствие, наличие различных классификаций и дефиниций. Сделан обзор наиболее известных классификаций омонимов, анализ лексикографических источников и художественных текстов. В результате определены основные критерии «распознавания» функциональных омонимов и выполнено их отграничение от лексико-грамматических омонимов в осетинском языке. Анализ показал ряд сложностей в идентификации функциональных омонимов. Автор приходит к выводу о том, что морфологическая неустойчивость и синтаксические функции слова в предложении могут изменить его семантику, а значит, перевести из одного вида омонимов в другой. При этом отмечается, что в то же время основной — этимологический — принцип разграничения омонимов может оказаться малоэффективным при рассмотрении большего числа служебных частей речи.
Актуальность статьи определяется тем, что отбор устойчивых сочетаний для обучения инофонов представляется многоступенчатым и сложным процессом. Отмечается, что до сих нет единого мнения, касающегося требований отбора единиц и объёма фразеологического минимума. Новизна исследования заключается в попытке разграничить понятия «фразеологический минимум» и «учебный словник устойчивых сочетаний». Кроме того, задача исследования — выработать критерии отбора устойчивых сочетаний для включения их в учебный словник. Перед автором стояла задача формирования учебного словника, состоящего из тематических разделов, в котором название каждого раздела соответствует теме модуля программы по русскому языку как иностранному. Для достижения поставленной цели автор проводит обзор существующей научной литературы, учебных словарей и лексических минимумов. Автор анализирует учебные пособия по фразеологии и говорению для уровней В1+ — С1. Представлены результаты проведенного опроса носителей русского языка с целью уточнить понимание отобранных единиц, выполнен анализ контекстов их употребления. На заключительном этапе предлагается список устойчивых сочетаний по теме «Учеба», в который впервые включаются фразеологические неологизмы.
Статья посвящена проблеме содержания концепта ДЕМОКРАТИЯ. Уточняется его смысл в русском политическом дискурсе на понятийном, образном и ценностном уровнях. Выявляются особенности данного концепта в русском политическом дискурсе с позиции китайской лингвокультурной традиции. Рассматриваются сходства и различия в содержании концепта ДЕМОКРАТИЯ в лингвокультурных традициях России и Китая. Для достижения поставленной цели в исследовании использовался метод лингвокультурологического анализа текста. Материалом исследования послужили информационные и аналитические тексты политической тематики, опубликованные в средствах массовой информации России и Китая. Анализируется концепция «суверенной демократии», актуальная для российской политической культуры, и «народной демократии», репрезентируемая в китайском политическом дискурсе. Оцениваются теоретические основания и перспективы развития данных концепций, связанных с национальными лингвокультурными традициями. Подчеркивается необходимость формирования корпуса связанных между собой концептов для становления национальных идеологий в качестве сложных и взаимодействующих между собой образов национальных политических картин мира.
МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА 
Исследуются метафоры, представленные в демотиваторах периода пандемии COVID-19. Выявлены образы, соотносительные с медицинскими работниками и коронавирусной инфекцией. Проанализированы иконические (реже иконические и вербальные) компоненты демотиваторов, эксплицирующие авторскую оценку данных объектов и моделирующие их восприятие аудиторией. В результате проведенного исследования выявлены следующие наиболее частотные метафоры. Для репрезентации коронавирусной инфекции COVID-19 характерными образами стали «вирус — монстр», «вирус — преступник», «вирус — болото», «вирус — оковы», «вирус — ловушка». Для репрезентации образа медицинского работника авторами демотиваторов использованы метафоры «врач — воин», «врач — супергерой», «врач — чемпион», «врач — дезинсектор», «врач — строитель», «врач — ангел-хранитель». Демонстрируя указанные метафорические характеристики объектов, авторы демотиваторов моделируют желательное восприятие аудиторией данных объектов, а именно — акцентируют внимание аудитории на скорости распространения заболевания, его поражающем воздействии, значимости соблюдения карантинных мер, выражают благодарность и признательность медицинским работникам за самоотверженный труд и спасение жизней пациентов.
