Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Моцарт А. С. Пушкина и князь Мышкин Ф. М. Достоевского: проблема двойного кодирования

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-300-319

Аннотация

Рассматривается проблема двойного кодирования образов героев: Моцарта («Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина) и князя Мышкина («Идиот» Ф. М. Достоевского). Новизна исследования заключается в том, что авторы стремятся перейти с эмпирического уровня осмысления проблемы на теоретический. Методологической базой исследования становится семиотический подход к анализу литературного текста. Отмечается, что именно принципы семиотики дают возможность накопленный багаж эмпирических знаний положить в основу концепции, указывающей на причины двойного кодирования образов героев. Цель статьи — объяснить, почему Моцарт и князь Мышкин реализуют образ идеального человека не в сфере функционирования сакрального кода культуры, а в области профанной культуры, где каждому сакральному образу соответствует символ, соотнесенный с сакральной действительностью и трансформирующий ее. Сопоставление характеров Моцарта и князя Мышкина базируется на общности сакральных мотивов, дополненных автобиографическим, литературным и мифопоэтическим материалом. Утверждается, что эти дополнения свидетельствуют о взаимодействии в сознании писателей при создании этих образов сакрального, или библейского, кода культуры с профанным. Делается вывод, что Моцарт и князь Мышкин — образы, созданные на основе двойного кодирования и предполагающие двойную интерпретацию.

Об авторах

С. С. Хромов
Московский политехнический университет
Россия

Хромов Сергей Сергеевич - доктор филологических наук, профессор
кафедры русского языка и истории литературы,

Москва



С. В. Герасимова
Московский политехнический университет; Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Россия

Герасимова Светлана Валентиновна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и истории литературы;

доцент кафедры лингвистики и иностранных языков, 

Москва



И. А. Пищулина
Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Россия

Пищулина Инга Александровна - исследователь, кафедра лингвистики и иностранных языков,

Москва



Список литературы

1. Достоевский Ф. М. Идиот / Ф. М. Достоевский // Собрание сочинений в 15 тт. — Ленинград: Наука, 1989. — Т. 6. — 671 с.

2. Достоевский Ф. М. Письма 1934—1981 / Ф. М. Достоевский // Собрание сочинений в 15 тт. — Санкт-Петербург: Наука, 1996. — Т. 15. — 856 с.

3. Пушкин А. С. Моцарт и Сальери / А. С. Пушкин // Полное собр. соч. в 10 тт. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — Т. 5. — С. 357—368.

4. Алексеев М. П. «Моцарт и Сальери» / М. П. Алексеев // А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений. — Москва; Ленинград: 1935. — Т. 7: Драматические произведения. — С. 524—547.

5. Багно В. Е. Моцарт и Сальери» / А. С. Пушкин // Полное собрание сочинений в 20 тт. — Санкт-Петербург: Наука, 2009. — Т. 7. — С. 777—813. — ISBN 5-02-028342-8.

6. Бахтин М. М. Проблемы творчества / поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. — Киев: NEXT, 1994. — 508 с.

7. Белякова Е. Н. Князь Мышкин как новый тип трагического героя в философской концепции Д. С. Мережковского (к вопросу о рецепции романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в критике Серебряного века) / Е. Н. Белякова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2015. — № 1. — С. 104—108.

8. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского / Н. Бердяев // Философия Творчества, культуры и искусства: в 2 т. — Москва: Искусство, ЛИГА, 1994. — Т. 2. — 509 с. — ISBN 5-210-02321-4.

9. Бочаров С. Г. О художественных мирах / С. Г. Бочаров. — Москва: Советская Россия, 1985. — 296 с.

10. Брион М. Моцарт / М. Брион. — Москва: Молодая гвардия, 2007. — 338 с. — ISBN 978-5-235-03052-7.

11. Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве / В. Г. Вакенродер. — Москва: Искусство, 1977. — 263 с.

