Метафорические переосмысления образа медицинского работника и образа COVID-19 в демотиваторах периода пандемии
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-142-161
Аннотация
Исследуются метафоры, представленные в демотиваторах периода пандемии COVID-19. Выявлены образы, соотносительные с медицинскими работниками и коронавирусной инфекцией. Проанализированы иконические (реже иконические и вербальные) компоненты демотиваторов, эксплицирующие авторскую оценку данных объектов и моделирующие их восприятие аудиторией. В результате проведенного исследования выявлены следующие наиболее частотные метафоры. Для репрезентации коронавирусной инфекции COVID-19 характерными образами стали «вирус — монстр», «вирус — преступник», «вирус — болото», «вирус — оковы», «вирус — ловушка». Для репрезентации образа медицинского работника авторами демотиваторов использованы метафоры «врач — воин», «врач — супергерой», «врач — чемпион», «врач — дезинсектор», «врач — строитель», «врач — ангел-хранитель». Демонстрируя указанные метафорические характеристики объектов, авторы демотиваторов моделируют желательное восприятие аудиторией данных объектов, а именно — акцентируют внимание аудитории на скорости распространения заболевания, его поражающем воздействии, значимости соблюдения карантинных мер, выражают благодарность и признательность медицинским работникам за самоотверженный труд и спасение жизней пациентов.
Ключевые слова
Об авторе
О. Ю. ГукосьянцРоссия
Гукосьянц Ольга Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент
кафедры западноевропейских языков и культур,
Пятигорск
Список литературы
1. АА — Архив авторов.
2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс] / О. С. Ахманова. — Издание второе, стереотипное. — Москва: Советская энциклопедия — Режим доступа: https://scicenter.online/lingvistika-obschaya-scicenter/slovarlingvisticheskih-terminov-izdanie.html (дата обращения: 12.10.2023).
3. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) / Е. Е. Анисимова. — Москва: Academia, 2003. — 122 с. — ISBN 5-7695-0961-9.
4. Анисимова Е. Е. О целостности и связности креолизованного текста (к постановке проблемы) / Е. Е. Анисимова // Филологические науки. — 1996. — № 5. — С. 74—85.
5. Баслина Е. Ю. Демотивационный постер как речевой жанр сетевого юмора / Е. Ю. Баслина // Ярославский педагогический вестник. — 2014. — Т. 1, № 1. — С. 135— 140.
6. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В. М. Березин. — Москва: Рип-Холдинг, 2003. — 174 с. — ISBN 5-900045-41-2.
7. Большакова Л. С. Метафора в англоязычном поликодовом тексте: на материале британских и американских музыкальных видеоклипов: диссертация … кандидата филологических наук / Л. С. Большакова. — Самара, 2008. — 186 с.
8. Бугаева И. В. Демотиваторы как новый жанр в интернет-коммуникации: жанровые признаки, функции, структура, стилистика / И. В. Бугаева // Стиль. — 2011. — № 10. — С. 147—158.
9. Ворошилова М. Б. Креолизованная метафора: первые зарисовки / М. Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. — 2012. — № 4 (42). — С. 94—99.
10. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения / М. Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. — 2006. — № 1 (20). — С. 180—189.
11. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению / М. Б. Ворошилова. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. — 193 с. — ISBN 978-5-7186-0543-3.
12. Головина Л. В. Взаимовлияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста: диссертация … кандидата филологических наук / Л. В. Головина. — Москва, 1986. — 173 с.
13. Громова Н. С. Специфика интерпретации многокомпонентного креолизованного текста / Н. С. Громова // Вестник Костромского государственного университета. — 2016. — Т. 22, № 2. — С. 156—160.
14. Зубкова Г. В. Метафорическое переосмысление как механизм формирования психологического типа литературного героя: автореферат диссертации … кандидата филологических наук / Г. В. Зубкова. — Ставрополь, 2009. — 23 с.
15. Зыкова И. В. Полимодальная метафора в киноискусстве: современные векторы изучения / И. В. Зыкова // Когнитивные исследования языка. — 2022. — № 4 (51). — С. 223—229.
16. Калашникова Л. В. Метафора как механизм когнитивно-дискурсивного моделирования действительности (на материале художественных текстов): автореферат диссертации … доктора филологических наук / Л. В. Калашникова. — Волгоград, 2006. —35 с.
17. Канашина С. В. Специфика функционирования полимодальной метафоры в англоязычных интернет-мемах / С. В. Канашина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2019. — Т. 12, № 11. — С. 308—311. — DOI: 10.30853/filnauki.2019.11.65.
18. Кибрик А. А. Мультиканальные корпуса: вчера, сегодня, завтра / А. А. Кибрик, О. В. Федорова, В. И. Подлесская // Гуманитарные чтения РГГУ — 2017: пути преобразования общества и их осмысление в гуманитарных науках: войны — революции — реформы. — Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2018. — С. 499—511.
19. Кибрик А. А. Мультимодальная лингвистика / А. А. Кибрик // Когнитивные исследования. — 2010. — Т. 4. — С. 134—152.
20. Кириллова Ю. Н. Спортивная концептуальная метафора в современном немецкоязычном дискурсе СМИ: автореферат диссертации … кандидата филологических наук / Ю. Н. Кириллова. — Барнаул, 2011. — 22 с.
21. Лаенко Л. В. Полимодальная метафора в пространстве дескриптивного фрагмента художественного текста / Л. В. Лаенко, А. М. Душкова // Когнитивные исследования языка. — 2021. — № 3 (46). — С. 548—551.