Статья посвящена лингвосемиотическому анализу функционирования поликодовых неймов в качестве манипулятивного инструментария рекламного дискурса. Целью исследования является описание влияния невербальных компонентов на выражение иллокутивной силы нейма. Материалом исследования выступают поликодовые коммерческие обозначения, выявленные посредством собственного интернет-мониторинга и непосредственного наблюдения автора за 2021—2023 годы. Проведено изучение ситуативного контекста, выделение в структуре номинации доминирующих знаков, установление выражаемого значения. Выявлены словообразовательные модели создания неймов, которые классифицируются по средству выражения иллокутивной силы. Использование схожих моделей коммерческими организациями из разных сфер деятельности позволяет говорить об основных тенденциях нейминга в рекламном дискурсе. Автором выдвигается проективная гипотеза манипулятивного воздействия: в рекламной коммуникации применяется ситуация стимул — реакция, а манипулирование реализуется тактикой наложения. Установлено, что в сообщении имплицитно соотносятся разные ситуации, для чего используются слабоструктурированные стимулы, которые влияют на формирование установок адресата и программируют его поведение. Делается вывод, что в поликодовых коммерческих номинациях используется приём эксплуатации речевых и неречевых поведенческих стереотипов.
Рассматриваются русскоязычные экологические интернет-мемы, представленные в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, на ресурсах сайтов Мемепедия, Пикабу, сайта А. Чистопашина. Авторы разработали ряд критериев, релевантных для анализа экологических интернет-мемов как сложных лингвосемиотических образований. Цель работы состояла в выявлении особенностей семиотической организации экологических интернет-мемов, в установлении семиотической доминанты, определяющей концептуальное содержание интернет-мема. Показано, что русскоязычный сегмент экологической коммуникации, представленной мемами, имеет свою тематическую и жанровую специфику. Экологические интернет-мемы, как правило, основываются на использовании медийного семиотического кода, когда мем включает в себя текст и иллюстрацию. Реже мемы создаются на основе нарративного семиотического кода, при котором визуальный компонент иллюстрирует начало, кульминацию или конец истории. Вербальный компонент является ведущим при заимствовании вирусных визуальных шаблонов. Основным стилистическим приемом в экологических интернет-мемах наряду с иронией, эффектом обманутого ожидания является языковая игра. Семиотический анализ интернет-мемов показал, что сочетание вербальных и визуальных знаков характерно для медийного сегмента экологической интернет-коммуникации.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ФОЛЬКЛОРИСТИКА
Актуальность изучения обусловлена свойственным сегодняшнему дню ренессансом танца оһуохай в культурной практике современных саха. Новизна исследования видится в предложении научной версии: круговые танцы по ходу солнца (с востока на запад) означали движение вниз, а танцы против хода солнца (с запада на восток) — движение вверх. Отмечается, что запад и восток отражали разные миры, а движения по кругу символизировали путешествие по зыбкой грани двух миров. В работе реализуется комплексный подход к предмету исследования с применением историко-сравнительного, структурно-семиотического, функционального видов анализа, синтеза и обобщения фольклорных, этнографических, лингвистических данных, приводящих к единой картине семантики круговых движений. Авторы приходят к выводу о том, что современное название танца оһуохай является нововведением советского периода, отсутствующим в источниках дореволюционного и раннего советского периодов, в которых устойчиво упоминается термин үҥкүү, одинаково означающий и кружение-пляску шамана. Подчеркивается, что хоровод оһуохай включал экстатические элементы шаманства, явно схожие с представлениями шаманов о переходах в иные миры.
