Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Коммуникативно-прагматические свойства обращения в виртуальном педагогическом дискурсе (на материале школьных чатов)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-9-149-168

Аннотация

Исследуются коммуникативно-прагматические свойства обращения как синтаксического явления, реализованного в виртуальном педагогическом дискурсе. Актуальность проблематики определяется ее включенностью в научную парадигму дискурсивной лингвистики. Основная идея исследования заключается в установлении коррелятивной зависимости компонентов следующей триады: (1) функционально-целевая установка речевого высказывания — (2) речевые стратегии, направленные на достижение функционально-речевой интенции — (3) материальное воплощение текста с обращением, детерминированное генеральной речемыслительной стратегией педагогического дискурса и электронной формой субстрата. Эмпирическим материалом выступили школьные чаты, размещенные в мессенджерах Сферум, WhatsApp и Telegram. На данном материале прослеживаются инвариантные признаки обращения, онтологически ему присущие: материальное воплощение обращения в виде слова или сочетания слов; типичные для обращения функции. Выявлены также вариативные свойства обращения, детерминированные, с одной стороны, институциональной природой педагогического дискурса (лексические средства реализации обращения, характерные для русской институциональной лингвокультуры), с другой стороны, электронной формой субстрата (использование никнейма в роли обращения, включенность обращения в электронный поликодовый текст, содержащий, помимо вербальных элементов, медиа-файлы, эмодзи).

Об авторах

Т. Г. Рабенко
Кемеровский государственный университет
Россия

Рабенко Татьяна Геннадьевна, доктор филологических наук, доцент профессор кафедры стилистики и риторики

Кемерово



Э. С. Денисова
Кемеровский государственный университет
Россия

Денисова Эльвира Степановна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры стилистики и риторики

Кемерово



А. Д. Чардынцева
Кемеровский государственный университет
Россия

Чардынцева Алена Дмитриевна, аспирант кафедры стилистики и риторики

Кемерово



Список литературы

1. Алефиренко Н. Ф. Проблема соотношения речевого жанра и дискурса / Н. Ф. Алефиренко // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». — 2009. — № 2. — С. 53—61.

2. Антонова Н. А. Педагогический дискурс : речевое поведение учителя на уроке : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.01 / Наталия Александровна Антонова. — Саратов, 2007. — 25 с. 3. Ачилова Е. Л. Особенности функционирования обращений в виртуальной игровой коммуникации / Е. Л. Ачилова, В. П. Ачилова // Вестник Московского государственного областного университета. — Серия : Русская филология. — 2018. — № 3. — С. 17—28. — DOI: 10.18384/2310-7278-2018-3-17-28.

3. Багна И. Типы и функции русского обращения как именования адресата в разных видах словесности : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.01 / Ибрахим Багна. — Москва, 2004. — 24 с.

4. Валгина Н. С. Современный русский язык: Синтаксис / Н. С. Валгина. — Москва : Высшая школа, 2003. — 416 с.

5. Галанова Е. М. Типы обращений в учебном диалоге / Е. М. Галанова, А. И. Гаврин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2022. — Т. 15. — Выпуск 2. — С. 402—406.

6. Гольдин В. Е. Обращение: теоретические проблемы / В. Е. Гольдин. — Москва : URSS, 2009. — 127 с. — ISBN 978-5-397-00801-3.

7. Горошко Е. И. Полиформатный мессенджер как жанр 2.0 (на примере мессенджера мгновенных сообщений telegram) / Е. И. Горошко, Е. А. Землякова // Жанры речи. — 2017. — № 1 (15). — С. 92—100. — DOI: 10.18500/2311-0740-2017-1-15-92-100.

8. Жукова Т. С. Становление новой нормы употребления обращений в регламентированных сферах общения / Т. С. Жукова // Вестник РУДН. — Серия Лингвистика. — 2014. — № 4. — С. 198—215.

9. Ивашкина О. В. Этикетные жанры в речи учителя : автореферат диссертации … кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Олеся Валериевна Ивашкина. — Москва, 2005. — 16 с.

10. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. — Волгоград : Перемена, 2002. — 477 с. — ISBN 5–88234–552–2.

11. Катермина В. В. Манипулятивный потенциал обращений в педагогическом дискурсе / В. В. Катермина // Общество. Интеграция. Образование : Материалы Международной научной конференции. — Резекне : Резекненская технологическая академия, 2017. — Т. 1. — С. 228—237.

12. Кручинина И. Н. Обращение / И. Н. Кручинина // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. — Москва : Советская энциклопедия, 1990. — С. 340.

13. Малашенкова Е. Н. Речевой жанр пожелание в ситуациях асимметричного общения (на материале педагогического дискурса) / Е. Н. Малашенкова // СибСкрипт. — 2023. — Т. 25. — № 1. — С. 55—65.

14. Олешков М. Ю. Моделирование коммуникативного процесса / М. Ю. Олешков. — Нижний Тагил : Нижнетагильская гос. социально-пед. акад., 2006. — 335 с. — ISBN 5-8299-0082-5.

15. Рабенко Т. Г. Речевой жанр «напоминание» в аспекте дискурсивной обусловленности его признаков (на материале виртуального педагогического дискурса) / Т. Г. Рабенко, Э. С. Денисова, А. Д. Чардынцева // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 5. — С. 114—134. —DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-5-114-134.

16. Рабенко Т. Г. Жанр «обещание» как отражение интенциональной и лингвистической организации виртуального педагогического дискурса / Т. Г. Рабенко, Э. С. Денисова // Научный диалог. — 2024. — Т. 13. — № 4. — С. 71—92. — DOI: 10.24224/2227-1295-2024-13-4-71-92.

17. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. — Москва : Высшая школа, 1987. — 399 с.

18. Формановская Н. И. Обращение / Н. И. Формановская // Русский язык в школе. — 1994. — № 3. — С. 84—88.

19. Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). — Москва : Знание, 1989. — 160 с.

20. Черник В. Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.01 / Виктория Борисовна Черник. — Екатеринбург, 2002. — 197 с.

21. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. — Москва : Эдиториал УРСС, 2001. — 620 с. — ISBN 5-8360-0263-0.

22. Шведова Н. Ю. Распространение предложения включением обращения / Н. Ю. Шведова // Русская грамматика : научные труды: в 2-х т. — Москва : Наука, 1980. — Т. 2. — С. 163—166.


Рецензия

Для цитирования:


Рабенко Т.Г., Денисова Э.С., Чардынцева А.Д. Коммуникативно-прагматические свойства обращения в виртуальном педагогическом дискурсе (на материале школьных чатов). Научный диалог. 2024;13(9):149-168. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-9-149-168

For citation:


Rabenko T.G., Denisova E.S., Chardyntseva A.D. Communicative-Pragmatic Properties of Addressing in Virtual Pedagogical Discourse: Insights from School Chats. Nauchnyi dialog. 2024;13(9):149-168. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-9-149-168

Просмотров: 473


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)