12. Варсонофий Оптинский, преподобный. Духовное наследие / Варсонофий. — Москва: Альта-Принт, 2009. — 704 с.

13. Вацуро В. Э. О «Моцарте и Сальери» Пушкина [Электронный ресурс] / В. Э. Вацуро. — 07.11.2012. — Режим доступа: https://omiliya.org/article/o-motsarte-i-saleri-pushkina-ve-vatsuro.html (дата обращения 16.10.2023).

14. Гаврилов И. Б. Степан Петрович Шевырёв о «русском воззрении» / И. Б. Гаврилов // Христианское чтение. — 2016. — № 1. — С. 229—289.

15. Гершензон М. Мудрость Пушкина / М. Гершензон. — Москва: Т-во «книгоиздательство писателей в Москве», 1919. — 229 с.

16. Голосовкер Я. Э. Достоевский и Кант / Я. Э. Голосовкер. — Москва: Издательство Академии наук, 1963. — 101 с.

17. Горбунов А. Н. От сотворения мира до его конца (мистерии Йоркского цикла) / А. Н. Горбунов // Мистерии Йоркского цикла. — Москва: Ладомир. Наука, 2014. — С. 767—829. — ISBN 978-5-86218-516-4.

18. Гроссман Л. Путь Достоевского / Л. Гроссман. — Ленинград: Брокгауз-Ефрон, 1924. — 236 с.

19. Гудкова С. П. Своеобразие художественного пространства драматургии А. С. Пушкина: смеховой дискурс / С. П. Гудкова, С. А. Дубровская, Е. А. Шаронова // Гуманитарные науки и образование. — 2013. — № 4 (16). — С. 123—127.

20. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля / Г. А. Гуковский. — Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1957. — 416 с.

21. Долинин А. А. Из нового комментария к «Моцарту и Сальери» [Электронный ресурс] / А. А. Долинин. РАН, 2006—2022. — Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10150 (дата обращения 27.10.2023).

22. Дударева М. А. Апофатика культуры в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо: национальное бытие и инобытие» / М. А. Дудаева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2021. — Т. 23. — № 80. — С. 68—74.

23. Дунаев М. М. Глава 10. Достоевский / М. М. Дунаев // Православие и русская литература: в 7 т. — Москва: Христианская литература, 1997. — Т. 3. — С. 284—560.

24. Ермаков И. Д. Этюды по психологии творчества А. С. Пушкина (Опыт органического понимания «Домика в Коломне», «Пророка» и маленьких трагедий) / И. Д. Ермаков. — Москва; Петроград: Гос. изд-во, 1923. — 192 с.

25. Калашников С. Б. Заветный дар любви или яд Изоры? (Об автобиографическом аспекте пушкинского «Моцарта и Сальери») / С. Б. Калашников // Вестник ВолГУ. Серия 8. — 2005. — № 4. — С. 6—13.

26. Калинников Л. А. Теория гения в эстетике Канта и «Моцарт и Сальери» Пушкина / Л. А. Калинников // Кантовский сборник: Межвузовский тематический сборник научных трудов. — 2001. — № 1 (22). — С. 138—171.

27. Касаткина Т. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле» / Т. Касаткина. — Москва: ИМЛИ РАН, 2004. — 480 с. — ISBN 5-9208-0173-5.

28. Криницын А. Б. «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина как источник поэмы о Великом инквизиторе в романе «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского / А. Б. Криницын // Филологические науки. — 2016. — № 3. — С. 43—47.

29. Кузичева М. Пушкин и Моцарт: к вопросу о родстве поэтик [Электронный ресурс] / М. Кузичева // Вопросы литературы, 2014. — Режим доступа: https://voplit.ru/2022/07/31/pushkin-i-motsart-k-voprosu-o-rodstve-poetik/ (дата обращения 28.10.2022)

30. Курциус Э. История Древней Греции в 5 томах / Э. Курциус. — Минск: Харвест, 2002. — Т. 4. — 398 с.