Рассматривается ситуация традиционного сказительства в аспекте соблюдения канонов архаичных олонхо. Материалом для исследования выбраны тексты олонхо, бытовавшие в Олекминском районе Якутии. Для анализа выбраны тексты, среди которых в ранних записях вариантов олонхо середины XIX века обнаруживаются трансформации, отличающие их от традиционных олонхо. Данные трансформации анализируются с позиций современной фольклористики — сохранения исконных архаичных особенностей эпоса. Автором изучены сюжетно-композиционная структура, мотивный фонд, образная система в ранних записях олонхо XIX и XX веков в Олекме. Выявлены отступления от устоявшихся эпических канонов. Применены структурно-типологический, сравнительно-сопоставительный методы. Научная новизна исследования заключается в том, что эпическое наследие Олекминского района впервые изучается в указанном аспекте. В результате исследования в содержании ранних записей олекминских олонхо обнаружены мотивы мировых, в том числе русских, сказок. Это объясняется своеобразными социально-культурными условиями региона, в частности контактным проживанием нескольких национальностей. Автор относит такие дополнения к нарушениям эпических традиций якутского сказительства. Отмечено, что в эпическом творчестве сказителей XX века такие нарушения не обнаружены.
Рассматриваются способы репрезентации насилия и роль этой категории в конструировании соцреалистического дискурса. В качестве материала исследования избран роман М. Елизарова «Библиотекарь». Установлено, что роман синтезирует традицию соцреалистического романа и жанровые элементы массовой литературы, причем акцент писателем сделан на репрезентации насилия. Авторами статьи подчёркивается, что насилие в романе визуально, кинематографично. Выявлено, что большую роль в подобной репрезентации играет протагонист романа, через чью точку зрения демонстрируется художественный мир. Показано, что представленные в романе акты насилия становятся индексами особого «громовского» мира и способствуют визуальной и идейной трансформации героев, инверсии привычных оппозиций. Авторы статьи определяют, что «громовский» мир формируется вокруг Книги, которая актуализирует идеи периферии и «золотого века»: именно здесь насилие выступает в качестве легитимного способа коммуникации с персонажами «громовского» и обычного мира. Отмечается, что насилие, как физическое, так и психологическое, формирует принципиальные оппозиции «громовского» мира: «свой» — «чужой», «безыдейный мир» — «идейный мир» и т. д. Наконец, указывается, что через насилие реализуется соцреалистический сюжет о «перековке» героя и отказе от собственного «я» ради коллективного «мы».
Рассматривается образ «падшей женщины» в романах Г. Фаллады «Волк среди волков» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Выявляются следы литературного влияния русского классика на поэтику романа немецкого писателя на мотивном и персонажном уровнях. Установлено, что в обоих произведениях ключевым является мотив нравственного воскресения погибшего человека. Показано, что, раскрывая проблему «униженных и оскорбленных», оба автора включают в систему персонажей своих романов образ «падшей женщины». Отмечается, что особое внимания писатели обращают на причины ее социального падения. Посредством использования метода сравнительно-исторического анализа выявляются параллели в образах «падших» женщин, представленных в данных произведениях — Петры Ледиг и Сони Мармеладовой. Автор статьи приходит к выводу о том, что героинь объединяет ряд общих признаков: христианская семантика имени, нравственная чистота при физической порочности, склонность к самопожертвованию, большая внутренняя сила при внешней робости, стремление к проявлению милосердия, способность побудить своих возлюбленных к духовному возрождению и тем самым «возродиться» самим. Результаты проведенного исследования позволяют доказать значимость гуманистических идей Ф. М. Достоевского для эстетических установок, мировоззренческой позиции Г. Фаллады в романе «Волк среди волков».
