Тренды современной медиаиндустрии: мобильные приложения как новый формат СМИ
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-245-267
Аннотация
Исследуется специфика развития медиаландшафта современной России. Акцентируется внимание на изменениях, происходящих в информационном поле, в частности, проблеме формирования новых каналов распространения и трансформации видов потребления аудиторией журналистского продукта. Поднимается вопрос использования мобильных приложений, которые дополняют и расширяют значимость онлайн-изданий как части медиасегмента. Уделяется внимание основным характеристикам мобильных устройств. Выделяются функциональные аспекты трансляции контента и накладываемых на медиаконтент ограничений. Выделены этапы трансформации контента СМИ для мобильных приложений. Актуальность исследования обусловлена расширением процессов интеграции СМИ и развитием ИКТ, что ведет к модификации массмедиа. Проведено практическое исследование платформ для сотовых телефонов СМИ федерального и регионального уровней. Выполнен сопоставительный анализ мобильных приложений РБК daily и LipetskMedia. Доказано, что отличие между демонстрируемыми картинами окружающей действительности через мобильные приложения и другие каналы распространения контента зависит лишь от информационной и бизнес-политики редакции в сфере мобильных устройств. На данном этапе вполне возможно появление успешного в финансовом отношении массмедиа, в котором мобильные приложения будут единственным каналом распространения контента.
Об авторах
М. С. ШтейманРоссия
Штейман Марина Станиславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии и журналистики
Елец
О. А. Харитонов
Россия
Харитонов Олег Анатольевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии и журналистики
Елец
Н. В. Зайцева
Россия
Зайцева Надежда Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии и журналистики
Елец
Список литературы
1. Вейл Э. HTML5. Разработка приложений для мобильных устройств / Э. Вейл. — Санкт-Петербург, Россия : Питер, 2015. — 480 с.
2. Данилов А. Р. Роль мобильных приложений в жизни современного человек / А. Р. Данилов // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2017. — № 9. — С. 208—211.
3. Засурский Я. Н. От электронного общества к мобильному / Я. Н. Засурский // Информационное общество. — 2008. — № 5—6. — С. 34—36.
4. Коданина А. Л. Специфика цифрового взаимодействия региональных СМИ с аудиторией : нижегородский опыт / А. Л. Коданина, Т. Е. Новикова, М. А. Савельева // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 2. — С. 124—140. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-2-124-140.
5. Корнилова К. С. Мобильные версии СМИ как новый тип рекламной платформы / К. С. Корнилова, А. С. Морозова // «Меди@льманах». — 2015. — № 1. — С. 21—29.
6. Куценко В. В. Особенности распространения контента глянцевых СМИ в приложениях для смартфонов и планшетов / В. В. Куценко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Литературоведение. Журналистика. — 2017. — Т. 22 (2). — С. 352—360. — DOI: 10.22363/2312-9220-2017-22-2-352-360.
7. Ли Чен. Мобильный интернет — новый стиль жизни, создающий информационное общество будущего [Электронный ресурс] / Ли Чен // Сети и системные связи: библиотека интернет-индустрии I2R.ru. — 2008. — Режим доступа : http://www.i2r.ru/static/340/out_9965.shtml (дата обращения 12.10.2023).
8. Медиаэксперты констатировали неизбежность перехода СМИ в цифровой формат [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. — 2012. — Режим доступа : https://digital.gov.ru/ru/events/31043/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения 10.10.2023).
9. Мельник Г. С. Перспективы развития мобильных изданий / Г. С. Мельник // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. — 2016. — № 1 (10). — С. 68—81.
10. Меншатова О. В. Новостные мобильные приложения : проблемы и пути совершенствования / О. В. Меншатова, А. Г. Башорин // Актуальные тенденции социальных коммуникаций : история и современность. Сборник научных статей. — Ижевск : Удмуртский государственный университет, 2018. — С. 53—56. — ISBN 978-5-4312-1094-5.
11. Москвина Ж. O. Мобильные газеты как сегмент системы СМИ стран Западной Европы : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.01.10 / Ж. О. Москвина. — Москва, 2012. — 28 с.
12. Мурета Ч. Империя приложений: как создавать приложения-хиты (И. Окунькова. Trans.) / Ч. Мурета. — Москва : Альпина Паблишер, 2013. — 236 с. — ISBN 978- 5-9614-4430-8.
13. Нильсен Я. Mobile Usability. Как создавать идеально удобные приложения для мобильных устройств / Я. Нильсен, Р. Будиу. — Москва : Эксмо, 2013. — 256 с. — ISBN 978-5-699-64190-1.
14. Уразова С.Л. Конвергенция и медиа, или тренинг с необычным маршрутом / С. Л. Уразова // ТелеЦентр. — 2007. — № 1 (21). — С. 18—20.
15. Чжан Чжисюе. Мобильные приложения как канал распространения информации в Китае и России : сравнительный анализ / Чжан Чжисюе // Коммуникации. Медиа. Дизайн. — 2020. — Т. 5 (2). — С. 147—171.
16. Шлыков К. Особенности тестирования приложений на мобильных устройствах [Электронный ресурс] / К. Шлыков. — 2012. — Режим доступа : https://enterra.ru/mobile_qa/ (дата обращения 12.10.2023).
17. Mobile App Market Overview for 2017. [Electronic resource]. — 2018. — Access mode : https://vk.com/@runetsoft_official-obzor-rynka-mobilnyh-prilozhenii-za-2017-god (accessed 10.10.2023).
18. Research on the topic "Mobile application market in Russia and the world" J'son & Partners Consulting [Electronic resource]. — 2016. — Access mode : https://www.contentreview.com/articles/22197/ (accessed 10.10.2023).
19. State of Mobile 2022 от App Annie : 5.4 млн приложений и $170 млрд [Electronic resource]. — 2022. — Access mode : https://apptractor.ru/measure/app-store-analytics/godovoy-otchet-state-of-mobile-2022-ot-app-annie-5-4-mln-prilozheniy-i-170-mlrd.html (accessed 10.10.2023).
20. Sydow L. The State of Mobile in 2019 — The Most Important Trends to Know. App Annie, 2019, January 16 [Electronic resource] / L. Sydow. — Access mode : https://www.appannie.com/ru/insights/market-data/the-state-of-mobile-2019/ (accessed 10.10.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Штейман М.С., Харитонов О.А., Зайцева Н.В. Тренды современной медиаиндустрии: мобильные приложения как новый формат СМИ. Научный диалог. 2024;13(2):245-267. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-245-267
For citation:
Shteiman M.S., Kharitonov O.A., Zaitseva N.V. Trends of Modern Media Industry: Mobile Applications as a New Format of Media. Nauchnyi dialog. 2024;13(2):245-267. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-245-267