Текст на обложке книги: о сущности жанра аннотации
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-73-95
Аннотация
Рассматривается аннотация к книжным изданиям как жанр книгоиздательского дискурса. Цель — представить обзор имеющегося опыта лингвистического осмысления особенностей жанра, его функциональнопрагматической коммуникативной специфики, а также особенностей, связанных с лингвокультурными традициями книгоиздания. Материалом являются научные статьи и монографии на русском и английском языках, вышедшие в период с начала 2000-х годов до настоящего времени, отобранные по ключевым словам. Впервые проведенный обзор степени изученности и актуальных направлений в исследовании заявленного жанра выявил проблему неустоявшегося терминологического обозначения данного жанра как в отечественной, так и в зарубежной практике. Предложен и обоснован подход к размежеванию существующих терминов. Обобщены и систематизированы функции текстов жанра издательской аннотации, за основу предложено принять функциональное двуединство информирования и убеждающего воздействия. Выявлено незначительное количество сопоставительных и диахронических исследований, результаты которых были бы полезны для обоснования происходящего, по мнению ряда лингвистов, трансформационного процесса в рамках исследуемого жанра. Сделан вывод о переходе аннотации к книжным изданиям из разряда справочного аппарата в область маркетинговой коммуникации, рекламы и продвижения книги.
Об авторе
Э. А. ЗоидзеРоссия
Зоидзе Элла Амирановна, кандидат филологический наук, доцент, кафедра англистики и межкультурной коммуникации
Москва
Список литературы
1. Агаркова О. А. Аргументная природа текста аннотации / О. А. Агаркова // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 2 (81). — С. 496—498. — DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00382.
2. Агаркова О. А. Эволюция прикнижной аннотации / О. А. Агаркова, Т. В. Макшанова // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 2 (69). — С. 593—595.
3. Анисимова Т. В. Принципы классификации жанров рекламы книги / Т. В. Анисимова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 : Языкознание. — 2016. — Т. 15. — № 4. — С. 104—113. — DOI: 10.15688/jvolsu2.2016.4.11.
4. Бугрова Е. Д. Аннотация к переводной массовой литературе как инструмент воздействия на читателя / Е. Д. Бугрова // Коммуникативные исследования. — 2014. — № 1 (1). — С. 65—72.
5. Бугрова Е. Д. Эволюция жанра аннотаций к переводной массовой литературе / Е. Д. Бугрова // Известия Уральского федерального университета. Серия 2 : Гуманитарные науки. — 2013. — № 2 (114). — С. 82—88.
6. Васильева Н. В. Текст на обложке книги : место в классификации вторичных текстов / Н. В. Васильева ; отв. ред. Н. Н. Трошина. — Москва : Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2018. — С. 169—182.
7. Викулова Л. Г. Издательский дискурс, или как себя рекламирует книга / Л. Г. Викулова // Эволюция и трансформация дискурсов : сборник научных статей. — Самара : Самарский государственный университет, 2016. — С. 104—112.
8. Викулова Л. Г. Лингвопрагматические особенности прикнижной аннотации во французском издательском дискурсе / Л. Г. Викулова, Н. С. Иванова // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. — 2014. — № 2. — С. 6—16.
9. Викулова Л. Г. Издательский дискурс в системе общения "автор — издатель — читатель" / Л. Г. Викулова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. — 2012. — № 2s (18). — С. 63—69.
10. Воронина К. А. Черты рекламы в аннотациях к художественно-литературным, научно-популярным и научным изданиям : сопоставительный аспект / К. А. Воронина, М. Я. Розенфельд // Сопоставительные исследования 2016 : Продолжающееся научное издание, Воронеж, 05 февраля 2016 года. — Воронеж : Издательство Истоки, 2016. — Выпуск 13. — С. 177—181.
11. Гаврик Р. В. Коннотативная лексика в оценочном комментарии издательства к художественному произведению на английском языке / Р. В. Гаврик // Балтийский гуманитарный журнал. — 2021. — Т. 10. — № 2 (35). — С. 235—238. — DOI: 10.26140/bgz3-2021-1002-0062.