Статья продолжает исследование ойратского памятника «Сказание нектарного учения» («Aršāni nomiyin tuuǰi»). Вводятся в научный оборот два неопубликованных рукописных списка. Впервые рассматривается международный сюжет АТU 160 «Благодарные животные. Неблагодарный человек. Спасение из ямы» на материале четырёх рассказов из «Сказания нектарного учения». Источником исследования послужили списки «Aršāni nomiyin tuuǰi», хранящиеся в рукописном отделе и архиве востоковедов ИВР РАН, Научной библиотеке восточного факультета СПбГУ. В качестве дополнительных материалов привлечены каталоги, указатели с международными сюжетами, фольклорные материалы, переводы письменных памятников на тибетском, китайском, древнеиндийских и монгольских языках. Показано, что все проанализированные произведения являют целостную картину сюжета АТU 160, дополняя друг друга. Выявлены общие характеристики, среди которых наиболее устойчивой является одинаковая композиция. Отмечается, что тексты заканчиваются объяснением и поучением. Утверждается, что в основе сюжета АТU 160 находится иноземный материал, который в сочинениях незначительно трансформирован. Автор приходит к выводу, что сюжет «Благодарные животные; Неблагодарный человек. Спасение из ямы», представленный в разных произведениях, является свидетельством единства индо-тибето-монголо-ойратского литературного фонда.
Рассматривается проблема двойного кодирования образов героев: Моцарта («Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина) и князя Мышкина («Идиот» Ф. М. Достоевского). Новизна исследования заключается в том, что авторы стремятся перейти с эмпирического уровня осмысления проблемы на теоретический. Методологической базой исследования становится семиотический подход к анализу литературного текста. Отмечается, что именно принципы семиотики дают возможность накопленный багаж эмпирических знаний положить в основу концепции, указывающей на причины двойного кодирования образов героев. Цель статьи — объяснить, почему Моцарт и князь Мышкин реализуют образ идеального человека не в сфере функционирования сакрального кода культуры, а в области профанной культуры, где каждому сакральному образу соответствует символ, соотнесенный с сакральной действительностью и трансформирующий ее. Сопоставление характеров Моцарта и князя Мышкина базируется на общности сакральных мотивов, дополненных автобиографическим, литературным и мифопоэтическим материалом. Утверждается, что эти дополнения свидетельствуют о взаимодействии в сознании писателей при создании этих образов сакрального, или библейского, кода культуры с профанным. Делается вывод, что Моцарт и князь Мышкин — образы, созданные на основе двойного кодирования и предполагающие двойную интерпретацию.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рассмотрены особенности нормативноправового и документального обеспечения деятельности приставских управлений, пограничных и родовых судов, родовых расправ на Северном Кавказе в последней трети XVIII — начале XIX веков. Приведены общие сведения о развитии системы учреждений локального судебно-административного контроля в регионе. Охарактеризованы нормативные акты императора и высших органов власти, определявшие объем полномочий этих учреждений, фиксировавшие их трансформации в условиях административно-территориальных преобразований, содержащие информацию о кадровом составе, назначении на должность новых руководителей и т. п. Исследованы формы документального обеспечения коммуникации приставских управлений и пограничных судов с иными учреждениями власти и должностными лицами, выявлены особенности такого взаимодействия в зависимости от места этих учреждений в административной иерархии. Приведены сведения об их делопроизводственной документации, применявшейся для управления ими собственной деятельностью. Сделан вывод, что документы этих учреждений сохраняют большой эвристический потенциал для исследования основных аспектов истории становления и развития институтов российской государственности в данном регионе, экзогенных и эндогенных факторов трансформации институтов соционормативной культуры, локальных особенностей складывания и развития российской делопроизводственной культуры.
