Медиатизация регулятивной ценности «здоровый образ жизни» в англоязычных СМИ: корпусный подход
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-6-186-208
Аннотация
Представлены результаты корпусного анализа медиатизации идеи здорового образа жизни (ЗОЖ) как важнейшей регулятивной ценности современного социума. Эмпирической базой исследования послужил британский сегмент корпуса News on Web (NOW) Семантическая категоризация и квантификация коллокаций показала, что в медийных нарративах британских СМИ ценность ЗОЖ смещается в психологическое и психическое измерения, отражая изменившиеся представления социума о ее содержании. Интерпретативный анализ контекстов, фиксирующих типы поведения, показал, что неодобрение получает неумеренность практик здорового образа жизни. Озабоченность и тревога связываются со сферами ментального здоровья и психологически здоровыми отношениями. Критичное отношение наблюдается к наиболее подверженной манипуляциям сфере здорового питания. Установлено, что медийный нарратив политизирует практики здорового образа жизни, увязывая трудности их осуществления с экономическими проблемами, а также с феноменом психологической усталости. Тематическое моделирование дискурсивной практики показало доминирование в качественной прессе темы ментального здоровья и рациональных дискурсивных стратегий, опирающихся на данные научных исследований. В популярной прессе акцентируется тема внешнего вида как результата здорового образа жизни, широко используются стратегии эмоционального воздействия, апеллирующие к известным личностям как образцам для подражания.
Ключевые слова
Об авторах
Л. А. КочетоваРоссия
Кочетова Лариса Анатольевна - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры теории и практики перевода и лингвистики
Волгоград
И. В. Кононова
Россия
Кононова Инна Владимировна - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры английской филологии и перевода
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Брушкова Л. А. Репрезентации ценностей здорового образа жизни в коммерческой рекламе в России / Л. А. Брушкова, Д. А. Косова // Народонаселение. — 2018. — Т. 21. — № 2. — С. 110—122. — DOI: 10.26653/1561-7785-2018-21-2-09.
2. Вигарелло Ж. История усталости от Средневековья до наших дней / Ж. Вигарелло. — Москва : Новое литературное обозрение, 2024. — 552 с. — ISBN 978-5-44482145-9.
3. Губанова М. И. Медиатизация реальности : теоретический аспект / М. И. Губанова // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. — 2021. — № 2. — Т. 2. — С. 84—91. — DOI: 10.51965/2076-7919-2021-2-2-84.
4. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления / Т. Г. Добросклонская. — [Б. м.] : [б. и.], 2020. — 180 с. — ISBN 978-5-4498-5057-7.
5. Ионова С. В. Медиатизация социально-медицинской сферы как фактор формирования образа пожилого человека / С. В. Ионова, Юйсинь Ма // Лингвистика и образование. — 2022. — Т. 2. — № 4 (8). — C. 42—53. — DOI: 10.48612/astgmu/2022-2-4-42-53.
6. Иссерс О. С. Грани “новой искренности” в современной политической коммуникации / О. С. Иссерс // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : История, филология. — 2020. — Т. 19. — № 6. — С. 216—227. — DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-6-216-227.
7. Калугина О. А. Структура медиаконцепта DIGITAL ECONOMY в дискурсе англоязычных СМИ / О. А. Калугина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2024. — Т. 17. — Выпуск 2. — С. 551—556. — DOI: 10.30853/phil20240079.
8. Карасик В. И. Языковые мосты понимания / В. И. Карасик. — Москва : Дискурс, 2019. — 524 с. — ISBN 978-5-98424-239-4.
9. Клушина Н. И. Медиастилистика / Н. И. Клушина. — Москва : Флинта, 2018. — 184 с. — ISBN 978-5-9765-3899-3.
10. Клушина Н. И. Медиатизация: стилистический вектор / Н. И. Клушина, Д. О. Байгожина, С. Ш. Тахан // Верхневолжский филологический вестник. — 2019. — № 2 (17). — С. 57—62. — DOI: 10.24411/2499-9679-2019-10386.
11. Кондратьева О. Н. Стратегии медиатизации юридических концептов в российских массмедиа XXI века (на примере концепта ЛЕГИТИМНОСТЬ) / О. Н. Кондратьева, Ю. С. Игнатова // Научный диалог. — 2021. — № 3. — С. 69—85. — DOI: 10.24224/2227-1295-2021-3-69-85.
12. Кожарнович М. П. Медиатизация медицинского дискурса : способы, атрибуты и риски / М. П. Кожарнович // Медиалингвистика. — 2021. — Т. 8. — № 4. — С. 421— 437. — DOI: 10.21638/spbu22.2021.408.
13. Машлыкина Н. Д. Лингвопрагматические средства репрезентации ЗОЖ в англоязычных и русскоязычных гипертекстах (на материале текстов интернетсайтов фитнес-центров) / Н. Д. Машлыкина, И. Г. Сидорова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2019. — № 11. — С. 358—363. — DOI: 10.30853/filnauki.2019.11.75.
14. Орлова О. В. Жизненный цикл и микромоделирующий потенциял медиаконцепта / О. В. Орлова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2010. — Выпуск 6 (96). — С. 78—83.
