Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Интенциональный автор как субъект виртуальной коммуникации (на материале новостного контента корпоративных сайтов)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-4-112-131

Аннотация

Исследуется «образ виртуального интенционального автора» в новостном дискурсе корпоративных сайтов. Выполнен сравнительный анализ материалов корпоративных сайтов: Кемеровского государственного университета и Сибирской угольно-энергетической компании. Выявлены субъектные, предикатно-актантные и локативно-темпоральные компоненты. Названы типовые и специфические семантические компоненты. Типовыми общими компонентами являются следующие смыслы: «Я — значимый субъект российского пространства»; «Я — представляю коллектив профессионалов»; «Я — осуществляю волонтерскую и благотворительную деятельность». При этом образ интенционального автора каждой из рассматриваемых организаций характеризуется специфическими чертами. Интенциональный автор новостного контента университета реализует следующие модусные смыслы : «Я — не только опорный вуз области, но и вхожу в мировые рейтинги, являюсь центром научно-исследовательской, социальной, волонтерской и т. д. деятельности региона», то есть виртуальный автор реализует коммуникативную интенцию представить образ вуза как значимого субъекта российского образовательного пространства. Интенциональный автор новостного контента энергетической компании реализует смыслы: «Я — лучшая производственная организация»; «Я — конкурентноспособна», «Я — социально ориентирована», «Я взаимодействую с властью и общественными организациями».

Об авторах

Л. Г. Ким
Кемеровский государственный университет
Россия

Ким Лидия Густовна, доктор филологических наук, доцент, кафедра русского языка и литературы 

Кемерово

Scopus Author ID: 56895620200



M. В. Устинова
Кузбасский институт ФСИН России
Россия

Устинова Мария Владимировна, начальник пресс-службы

Новокузнецк



Список литературы

1. Бакланова И. И. Образ автора и образ адресата нехудожественного текста : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.01 / И. И. Бакланова. — Москва, 2014. — 272 с.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 3-е издание / М. М. Бахтин. — Москва : Искусство, 2012. — 444 c. — ISBN 978-5-458-23202-9.

3. Беляшова М. Л. Сайт вуза как инструмент позиционирования в образовательном пространстве : жанровый анализ [Электронный ресурс] / М. Л. Беляшова // Гуманитарные научные исследования. — 2018. — № 5 (81). — Режим доступа : https://human.snauka.ru/2018/05/24980 (дата обращения 25.02.2024).

4. Бурнаева Е. М. «Человек виртуальный» в пространстве информационной культуры : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 24.00.01 / Е. М. Бурнаева. — Комсомольск-на Амуре, 2012, — 22 с.

5. Валгина Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. — Москва : Логос, 2003. — 191 с. — ISBN 5-94010-187-9.

6. Вакку Г. В. Жанры интернет-коммуникации : веб-сайт (на примере сайта ГТРК «Чувашия») / Г. В. Вакку // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. — 2012. — № 2 (74). — Ч. 2. — С. 12—15.

7. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В. В. Виноградов. — Москва : Издательство Академии наук СССР, 1963. — 255 с.

8. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. — Москва : Можайск-Терра, 2000. — 432 с. — ISBN 5-7542-0074-9.

9. Ефремова Е. Е. Терминология и аббревиация лексических единиц языка финансовых корпоративных сайтов (на материале русскоязычных и англоязычных интернет сайтов) / Е. Е. Ефремова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 30 (168). — С. 71—74.

10. Загидуллина М. В. Развлекательный сайт как индикатор публичной сферы : тег «политика» на «pikabu.ru» / М. В. Загидуллина // Политическая лингвистика. — 2017. — № 5 (65). — С. 189—193.

11. Ким Л. Г. Образ автора и адресата в инаугурационном дискурсе / Л. Г. Ким, Е. С. Беляева // Политическая лингвистика. — 2019. — № 1 (73). — С. 72—80.

12. Колокольцева Т. Н. Диалогичность в жанрах интернет-коммуникации (чат, форум, блог) / Т. Н. Колокольцева // Жанры речи. — 2016. — № 2 (14). — С. 96—104. — DOI: 10.18500/2311-0740-2016-2-14-96-104.

13. Королева Н. Н. Влияние коммуникации в сети интернет на личностные особенности пользователей / Н. Н. Королева // Известия РПГУ им. А. И. Герцена. — 2004. — № 4 (9). — С. 168—179.

14. Мадалиева Е. В. Лингвокогнитивный уровень языковой личности в дискурсе политической исповеди / Е. В. Мадалиева // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2011. — № 2 (27). — С. 150—154.