Статья посвящена исследованию социальной структуры населения раннего Екатеринбурга. Основной целью стала проблема изучения отдельных социальных групп населения, а также специфики их формирования в ситуации быстрорастущего и развивающегося промышленного и административного центра. Источниковую базу исследования составили документальные источники официального делопроизводства, наиболее значимыми из которых стали данные локальных (заводских) переписей жителей завода-крепости 1720—1740-х годов. Выявлены и охарактеризованы с опорой на методы количественного анализа и подходы социальной истории основные социальные группы населения. Установлена их численность, проанализирована история формирования и специфика занятости в горнозаводском производстве. Сделаны выводы о наличии у горнозаводской администрации особой социальной политики. Выявлено, что она была направлена не только на поддержание оптимальной работоспособности тружеников, но и на поступательное расширение группы заводских кадров за счет включения в трудовые процессы представителей новых социальных групп: солдат, рекрутов, школьников, ссыльных, каторжных. Показано, что к середине XVIII века Екатеринбург, основанный в 1723 году, был по уровню развития инфраструктуры, наличию административных, промышленных, социальных институтов, составу населения не уступал как старинным, так и новым городским центрам.
Рассматривается деятельность властных структур различного уровня (городской совет, губернские (областные), уездные и окружные исполнительные и партийные органы) по управлению Екатеринбургом (Cвердловском) в годы нэпа. Установлено, что в этот период власть стояла перед выбором между централизмом или децентрализмом в местном управлении, разграничением властных полномочий между Советами и разными уровнями региональной власти. Отмечается, что на практике сложилась многоуровневая система управления городом, которая имела как положительные, так и отрицательные стороны. Показано, что, с одной стороны, в условиях слабости городской власти и дефицита городского бюджета, вмешательство региональных властей в городские вопросы и финансовые вливания с их стороны позволяли относительно успешно решать острые вопросы городского хозяйства. С другой стороны, такая система власти существенно ограничивала властные полномочия горсовета, оттягивая их на другие властные структуры. В результате автор приходит к выводу, что городской совет не являлся полноценной, самостоятельной административной единицей, а его компетенция по управлению городом была существенно ограничена. Такое положение объясняется тем, что основные решения относительно направлений развития города принимала региональная власть, что не всегда позитивно влияло на эффективность городского управления.
В статье осуществлен комплексный анализ процесса переселения иностранных подданных на Северо-Западный Кавказ во второй половине XIX века. Исследование основано на анализе широкого круга вопросов: от причин данного процесса, его правового обеспечения, выявления основных миграционных потоков до хода переселения и анализа его результатов. Автор приходит к выводу о том, что переселение иностранных подданных было инициировано российскими властями в рамках решения масштабных государственных задач по заселению обширной территории. Отмечается, что данная территория была освобождена от горцев для ее заселения лояльным по отношению к российской государственности населением и хозяйственного освоения региона. Показано, что со стороны российских властей данный процесс обеспечивался соответствующими законодательными актами и мерами материальной поддержки мигрантов. Утверждается, что переселение на Северо-Западный Кавказ иностранных подданных оказало значительное влияние на хозяйственное развитие региона. Особое внимание уделено вопросу адаптации переселенцев на новом месте жительства. Делается вывод о том, что их природно-производственная адаптация происходила интенсивнее, нежели социально-этническая.
Рассматриваются вопросы, посвященные повседневной жизни горняков на этапе становления города Прокопьевска. Актуальность исследования обусловлена научным интересом к бытовой истории, истории повседневности. Выполнен обзор литературы по исследовательской проблеме. Проанализировано более сотни номеров местной газеты «Забой» за первую половину 1930-х годов. В качестве материалов привлекаются также справочные и статистические сборники. Проведено исследование социальных аспектов жизни Прокопьевска на стадии формирования городской инфраструктуры. Рассматриваются жилищный вопрос, вопросы городского благоустройства и общественного питания во взаимосвязи с профессиональной принадлежностью горожан. Новизна исследования видится в том, что материалы периодической печати позволяют выйти на сюжеты, которые ранее либо не интересовали исследователей, либо не характеризовались в столь детальных подробностях бытовой жизни. Автор приходит к выводу о том, что каждому периоду истории свойственны специфические проблемы. Отмечается, что свои трудности были в 1930-х годах, и они в итоге успешно преодолевались. Утверждается, что определенные проблемы наблюдаются и на современной стадии городского развития. Автор уверен в возможности их успешного решения при условии организованного взаимодействия всех уровней городского сообщества.
