Приемы манипулятивного воздействия в медиатекстах (на примере русскоязычных СМИ Казахстана)
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-3-149-168
Аннотация
В статье исследуются приемы манипулирования сознанием в массмедиа на примере контент-анализа казахстанских русскоязычных источников. Авторы расскрывают понятие манипуляции. Медиаманипулирование осуществляется на разных уровнях — информационном и эмоционально-экспрессивном согласно двум ведущим функциям языка СМИ: информирование и воздействие. В соответствии с этим манипуляция реализуется на уровне информации или экспрессии. Приводятся примеры информационного манипулирования через расширение сведений об описываемом объекте посредством включения дополнительных, метакоммуникативных и модифицированных сведений. Другой уровень манипулирования в СМИ — эмоционально-экспрессивное воздействие. Такое манипулирование основывается на навешивании ярлыков, апелляции к авторитету, интересам простых людей, на апелляции к ценностям, традициям, на использовании ассоциативного связывания, ложных сопоставлений, ложной альтернативы, на эксплуатации лозунгов, теорий заговора, мифов, высмеивания и других приемов. По мнению авторов, использование приемов медиаманипулирования порождает когнитивную напряженность при понимании дополнительного смысла, что приводит к изменению отношения, оценки и эмоционального восприятия информации со стороны аудитории.
Ключевые слова
Об авторах
М. Т. ШакеноваКазахстан
Шакенова Майгуль Тулегеновна, кандидат филологических наук
Шымкент
М. Б. Айтмагамбетова
Казахстан
Айтмагамбетова Марал Бейсетаевна, кандидат филологических наук
Павлодар
Список литературы
1. Вестербай С. Д. Медиапотребление и дезинформация в Центральной Азии : количественная и качественная оценка в контексте геополитики : исследование European Neighbourhood Council / С. Д. Вестербай, Ш. Джураев, А. Маразис. — London : Internews Europe, 2023. — 71 с.
2. Гриззл А. Медийно и информационно грамотные граждане. Мыслите критически, Кликайте с умом! / А. Гриззл, К. Уилсон, Р. Туазон // Учебная программа ЮНЕСКО по медийной и информационной грамотности для педагогов и учащихся / Ред. русск. изд. Т. Мурована. — Москва : Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2022. — 482 с.
3. Доценко Е. Л. Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. — Москва : Изд-во МГУ, 1997. — 344 с.
4. Иванова Е. Н. Классификация манипуляций в переговорах / Е. Н. Иванова // Теория и практика современной науки. — 2020. — № 5 (59). — С. 202—208.
5. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. — Москва : Эксмо, 2005. — 32 с. — ISBN 978-5-699-10826-8.
6. Лексико-грамматические маркеры манипулятивности массмедийного дискурса (на материале корпуса русскоязычных текстов СМИ в Республике Казахстан) / М. Т. Шакенова, Д. С. Ташимханова, У. А. Оспанова, Т. К. Булдыбаев // Научный диалог. — 2020. — № 2. — С. 141—160. — DOI: 10.24224/2227-1295-2020-2-141-160.
7. Радбиль Т. Б. Наведенная оценочность как объект лингвокультурологического изучения : опыт корпусного анализа интернет-медиа / Т. Б. Радбиль // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6 : Языкознание. — 2023. — № 3. — С. 95—105. — DOI: 10.31249/ling/2023.03.07.
8. Сиривля М. А. Перифрастическое манипулирование в газетной речи / М. А. Сиривля // Философия, язык и культура : монография / отв. ред. Я. А. Максимов. — Saint-Louis, MO, USA : Publishing House Science and Innovation Center, 2013. — 318 с. — ISBN 978-601-7261-00-9.
9. Тогузаева Е. Н. Пропаганда как общенаучная категория / Е. Н. Тогузаева // Право : история и современность. — 2022. — Т. 1. — № 6. — С. 24—34.
10. Cole R. The international encyclopedia of propaganda / R. Cole. — Chicago : Illinois, 1998. — 985 p.
11. De Saussure L. Manipulation and Cognitive Pragmatics : Preliminary Hypotheses / L. de Saussure // Manipulation and Ideologies in the Twentieth Century : Discourse, Language, Mind. — Amsterdam — Philadelphia : John Benjamins, 2005. — Pp.113-145. — DOI:10.1075/dapsac.17.07sau.
12. Dijk T. A. van. Discourse and manipulation / T. A. van Dijk // Discourse and Society. — 2006. — № 17 (2). — Pp. 359—383.
13. Egelhofer J. L. Fake news as a two-dimensional phenomenon : a framework and research agenda / J. L. Egelhofer, S. Lecheler // Annals of the International Communication Association. — 2019. — № 43 (2). — Pp. 112—116.
14. Farzaliyeva Z. Language Elements Affecting Manipulationin Advertising : Linguistic, Semantic, and Emphatic Elements / Z. Farzaliyeva // International Journal of Innovative Technologies in Social Science. — 2023. — № 1 (37). — DOI: 10.31435/rsglobal_ijitss/30032023/7962.
15. Freelon D. Disinformation as political communication / D. Freelon, C. Wells // Political Communication. — 2020. — № 37. — Pp. 145—151.
16. Levitskaya A. Typology and Mechanisms of Media Manipulation / A. Levitskaya, A. Fedorov // International Journal of Media and Information Literacy. — 2020. — № 1. — Pp. 69—78. — DOI: 10.13187/ijmil.2020.1.69.
17. Maillat D. Constraining context selection : On the pragmatic inevitability of manipulation / D. Maillat // Journal of Pragmatics. — 2013. — № 59. — Pp. 190—199.
18. McLuhan H. M. The Medium is the Massage : An Inventory of Effects / H. M. McLuhan, Qu. Fiore. — London : Random House, 1967. — 159 p.
Рецензия
Для цитирования:
Шакенова М.Т., Айтмагамбетова М.Б. Приемы манипулятивного воздействия в медиатекстах (на примере русскоязычных СМИ Казахстана). Научный диалог. 2024;13(3):149-168. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-3-149-168
For citation:
Shakenova M.T., Aitmagambetova M.B. Manipulative Techniques in Media Texts: A Case Study of Russian-Language Media in Kazakhstan. Nauchnyi dialog. 2024;13(3):149-168. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-3-149-168