12. Иншакова Н. Г. Аннотация в современном контексте книжного издания / Н. Г. Иншакова // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. — 2014. — № 6. — С. 72—83.
13. Ионина А. А. Особенности создания и восприятия текста в Интернете / А. А. Ионина // Вестник МГПУ. Серия : Филология. Теория языка. Языковое образование. — 2010. — № 2 (6). — С. 33—39.
14. Книжный маркетинг : Руководство к действию : Сб. статей / Пер. с англ. — Москва : Терра, 1996. — 432 с. — ISBN 5-300-00418-9.
15. Кузнецова К. А. Издательская аннотация на четвертой странице обложки книги как продвигающий текст / К. А. Кузнецова // Crede Experto : транспорт, общество, образование, язык. — 2022. — № 1. — С. 181—195. — DOI: 10.51955/23121327_2022_1_181.
16. Кулинич М. А. Аннотации и рекламные объявления на четвертой стороне обложки книг как малоформатные тексты / М. А. Кулинич, А. И. Шамшина // Поволжский педагогический вестник. — 2021. — Т. 9. — № 3 (32). — С. 55—61.
17. Лаевская Т. Е. Издательская аннотация к художественному тексту : современный облик жанра / Т. Е. Лаевская // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. — 2010. — № 2 (59). — С. 155—159.
18. Маркетинговая лингвистика. Закономерности продвигающего текста. — Москва : Общество с ограниченной ответственностью "ФЛИНТА", 2019. — 164 с. — ISBN 978-5-9765-3987-7.
19. Назарова А. Д. Прагматические и структурно-семантические особенности британских книжных рекламных аннотаций / А. Д. Назарова // Современная англистика и американистика : актуальные проблемы лингвистики и литературоведения : Сборник материалов Первой межвузовской научно-практической конференции, Москва, 27 апреля 2017 года / Научный редактор О. Г. Чупрына. Составитель и отв. ред. О. Я. Федоренко. — Москва : Московский государственный областной университет, 2017. — С. 127—131.
20. Покалюхина М. В. Непрямая коммуникация в рекламных аннотациях (на материале англоязычных научно-популярных книг) / М. В. Покалюхина, М. А. Кулинич // Европейский журнал социальных наук. — 2014. — № 6—3 (45). — С. 222—229.
21. Рябцева Э. Г. Модель жанра рекламной аннотации к художественному тексту / Э. Г. Рябцева. — Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2020. — 413 с.
22. Суходольская А. В. Книгоиздательский дискурс как среда функционирования прикнижной аннотации / А. В. Суходольская // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения : сборник материалов I (XV) Международной конференции молодых ученых (3—5 апреля 2014 г.). — 2014. — Выпуск 15. — Т. 2. — С. 291—294.
23. Тарасевич К. Т. Аннотация как текстовый элемент обложки художественных изданий России и Беларуси / К. Т. Тарасевич // Русский и белорусский языки в контексте глобализации : материалы междунар. науч.-практ. конф., Москва, 30 мая 2019 г. — Минск : МГЛУ, 2020. — С. 161—167. — ISBN 5-85716-420-6.
24. Ухова Л. В. Издательская аннотация: к вопросу о трансформации жанра / Л. В. Ухова // Филологические чтения ЯрГУ им. П. Г. Демидова : материалы конференции, Ярославль, 22—23 мая 2017 года. — Ярославль : Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2017. — С. 356—359. — ISBN 978-5-8397-1114-3.
25. Черкунова М. В. Аспекты параграфемной организации малоформатных рекламных текстов (на материале аннотаций учебной и научной литературы) / М. В. Черкунова // Российская наука : актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и педагогики : Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции, Самара, 12 апреля 2020 года. — Самара : Самарский государственный экономический университет, 2020. — С. 84—88.
26. Черкунова М. В. Динамические свойства аннотаций к англоязычным произведениям художественной литературы / М. В. Черкунова, Е. В. Пономаренко // Филологические науки в МГИМО. — 2021. — Т. 7. — № 2 (26). — С. 98—107. — DOI: 10.24833/2410-2423-2021-2-26-98-107.