Впервые в научной историографии с привлечением ранее неизвестных архивных документов рассматривается проблема обеспечения свободы совести при создании Основных законов 23 апреля 1906 года, ставших первой отечественной действующей конституцией. Показано, что данной проблеме уделяли внимание П. А. Харитонов, А. П. Саломон и граф А. Ф. Гейден, то есть авторы бюрократических проектов новых Основных законов, которые к декабрю 1905 года были подготовлены для императора Николая II. Отмечается, что главным из них оказался проект Харитонова, рассмотренный в Совещании высших чинов Государственной канцелярии. Установлено, что в дальнейшем закреплению свободы совести в Основных законах содействовало обсуждение проекта Государственной канцелярии в Совете министров С. Ю. Витте в марте 1906 года и составление тогда же профессором О. О. Эйхельманом другого проекта Основных законов. Подчеркивается, что возникшая по итогам апрельского Особого совещания под председательством Николая II среди его ключевых фигур полемика о пределах свободы совести повлияла на установленную лично царем окончательную редакцию соответствующей статьи Основных законов. Делается вывод, что эта редакция отразила консервативно-либеральный характер воззрений, разделявшихся непосредственными участниками конституционной реформы 1906 года.
Рассматривается проблема назначения пенсионных пособий священнослужителям мусульманского исповедания в Российской империи, а также членам их семей. Актуальность исследования обусловлена характером государственно-конфессиональной политики в России как в историческом прошлом, так и на современном этапе. Выявление сходств и различий в пенсионном обеспечении православного и мусульманского духовенства явилось целью настоящего исследования. Уделяется внимание социокультурному статусу и материальному положению клириков в приграничных районах и национальных автономиях азиатской части России. Введены в оборот ранее не изученные материалы архивного хранения Российского государственного исторического архива, Российского государственного исторического архива Дальнего Востока и Центрального государственного архива Республики Казахстан. Новизна исследования заключается как в самой тематике, так и в новой источниковой базе. Реализации исследовательского замысла способствовали историко-сравнительный, компаративистский, аналитический методы исследования. Результаты, достигнутые в процессе анализа документов архивного хранения, свидетельствуют о взвешенном подходе и толерантном отношении к клирикам — представителям «признаваемых» вероисповеданий в Российской империи. Сформулирован вывод о зависимости размера пенсии от срока выслуги лет, но не от вероисповедания священнослужителя.
Изучается опыт решения социальных и экономических проблем домашнего оленеводства в арктических районах Якутии в первый постсоветский период. Уделяется внимание принятию в республике первого программного документа — Постановления № 521, посвященного комплексной поддержке традиционных отраслей и социальной защите тружеников арктических районов. Представлены архивные документы о деятельности профильного министерства по разработке рекомендаций по оплате труда в оленеводстве, принятию новых решений по единовременным выплатам оленеводам и чумработникам, статистические данные по некоторым обобщающим экономическим показателям в оленеводстве. Подробно представлены подход в расчете норм труда оленеводов и попытка их социальной защиты через профессиональную тарификацию оплаты труда. Выделены социальные направления, включенные официально в программу развития домашнего оленеводства. На локальном уровне показано, что представители профильного министерства, ответственные за управление традиционными отраслями, не всегда могли рассчитывать на положительный опыт принятия решений по социально-экономическому развитию домашнего оленеводства как ведущего традиционного занятия коренного населения, но они вполне осознавали реальное социальное положение работников отрасли.
