Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Графический роман — адаптация: к определению субжанра (на материале франко- и англоязычных текстов)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-6-250-265

Аннотация

Целью работы является определение графического романа — адаптации как специфического субжанра графического романа и выработка единой методологии его исследования. В качестве материала исследования были выбраны франко- и англоязычные графические романы — адаптации, опубликованные с начала 2000-х годов. Отмечается, что данный субжанр становится в настоящее время одним из самых популярных в массовой литературе, что характерно для XXI столетия как века визуальной культуры. На базе обзора теоретических исследований формулируются основные характеристики графического романа — адаптации. На основе анализа произведений последних десяти лет доказывается эволюция анализируемого субжанра. В частности, отмечаются (1) модификация оригинальной сюжетной линии посредством добавления актуальных для человека XXI века тематики и проблематики; (2) усложнение образов, структуры и хронотопа; (3) выдвижение на первый план философской составляющей. Показано, что графические романы — адаптации представляется возможным разделить на два вида по критерию целевой аудитории: массовый («low brow») и интеллектуальный («high brow»). Вид «low brow» призван скорее популяризировать чтение классических текстов, а вид «high brow» представляет собой авторскую интерпретацию известного литературного произведения. Интеллектуальный вид («high brow») становится наиболее распространенным начиная с 2010-х годов.

Об авторах

М. Г. Меркулова
Московский городской педагогический университет
Россия

Меркулова Майя Геннадиевна - доктор филологических наук, доцент, кафедра английской филологии 

Москва



И. Г. Прудиус
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Россия

Прудиус Ирина Геннадьевна - кандидат филологических наук, кафедра мировой литературы и методики ее преподавания

Красноярск



Список литературы

1. Айснер У. Комикс и последовательное искусство / У. Айснер ; пер. с англ. М. Заславского. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2022. — 192 с. — ISBN 978-5-00117675-6.

2. Алимурадов О. А. Графический роман : вехи эволюции жанра в англоязычной и русскоязычной лингвокультурах. Черты креолизации в текстовом пространстве графического романа как переводчески значимая особенность / О. А. Алимурадов, В. З. Шубитидзе // Филологический аспект. — 2020. — № 09 (65). — С. 54—74.

3. Васильева Э. В. Трансформация готической поэтики в графическом романе-адаптации (на материале графического романа Эми Чу и Су Ли «Кармилла. первый вампир») / Э. В. Васильева // Сибирский филологический форум. — 2024. — № 1 (26). — С. 69—79.

4. Джумайло О. А. Понятие интермедиальности и его эволюция в современном научном знании / О. А. Джумайло // Верхневолжский филологический вестник. — 2018. — № 4 (15). — С. 58—62. — DOI: 10.24411/2499-9679-2018-10197.

5. Дубовицкая М. А. Американский графический роман : мультимодальность и идентичность / М. А. Дубовицкая // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — № 3. — С. 228—246. — DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-3-228-246.

6. Максименко О. И. Адаптация художественного произведения : от романа к комиксу / О. И. Максименко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Лингвистика. — 2016. — № 2. — С. 111—116. — DOI: 10.18384/2310712X-2016-2-111-116.

7. Меркулова М. Г. Жанр графического романа: к постановке проблемы (на материале современных франко- и англоязычных текстов) / М. Г. Меркулова, И. Г. Прудиус // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2023. — Т. 16. — Выпуск 10. — С. 3379—3385. — DOI: 10.30853/phil20230522.

8. Новикова Е. Г. Ф. М. Достоевский в японских комиксах / Е. Г. Новикова // Текст. Книга. Книгоиздание. — 2019. — № 19. — С. 75—94. — DOI: 10.17223/23062061/19/6.

9. Осьмухина О. Ю. Синтез комикса и нуар-стилистики в серии «графических романов» Ф. Миллера «Sin city» («город грехов») : к проблеме реинтерпретации / О. Ю. Осьмухина, И. Р. Куряев. Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2018. — № 3 (81). — C. 49—52. — DOI: 10.30853/filnauki.2018-3-1.11.

10. Прудиус И. Г. Черты романа инициации в биографическом графическом романе Пьера Кристена и Себастьяна Вердье «Оруэлл» / И. Г. Прудиус, Н. С. Шалимова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2024. — № 3. — С. 762—767. — DOI: 10.30853/phil20240108.

11. Сибрук Д. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры / Д. Сибрук. — Москва : Ад Маргинем, 2020. — 240 с. — ISBN 978-5-91103-121-3.

12. Хаминова А. А. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки / А. А. Хаминова, Н. Н. Зильберман // Вестник Томского государственного университета. — 2014. — № 389. — С. 38—45. — DOI: 10.17223/15617793/389/5.