27. Чупрына О. Г. Обложечная аннотация как продвигающий текст / О. Г. Чупрына // Иностранные языки в высшей школе. — 2020. — № 3 (54). — С. 105—114. — DOI: 10.37724/RSU.2020.54.3.010.
28. Ярова И. В. Формы рекламирования книги / И. В. Ярова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 : Языкознание. — 2010. — № 1 (11). — С. 200—204.
29. Bacić M. The Syntactic Features of Promotional Language in Book Blurbs / M. Bacić // Nasledje Kragujevac. — 2021. — Vol. 18 (48). — Pp. 117—131. — DOI: 10.46793/NasKg2148.117B.
30. Basturkmen H. Back Cover Blurbs : Puff Pieces and Windows on Cultural Values / H. Basturkmen // On the Dynamic Nature of Genre : A Diachronic Study of Blurbs. — London : Palgrave, Macmillan, 2009. — Pp. 68—83. — ISBN-13 978–0–230–22433–9.
31. Cacchiani S. From narratives to intensification and hyperbole : Promotional uses of book blurbs [Electronic resource] / S. Cacchiani // Proceedings of the Corpus Linguistics Conference, University of Birmingham. — July 2007. — Access mode : http://ucrel.lancs.ac.uk/publications/CL2007/paper/79_Paper.pdf (accessed 21.11.2023).
32. Carter R. A. Trade book marketing : a practical guide / R. A. Carter. — New York : Bowker, 1983. — 339 p.
33. Clark G. Inside Book Publishing / G. Clark, A. Phillips. — London : Routledge, 2020. — 396 p. — ISBN 978-1-351-26572-0.
34. Cronin B. Patterns of puffery : an analysis of non-fiction blurbs / B. Cronin, K. La Barre // Journal of librarianship and information science. — 2005. — Vol. 37(1). — Pp. 17—24. — DOI: 10.1177/0961000605052156.
35. Gea-Valor M. L. Advertising books : a linguistic analysis of blurbs / M. L. Gea-Valor // Iberica. — 2005. — V. 10. — Pp. 41—62.
36. Gea-Valor V. L. On the Dynamic Nature of Genre : A Diachronic Study of Blurbs / M. L. Gea-Valor, M. I. Ros // On the Dynamic Nature of Genre : A Diachronic Study of Blurbs. — London : Palgrave, Macmillan, 2009. — Pp. 199—216. — ISBN-13 978–0– 230–22433–9.
37. Gea-Valor M. L. Promoting ELT Material : A Genre-Analysis Approach to English Dictionary Blurbs / M. L. Gea-Valor // Multiple Voices in Academic and Professional Discourse : Current Issues in Specialised Language Research, Teaching and New Technologies. — Cambridge : Cambridge Scholars Publishing, 2011. — Pp. 22—31. — ISBN 978-1- 4438-2971-7.
38. Genette G. Seuils / G. Genette. — Paris : Le Seuil, 1987. — 426 p.
39. Jalilifar A. Investigating Metadiscourse Markers in Book Reviews and Blurbs : A Study of Interested and Disinterested Genres / A. Jalilifar, S. Hayati, A. Don // Research Journal Studies about Languages. — 2018. — № 33. — Pp. 90—107. — DOI: 10.5755/j01.sal.33.0.19415.
40. Kathpalia S. S. Persuasive Genres. Old and New Media. — London : Routledge, 2022. — 220 p. — ISBN 9780429243721.
41. Marčiulionienė V. Publisher’s blurb on English books of fiction : a diachronic genre analysis / V. Marčiulionienė // Filologija. — 2006. — № 11. — Pp. 61—71.
42. Önder N. Generic structure and promotional elements in best-selling online book blurbs : a cross-cultural study / N. Önder // Iberica. — 2013. — Vol. 25. — Pp. 171—194.
Рецензия
Для цитирования:
Зоидзе Э.А. Текст на обложке книги: о сущности жанра аннотации. Научный диалог. 2024;13(2):73-95. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-73-95
For citation:
Zoidze E.A. Text on Book Cover: Blurb as a Genre. Nauchnyi dialog. 2024;13(2):73-95. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-73-95