15. Сидорова И. Г. Бренд Wellness: языковая репрезентация в медиадискурсе / И . Г. Сидорова // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. — 2023. — № 2. — С. 177—189. — DOI: 10.29025/2079-6021-2023-2-177-189.
16. Стеблецова А. О. Язык здорового образа жизни в британских и российских цифровых СМИ : сопоставительное исследование / А. О. Стеблецова, И. И. Торубарова, Т. Линакер // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. — 2023. — Т. 22. — № 5. — С. 72—88. — DOI: 10.15688/jvolsu2.2023.5.5.
17. Чеметева Ю. В. Юридический медиадискурс как гибридный феномен / Ю. В. Чеметева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. — 2022. — Т. 21. — № 1. — С. 110—118. — DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2022.1.9.
18. Чернявская В. Е. Методологические возможности дискурсивного анализа в корпусной лингвистике / В. Е. Чернявская // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2017. — № 50. — C. 135—147. — DOI: 10.17223/19986645/50/9.
19. Andersen G. Using the corpus-driven method to chart discourse-pragmatic change / G. Andersen // Discourse-Pragmatic Variation and Change in English : New Methods and Insights / ed. H. Pilcher. — Cambridge : Cambridge University Press, 2016. — Pp. 21—40.
20. Baker P. Using Corpora in Discourse Analysis / P. Baker. — London : Continuum, 2006. — 208 p. — DOI: 10.1007/9781139764377.013.
21. Bednarek M. The discourse of news values : How news organizations create newsworthiness / M. Bednarek, H. Caple. — New York : Oxford University Press, 2017. — 302 p. — ISBN 9780190653941.
22. Brezina V. Statistical choices / V. Brezina. — Oxford : Routledge, 2018. — Pp. 259— 280. — ISBN 9781315179346.
23. Brezina V. #LancsBox X [software] / V. Brezina, W. Platt. — Lancaster University, 2024. Access mode : http://lancsbox.lancs.ac.uk (accessed 23.04.2024).
24. Culpeper J. Keyness : Words, parts-of-speech and semantic categories in the character-talk of Shakespeare’s Romeo and Juliet / J. Culpeper // International Journal of Corpus linguistics. — 2009. — № 14 (1). — Pp. 29—59. — DOI: 10.1075/ijcl.14.1.03cul.
25. Effective Headlines of Newspaper Articles in a Digital Environment / J. Kuiken, A. Schuth, M. Spitters, M. Marx // Digital Journalism. — 2017. — № 5 (10). — Pp. 1300— 1314. — DOI: 10.1080/21670811.2017.1279978.
26. Gerbig A. Key words and key phrases in a corpus of travel writing / A. Gerbig // Keyness in Texts. — Amsterdam : John Benjamins, 2010. — Pp. 147—168. — DOI: 10.1075/scl.41.11ger.
27. Hardie A. Log ratio — An informal introduction. Post on the website of the ESRC Centre for Corpus Approaches to Social Sciences CASS [Electronic resource] / A.Hardie. — Access mode : http://cass.lancs.ac.uk/?p=11332014 (accessed 20.02.2024).
28. Rayson P. From key words to key semantic domains / P. Rayson // International Journal of Corpus Linguistics. — 2008. — № 13 (4). — Pp. 519-549. — DOI: 10.1075/ ijcl.13.4.06ray.
29. Scott M. PC analysis of key words — and key words / M. Scott // System. — 1997. — Vol. 25. — Iss. 2. — Pp. 233—245. — DOI: 10.1016/S0346-251X(97)00011-0.
30. Sinclair J. Corpus, concordance, collocation / J. Sinclair. — Oxford : Oxford University Press, 1991. — 200 p. — ISBN 9780194371445.
31. Sinclair J. English Collocation Studies : The OSTI report / J. Sinclair, S. Jones, R. Daley; ed. R. Krishnamurthy. — London : Continuum, 2004. — 208 p. — ISBN 0-8264-7788-8.
32. Stubbs M. Collocations and semantic profiles. On the cause of the trouble with quantitative studies / M. Stubbs // Functions of Language. — 1995. — № 2/1. — Pp. 23—55.
33. Teubert W. Corpus Linguistics. A short introduction / W. Teubert, A. Cermakova. — London et al : Continuum, 2007. — 176 p. — ISBN 9780826494801.
34. Thompson J. B. Mediated Interaction in the Digital Age / J. B. Thompson // Theory, Culture & Society. — 2018. — № 37 (1). — Pp. 3—28. — DOI: 10.1177/0263276418808592.
Рецензия
Для цитирования:
Кочетова Л.А., Кононова И.В. Медиатизация регулятивной ценности «здоровый образ жизни» в англоязычных СМИ: корпусный подход. Научный диалог. 2024;13(6):186-208. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-6-186-208
For citation:
Kochetova L.A., Kononova I.V. Media Studies of Regulatory Value of Healthy Lifestyle in English Media: A Corpus-Based Approach. Nauchnyi dialog. 2024;13(6):186-208. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-6-186-208