22. Леонтьева Т. В. Метафора болота в характеристиках социума / Т. В. Леонтьева, В. М. Мокиенко // Вестник Томского государственного университета. — 2021. — № 465. — С. 13—21. — DOI: 10.17223/15617793/465/2.
23. Лутовинова О. В. Демотиватор как вид сетевого творчества / О. В. Лутовинова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. — 2016. — Т. 15, №3 — С. 28—36. DOI: 10.15688/jvolsu2.2016.3.3
24. Максименко О. И. Поликодовый vs. креолизованный текст: проблема терминологии / О. И. Максименко // Вестник РУДН. Серия Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2012. — № 2. — С. 93—102.
25. Окунева И. А. Особенности использования структурных компонентов креолизованных текстов в зарубежной учебной книге: моменты концептуальной инверсии [Электронный ресурс] / И. А. Окунева, В. В. Латун // Мир науки. — 2017. — Т. 5, № 2. — Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/46PDMN217.pdf (дата обращения: 12.10.2023).
26. Пиле И. А. Текст как поликодовое явление / И. А. Пиле // Дизайн СМИ: тренды XXI века. — 2017. — № 3. — С. 67—76.
27. Пойманова О. В. Семантическое пространство видеовербального текста: автореферат диссертации … кандидата филологических наук / О. В. Пойманова. —Москва, 1997. — 24 с.
28. Сенцова В. А. Поликодовые тексты как средство обучения итальянских учащихся русской грамматике (I сертификационный уровень): диссертация … кандидата педагогических наук / В. А. Сенцова. — Санкт-Петербург, 2017. — 184 с.
29. Сложность восприятия демотиваторов и мемов: экспериментальное исследование / А. В. Горбачева, А. А. Берлин Хенис, А. Н. Пучкова, М. А. Осадчий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. — 2021. — Т. 20, № 2. — С. 74—86. — DOI: 10.15688/jvolsu2.2021.2.7.
30. Сонин А. Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект / А. Г. Сонин. — Москва: Ин-т языкознания РАН, 2005. — 219 с. — ISBN 5-902849-02-0.
31. СорокинЮ. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А.Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия: коллективная монография / отв. ред. Р. Г. Котов. — Москва: Наука, 1990. — С. 180—186. — ISBN 5-02-010983-5.
32. Стуколова Е. А. Креолизованный Интернет-текст как средство эффективной подготовки будущего учителя иностранного языка [Электронный ресурс] / Е. А. Стуколова, Т. В. Ежова // Мир науки. — 2020. — Т. 8, № 4. — Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN420.pdf (дата обращения: 12.10.2023).
33. Сурикова Т. И. Демотиватор в медиадискурсе: границы и свойства жанра / Т. И. Сурикова // Медиалингвистика. — 2020. — Т. 7, №1. — С. 29—50. —DOI: 10.21638/spbu22.2020.103.
34. Терских М. В. Взаимодействие вербального и визуального компонентов в метафоризированных текстах социальной рекламы / М. В. Терских // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2017. — №3 (16). — С. 76—84.
35. Терских М. В. Специфика визуальной метафоризации в дискурсе социальной рекламы / М. В. Терских // Лингвокультурология. — 2016. — № 10. — С. 362—386.
36. Федотова Н. В. Военная метафора в современном русском дискурсе: диссертация … кандидата филологических наук / Н. В. Федотова. — Воронеж, 2022. — 291 с.
37. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность / В. Е. Чернявская. — Москва: Либроком, 2009. — 248 с. — ISBN 978-5-397-00289-9. 36. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале / А. П. Чудинов // Русская речь. — 2001. — № 3. — С. 31—37.
38. Шапинская Е. Н. Монстр как культурный герой: репрезентация монструозности в массовой культуре (начало) [Электронный ресурс] / Е. Н. Шапинская // Культура культуры. — 2019. — № 2. — Режим доступа: http://cult-cult.ru/monster-as-a-cultural-herorepresentations-of-monstrosity-in-popular-culture/ (дата обращения: 12.10.2023).
39. Щурина Ю. В. Демотиватор как комический речевой жанр интернет-коммуникации / Ю. В. Щурина // Функционально-когнитивный анализ языковых единиц и его аппликативный потенциал. — Барнаул: Изд-во Алтайского государственного педагогического университета, 2012. — С. 405—407.
40. Forceville C. Non-verbal and multimodal metaphor in a cognitivist framework: agendas for research / C. Forceville // Multimodal metaphor. — 2009. — № 2. — Р. 19—35.
41. Grundlingh L. Memes as Speech Acts / L. Grundlingh // Social Semiotics. — 2017. — № 28 (2). — P. 1—22. — DOI: 10.1080/10350330.2017.1303020.
42. Krzysztof. O. Demotivators as Deprecating and Phatic Multimodal Communicative Acts / O. Krzysztof // Multimodal Epistemologies: Towards an Integrated Framework. — New York: Routledge, 2014. — P. 28—49. — DOI: 10.13140/RG.2.2.28252.51849.
43. Wiggins B. E. Memes as Genre: A Structurational Analysis of the Memescape / B. E. Wiggins, G. B. Bowers // New Media & Society. — 2014. — № 1 (21). — P. 1—21. — DOI: 10.1177/1461444814535194.
Рецензия
Для цитирования:
Гукосьянц О.Ю. Метафорические переосмысления образа медицинского работника и образа COVID-19 в демотиваторах периода пандемии. Научный диалог. 2023;12(9):142-161. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-142-161
For citation:
Gukosyants O.Yu. Reimagining Healthcare Workers and COVID-19 in Demotivational Posters During Pandemic. Nauchnyi dialog. 2023;12(9):142-161. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-142-161