15. Маринова Е. В. Эволюция понятия «виртуальная личность» в цифровую эпоху (социолингвистическое исследование на материале русских текстов) / Е. В. Маринова // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 1. — С. 151—169. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-1-151-169.

16. Моштылева Е. С. Повествователь в интернет-коммуникации : особенности экспликации в рамках нарративного моделирования / Е. С. Моштылева // Современный медиатекст и судебная экспертиза : междисциплинарные связи и экспертная оценка : сборник научных работ по итогам Международной научно-практической конференции «Современный медиатекст и судебная экспертиза : междисциплинарные связи и экспертная оценка» (Москва, 12—13 октября 2023 г.). — Москва : СОЮЗКНИГА, 2023. — С. 224—228. — ISBN 978-5-6049239-4-8.

17. Нехорошева А. М. Особенности языковой личности политического лидера Германии Ангелы Меркель / А. М. Нехорошева // Политическая лингвистика. — 2012. — Выпуск 1 (39). — С. 147—150.

18. Николаенко Г. В. Глобальное распределение цифровой научной коммуникации : кейс ASNS ResearchGate / Г. В. Николаенко, Р. В. Малюшкин, А. В. Самокиш // Социология науки и технологий. — 2020. — Т. 11. — № 3 (11). — С. 158—178. — DOI: 10.24411/2079-0910-2020-13011.

19. Падучева Е. В. Семантические исследования : Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива / Е. В. Падучева. — Москва : Школа «Языки рус. культуры», 1996. — 464 с. — ISBN 5-88766-046-5.

20. Пастухова О. Д. Особенности новостного интернет-дискурса сайта Челябинского государственного университета / О. Д. Пастухова, Е. А. Моисеева // Виртуальная коммуникация и социальные сети. — 2023. — Т. 2. — № 2 (6). — С. 56—59 — DOI: 10.21603/2782-4799-2023-2-2-56-59.

21. Потеряхина И. Н. Стратегии самопрезентации на корпоративных сайтах (на материале сайтов американских фармацевтических компаний) / И. Н. Потеряхина // Профессиональная коммуникация : актуальные вопросы лингвистики и методики. — 2019. — № 12. — С. 112—117.

22. Распопова С. С. Самоидентификация автора в современном медиатексте / С. С. Распопова, А. А. Александрова // Челябинский гуманитарий. — 2021. — № 4 (57). — C. 38—46. — DOI: 10.47475/1999-5407-2021-10405.

23. Сидорова М. Ю. Субъектная перспектива в лирической поэзии / М. Ю. Сидорова, О. Чжонхюн // Вестник Московского университета. — Серия 9. — Филология. — 2012. — № 2. — С. 81—89.

24. Цветкова К. А. Мультимодальность в институциональном дискурсе (на примере сайтов Интернета) / К. А. Цветкова // Вестник МГЛУ. — 2014. — № 24 (710). — С. 713—719.

25. Чудинов А. П. Российская лингвополитическая персонология : исследование дискурса политических лидеров / А. П. Чудинов, Е. А. Нахимова, М. В. Никифорова // Вестник РУДН. Серия : теория языка. Семиотика. Семантика. — 2018. — Т. 9. — № 1. — С. 14—31. — DOI: 10.22363/2313-2299-2018-9-1-14-31.

26. Dafonte-Gomez A. Academic Social Networks : Presence and Activity in Academia. edu and ResearchGate of Communication Researchers of the Galician Universities / A. Dafonte-Gomez, M. I. Miguez-Gonzalez, I. Puentes-Rivera // Proceedings of 2015 10th Iberian Conference on Information Systems and Technologies (CISTI). — 2015. — Pp. 1—6. — DOI: https://doi.org/10.1109/CISTI.2015.7170594.

27. Ortega J. L. Disciplinary Differences in the Use of Academic Social Networking Sites / J. L. Ortega // Online Information Review. — 2015. — Vol. 39. — № 4. — Pp. 520— 536. — DOI: https://doi.org/10.1108/OIR-03-2015-0093.


Рецензия

Для цитирования:


Ким Л.Г., Устинова M.В. Интенциональный автор как субъект виртуальной коммуникации (на материале новостного контента корпоративных сайтов). Научный диалог. 2024;13(4):112-131. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-4-112-131

For citation:


Kim L.G., Ustinova M.V. Intentional Author as a Subject of Virtual Communication (Content of Corporate Websites News). Nauchnyi dialog. 2024;13(4):112-131. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-4-112-131

Просмотров: 274


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)