Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Арлекинадный гротеск в романе Раймона Кено «Мой друг Пьеро» (1942)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-9-288-302

Аннотация

Статья посвящена исследованию самых загадочных аспектов романа Раймона Кено «Мой друг Пьеро» (1942): не названному в тексте романа преступлению, определившему композицию произведения как детективного романа; сущности «золотого века» — объекту ностальгии персонажей; причине, по которой именно Пьеро стал протагонистом; смыслу названия романа. Установлено, что под «преступлением» подразумевается поджог ЮниПарка — событие, представляющее собой метафорическую параллель к Оккупации Франции в 1940—1944 годах, а «Золотой век» — это и Прекрасная Эпоха (Belle Époque), предшествовавшая Первой и Второй Мировым войнам, и «Золотой Век» из историко-философской концепции Кено. Причина, по которой Пьеро становится главным героем романа, заключается в его архетипичности и знаковости для французских культуры и искусства Прекрасной Эпохи: излюбленный персонаж модернистов, он стал эмблемой художника Нового Времени и воплощением французской творческой элиты. Название романа отсылает читателя к известной французской народной песне, превратившейся в XX веке в колыбельную: «мой друг Пьеро», у которого лирический герой просит перо и свечу во имя любви Бога, — символ надежды и вдохновения в период Оккупации. Авторы статьи также выявляют особенности арлекинадного гротеска в романе: он представляет собой сочетание печального и радостного, высокого и низкого, созидания и разрушения.

Об авторах

О. В. Томберг
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Томберг Ольга Витальевна, доктор филологических наук, заведующий кафедрой германской филологии

Екатеринбург



А. А. Косарева
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Косарева Анна Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональных коммуникаций на иностранных языках

Екатеринбург



Список литературы

1. Горбовская С. Г. Формирование художественного образа «голубой цветок» в мировой литературе XVII—XX вв. : от Жана де Лабрюйера к Раймону Кено / С. Г. Горбовская // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2018. — № 54. — С. 160—181. — DOI: 10.17223/19986645/54/10.

2. Досковская М. С. Двойничество как форма игры в романах Раймона Кено «Голубые цветочки» и «Зази в метро» / М. С. Досковская // Вестник СамГУ. — 2006. — № 10 (2). — С. 105—113.

3. Досковская М. С. Поиски золотого века как художественная доминанта романов Раймона Кено : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.01.03 / М. С. Досковская. — Самара, 2007. — 21 с.

4. Клейменова Н. М. Неологизмы в произведении Р.Кено «Зази вметро» / Н. М.Клейменова, А. Б. Брагина // Филологический аспект. — 2018. — № 4 (36). — С. 190—198.

5. Минасян С. В. Гротескное кодирование отношения к оккупации Франции в первых романах Бориса Виана / С. В. Минасян // Филология : научные исследования. — 2019. — № 2. — С. 168—178. — DOI: 10.7256/2454-0749.2019.2.29401.

6. Bollinger J-C. Raymond Queneau, lecteur de Jules Verne / J-C. Bollinger // Le Bulletin de la Société Jules Verne. — 2018. — № 197. — Pp. 44—49.

7. Duncan D. The Oulipo and Modern Thought / D. Duncan. — Oxford : Oxford University Press, 2019. — 192 p. — ISBN 0192567438.

8. Gosling J. P. Raymon Queneau’s Dubliners : Bewildered by Excess of Love / J. P. Gosling. — Cambridge : Cambridge Scholars Publishing, 2019. — 241 p. — ISBN 1527539903.

9. Green M. The Triumph of Pierrot : the Commedia dell’Arte and the Modern Imagination. The United States of America / M. Green, J. Swan. — Pennsylvania : Penn State University Press, 1993. — 309 p. — ISBN 002-545420.

10. Hale J. A. The Lyric Encyclopedia of Raymond Queneau / J. A. Hale. — Ann Arbor : University of Michigan Press, 1989. — 189 p. — ISBN 0472101277.

11. Kay S. Short History of French Literature / S. Kay, T. Cave, M. A. Bowie. — Oxford : Oxford University Press, 2003. — 344 p. — ISBN 0191516228.

12. Maitre M-J. The Yijing as Inspiration in Raymond Queneau’s Morale Élémentaire III (1975) : An Intermingling of the Particular and the Universal / M-J. Maitre // Literature and Theology. — 2023. — № 37 (2). — Pp. 181—191.

13. McAuliffe S. Black Dust : Raymond Queneau and The Encyclopedia of the Inexact Sciences / S. McAuliffe // Paragraph. — 2019. — № 42 (2). — Pp. 154—169.

14. Mercier V. The New Novel From Queneau to Pinget / V. Mercier. — New York : Farrar, Straus and Giroux, 1971. — 432 p. — ISBN 0374221650.

15. Moody A. The Art of Hunger : Aesthetic Autonomy and the Afterlives of Modernism / A. Moody. — Oxford : Oxford University Press, 2018. — 256 p. — ISBN 0192564072.

16. Servant B. Légèreté pensive et énergie Romanesque : Italo Calvino, Iris Murdoch et Raymond Queneau / B. Servant // French Studies. — 2024. — № 3 (78). —Pp. 541—542.

17. Sheringham M. Raymond Queneau : The Lure of the Spiritual / M. Sheringham // Perpetual Motion : Studies in French Poetry from Surrealism to the Postmodern. — Cambridge : Legenda, 2017. — Vol. 2. — Pp. 186—97. — ISBN 9781781884799.

18. Shorley C. Queneau’s Fiction : An Introductory Study / C. Shorley. — Cambridge : Cambridge University Press, 1985. — 248 p. — ISBN 0521303974.

19. Solecki S. Raymond Queneau : How a Restless Surrealist and Future Pataphysician Resurrected the Etruscans in The Bark Tree (1933) / S. Solecki // The Etruscans in the Modern Imagination. — Kingston : McGill-Queen’s University Press, 2022. — Pp. 192—98. — ISBN 9780228015765.

20. Spotts F. The Shameful Peace : How French Artists and Intellectuals Survived the Nazi Occupation / F. Spotts. — New Haven : Yale University Press, 2008. — 304 p. — ISBN 0300142374.

21. Storey R. F. Pierrots on the stage of desire : nineteenth-century French literary artists and the comic pantomime / R. F. Storey. — Princeton : Princeton University Press, 1985. — 351 p. — ISBN 0691066280.

22. Stump J. Naming and Forgetting in Queneau’s Pierrot mon ami / J. Stump // The International Fiction Review. — 1993. — № 20 (2). — Pp. 112—119.


Рецензия

Для цитирования:


Томберг О.В., Косарева А.А. Арлекинадный гротеск в романе Раймона Кено «Мой друг Пьеро» (1942). Научный диалог. 2024;13(9):288-302. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-9-288-302

For citation:


Tomberg O.V., Kosareva A.A. Harlequinade Grotesque in Raymond Queneau’s Novel “My Friend Pierrot” (1942). Nauchnyi dialog. 2024;13(9):288-302. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-9-288-302

Просмотров: 474


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)