В статье дается обзор развития российскотурецких отношений в XXI веке на фоне особенностей изменения внутриполитической ситуации в Турции на рубеже XX— XXI веков. Особое внимание уделяется тому, как менялась стратегия внешнеполитической деятельности Турции. Отмечается, что Российская Федерация является особо важным партнером Турецкой Республики. Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время отношения двух государств продолжают активно развиваться, несмотря на все внешнеполитические вызовы. В то же время история развития контактов России и Турции нуждается в дальнейшем изучении, поскольку по объективным причинам данный период достаточно слабо отражен в научной литературе. Новизна исследования состоит в привлечении новых источников для изучения отношений государств. Авторы статьи приходят к обоснованному выводу, что турецкое правительство стремится развивать свои отношения с Российской Федерацией и одновременно не желает прерывать связи со странами Запада и Востока. Тем самым оно стремится использовать возможности, которые дает стране ее географическое положение, превращающее Турцию в своеобразный «коридор» между различными частями Евразии.
Рассматривается комплекс вопросов, связанных с трудовой мобилизацией в чрезвычайных условиях военного времени в Северо-Осетинской АССР. Одной из основных задач статьи является публикация источников. Впервые вводятся в научный оборот материалы Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания и Государственного архива новейшей истории Республики Северная Осетия-Алания по представленной теме. Анализируются материалы, содержащие решения по осуществлению оборонноукрепительных мероприятий, созданию системы оборонительных укреплений, мобилизации граждан в порядке трудовой повинности. Уделяется внимание деятельности Орджоникидзевского (Владикавказского) комитета обороны и местных органов власти по организации работы в этих направлениях. Актуальность исследования заключается в освещении исторического опыта по принятию оборонно-укрепительных мер при активной поддержке населения тыла. Подчеркивается, что тыловая работа помогала армии решать поставленные задачи. Авторы приходят к выводу, что в годы Великой Отечественной войны нормой жизни становился тяжелый физический труд женщин, детей и подростков, которые заменили ушедших на фронт мужчин работоспособного возраста. Трудовая мобилизация позволила в короткие сроки организовать работу большого количества людей и приблизить победу.
Исследуется проблема потребления алкоголя и борьбы за трезвость в России начала XX века. Рассматриваются материалы, описывающие обсуждение во властных и общественных кругах идеи о возможности эффективной борьбы с пьянством путем распространения в народной среде культуры пития слабоалкогольных напитков, в первую очередь пива. Цель статьи — проанализировать, насколько в реалиях тех лет могла быть жизнеспособной данная идея. Актуальность обращения к рассматриваемой теме обусловлена продолжающимся в современной России поиском путей к распространению среди населения ценностей здорового образа жизни в условиях заинтересованности производителей и продавцов различного алкоголя в сохранении и приумножении своей прибыли. Методология исследования базируется на принципах историзма, сравнительного анализа. Среди используемых источников — архивные материалы (из фондов РГИА), пресса, стенографические отчеты заседаний Государственной Думы, публицистика. Привлекаемые источники в совокупности позволяют достичь поставленной цели. Основным результатом исследования является выяснение обстоятельств и причин победы отечественных трезвенных сил над «пивным лобби» в 1900—1910-х годах, главная из которых — неготовность власти, общества и народных масс к замене крепкой водки на пиво в масштабах страны. The problem of alcohol consumption and the struggle for sobriety in Russia in the early 20th century is being investigated. The discussion in government and public circles about the possibility of effectively combating drunkenness by spreading the culture of consuming low-alcohol beverages (primarily beer) among the people is analyzed. The aim of the article is to analyze how viable this idea could have been in the realities of that time. The relevance of addressing this topic is due to the ongoing search in modern Russia for ways to spread the values of a healthy lifestyle among the population in the face of the interests of producers and sellers of various types of alcohol in preserving and increasing their profits. The research methodology is based on the principles of historicism and comparative analysis. Among the sources used are archival materials (from the RGIA funds), press, stenographic reports of State Duma meetings, and journalism. The sources used together allow achieving the set goal. The main result of the research is to clarify the circumstances and reasons for the victory of domestic temperance forces over the “beer lobby” in the 1900s—1910s, the main reason being the unwillingness of the government, society, and the masses to replace strong vodka with beer on a national scale.
ISSN 2227-1295 (Online)