31. Леви-Стросc К. Мифологики: Сырое и приготовленное / К. Леви-Стросc. — Москва: FreeFly, 2006. — 399 с. — ISBN 5-98358-111-2.

32. Леви-Стросc К. Структурная антропология / К. Леви-Стросc. — Москва: АСТ, Астрель, 2011. — 541 с. — ISBN 978-5-17-066744-4.

33. Лосев А. Ф. Гомер / Предисловие А. А. Тахо-Годи / А. Ф. Лосев. — Москва: Молодая гвардия, 2006. — 400 с. — ISBN 5-235-02267-X.

34. Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание / Н. О. Лосский. — Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953. — 406 с.

35. Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотике и топологии культуры. — Таллин: Александра, 1992. — Т. 1. — 247 с.

36. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю. М. Лотман. — Санкт-Петербург: Акад. проект, 2002. — 542 с. — ISBN 5-7331-0184-9.

37. Лукиан С. Неучу, который покупал много книг пер. Н. П. Баранова / С. Лукиан // Античность. Литература и искусство. — Москва: Директ Медиа Паблишинг, 2004. — С. 346—356.

38. Мейендорф И. (протоиерей). Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы / И. Мейендорф; пер. с англ. В. Марутика. — Минск: Лучи Софии, 2001. — 336 с. — ISBN 5-93348-022-3.

39. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники / Д. С. Мережковский. — Москва: Республика, 1995. — 624 с. — ISBN 5-250-02540-4.

40. Мережковский Д. С. О новом значении древней трагедии / Д. С. Мережковский // Эстетика и критика: в 2 т. — Москва: Искусство, 1994. — Т. 1. — С. 547—554. — ISBN 5-210-01299-9.

41. Назиров Р. Г. Традиции Гоголя и Пушкина в русской прозе XIX века: сравнительная история фабул / Р. Г. Назиров // Назировский архив. — 2020. — № 4 (30). — С. 34—261.

42. Пономарева Г. Б. Достоевский: я занимаюсь этой тайной / Г. Б. Пономарева. — Москва: Академкнига, 2001. — 304 с. — ISBN 5-94628-004-X.

43. Сараскина Л. Достоевский в созвучиях и притяжениях (от Пушкина до Солженицына) / Л. Сараскина. — Москва: Русский путь, 2006. — 602 с. — ISBN 5-85887-236-0.

44. Степанян К. А. «Сознать и сказать»: «реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского / К. А. Степанян. — Москва: Русский путь, 2006. — 602 с. — ISBN 5-85735-146-4.

45. Степанян К. А. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского / К. А. Степанян. — Санкт-Петербург: Крига, 2010. — 398 с. — ISBN 978-5-901805-47-3.

46. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды / В. Н. Топоров.— Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2003.— 612 с.— ISBN 5210015459.

47. Успенский Б. А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы / Б. А. Успенский. — Москва: Искусство, 1970. — 223 с.

48. Фридлендер Г. М. Достоевский и мировая литература / Г. М. Фридлендер. — Ленинград: Сов. Писатель: Ленингр. отд-ние, 1985. — 456 с.

49. Weststeijn W. G. Review Article: New Literary Russian History [Electronic resource] / W. G. Weststeijn // University of Amsterdam. — Access mode: file:///C:/Users/User/ Downloads/1-s2.0-S0304347923000595-main.pdf (accessed 27.10.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Хромов С.С., Герасимова С.В., Пищулина И.А. Моцарт А. С. Пушкина и князь Мышкин Ф. М. Достоевского: проблема двойного кодирования. Научный диалог. 2023;12(9):300-319. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-300-319

For citation:


Khromov S.S., Gerasimova S.V., Pishulina I.A. Mozart by A. S. Pushkin and Prince Myshkin by F. M. Dostoevsky: Problem of Double Encoding. Nauchnyi dialog. 2023;12(9):300-319. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-300-319

Просмотров: 873


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)