13. Цветкова М. В. Комикс Н. Батлер «Гордость и предубеждение» как вариант прочтения одноименного романа Дж. Остин / М. В. Цветкова, Е. В. Кризская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. — 2020. — № 17 (2). — С. 217—231. — DOI: 10.21638/spbu09.2020.204.

14. Baetens J. Le roman graphique / J. Baetens // La bande dessinée : une médiaculture. — Paris : Armand Colin, coll. “Médiacultures”, 2012. — Pp. 200—216.

15. Barthes R. Critique et vérité / R. Barthes. — Paris : Éditions du Seuil, 1966. — 79 p. — ISBN 10: 2020019310.

16. Bolter J. D. Remediation. Understanding New Media / J. D. Bolter, R. Grusin. — Cambridge, Madssachusetts : The MIT Press, 2000. — 295 p. — ISBN 0-262-02452-7.

17. Cartmell D. A Companion to Literature, Film, and Adaptation / D. A. Cartmell. — New Jersey : Wiley-Blackwell, 2012. — 448 p. — ISBN 978-1-4443-3497-5.

18. Chute H. Comics as literature? Reading graphic narrative / H. Chute // Publications of the Modern Language Association of America. — 2008. — № 123 (2). — Pp. 452—465. — DOI: https://doi.org/10.1632/pmla.2008.123.2.452.

19. Groensteen T. La bande dessinée : une littérature graphique / T. Groensteen. — Toulouse — Milan : Les Essentiels Milan, 2005. — 63 p. — ISBN-10: ‎2745910396.

20. Grossman J. Literature, Film, and Their Hideous Progeny / J. Grossman. — London : Macmillan, 2015. — 238 p. — ISBN-10.1349565237.

21. Helbo A. Sémiologie de la représentation : Théâtre, télévision, bande dessinée (Creusets) / A. Helbo. — Bruxelles : Éditions Complexe, 1975. — 195 p.

22. Hutcheon L. A Theory of Adaptation / L. Hutcheon. — London : Routledge, 2013. — 304 p. — ISBN 9780415539388.

23. Lefevere A. Translation, Rewriting, and the Manipulation of Literary Fame / A. Lefevere. — London ; New York : Routledge, 1992. — 150 p. — ISBN 9781138208742.

24. Lumière E. Müller Jürgen E. et le concept d’intermédialité [Electronic resource] / E. Lumière. — 2015. — Access mode : https://cinemadoc.hypotheses.org/3457 (accessed 11.04.2024).

25. Mansanti C. Le roman graphique [Electronic resource] / C. Mansanti. — 2013. — Access mode : https://www.fabula.org/actualites/journee-d-etudes-sur-le-roman-graphiqueamiens-le-5-juin-2014-departement-d-anglais-de-l_58818.php (accessed 23.04.2024).

26. McFarlane B. Novel to Film. An Introduction to the Theory of Adaptation / B. McFarlane. — Oxford : Clarendon Press; New York : Oxford University Press, 1996. — 279 p. — ISBN-10: ‎0198711506.

27. Nerlich M. Qu’est-ce qu’un iconotexte ? Réflexions sur le rapport texte-image photographique / M. Nerlich // Iconotextes : actes du colloque international tenu à l’Université Blaise Pascal, Clermont-Ferrand, 17—19 mars 1988. — Paris : Ophrys, 1990. — Pp. 255—302.

28. Rippl G. Intermediality, transmediality and graphic narrative / G. Rippl, L. Etter // From comic strips to graphic novels : contributions to the theory and history of graphic narrative : collection of articles. — Berlin : De Gruyter Mouton, 2013. — Pp. 157—179.

29. Slethaug G. E. La théorie de l’adaptation et critique. Littérature et cinéma postmodernes aux États-Unis / G. E. Slethaug. — London : Bloomsbury Academic, 2014. — 288 p. — ISBN 1623562015.

30. Tremblay-Gaudette G. Tensions, prétentions et galvaudage ; gains et écueils du roman graphique comme stratégie du cheval de Troie en Amérique du Nord [Electronic resource] / G. Tremblay-Gaudette. — 2008. — Access mode : https://www.kinephanos.ca/2011/romans-graphiques (accessed 26.04.2024).

31. Welsh J. The Literature/Film Reader. Issues of Adaptation / J. Welsh. — London : The Scarecrow Press, Inc, 2007. — 361 p. — ISBN 0810859491.


Рецензия

Для цитирования:


Меркулова М.Г., Прудиус И.Г. Графический роман — адаптация: к определению субжанра (на материале франко- и англоязычных текстов). Научный диалог. 2024;13(6):250-265. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-6-250-265

For citation:


Merkulova M.G., Prudius I.G. Graphic Novel Adaptation as a Subgenre (Franco- and Anglophone Texts). Nauchnyi dialog. 2024;13(6):250-265. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-6-250-265

Просмотров: 222


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)