Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Прагматика взаимодействия пользователя с научной статьёй в Интернете

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-167-187

Аннотация

Современные реалии академической сферы обусловливают переход научной коммуникации в электронную среду. В статье представлено исследование особенностей восприятия научного интернет-текста учеными и принципов фактического взаимодействия с ним. Задача исследования — установить, как читатель научной статьи в Интернете обращается с аффордансами (интерактивными элементами) и какими прагматическими факторами обусловлена специфика этого взаимодействия. Для этого проведены опрос, эксперимент по чтению в интернете научной статьи с аффордансами и анализ полуструктурированных интервью с респондентами целевой выборки. Выяснено, что характер взаимодействия с аффордансами в научном тексте в Интернете определяется двумя типами прагматических факторов: внутренними, то есть обусловленными прагматикой личности самого респондента, и внешними, то есть связанными с условиями чтения. В число внутренних прагматических факторов входят технологический и научный опыт реципиента, задачи реципиента при чтении, его физические потребности и возможности. Внешние прагматические факторы включают ситуацию чтения, технические возможности устройства для чтения, а также свойства самих аффордансов. Предложенное деление имеет условный характер, и на практике перечисленные факторы взаимосвязаны и нередко обусловливают друг друга и поведение реципиента по отношению к аффордансам. В перспективе для изучения прагматики производства и рецепции аффордансов необходимо применение количественных методов.

Об авторе

Т. В. Дубровская
Белгородский государственный национальный исследовательский университет ; Пензенский государственный университет
Россия

Дубровская Татьяна Викторовна, доктор филологических наук, профессор, кафедра коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью; кафедра иностранных языков и профессиональных коммуникаций

Белгород; Пенза



Список литературы

1. Анимация и видео в научной публикации / М. М. Горбунов-Посадов [и др.]. — Москва : Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша, 2014. — 32 с.

2. Антопольский А. Б. Научная информация и цифровое пространство знаний : постановка задачи для России / А. Б. Антопольский // Наука и научная информация. — 2020. — Т. 3. — № 1. — С. 8–17. — DOI: https://doi.org/10.24108/2658-3143-2020-3-1-8–17.

3. Горбунова А. С. Соответствие новых научных платформ формальным требованиям, предъявляемым к научным публикациям / А. С. Горбунова, И. И. Засурский, Н. Д. Трищенко // Наука и научная информация. — 2020. — № 3 (2—3). — С. 207— 218. — DOI: https://doi.org/10.24108/2658-3143-2020-3-2-3-207-218.

4. Горошко Е. И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете : попытка рефлексии / Е. И. Горошко // Жанры речи. — Саратов : Наука, 2009. — С. 11—127.

5. Демидова М. В. Новые формы мультимедийных произведений как продолжение творческих экспериментов искусства начала ХХ века / М. В. Демидова // Культура и технологии. — 2024. — Т. 9. — Выпуск 1. — С. 1—14. — DOI: https://doi.org/10.17586/2587-800X-2024-9-1-1-14.

6. Дубровская Т. В. «Заходишь на Киберленинку, скачиваешь в PDF…» : современные технологии и практики взаимодействия читателя с научным текстом в условиях медиа / Т. В. Дубровская // Предъявление научного знания в диалоге медиа : контексты, технологии и языковые техники (Серия «Язык в координатах массмедиа»). — Санкт-Петербург : Медиапапир, 2023. — С. 181—191. — ISBN 978-5-00110-394-3.

7. Иваницкая Е. В. Научный журнал как основа профессиональной коммуникации : проблемы современного развития / Е. В. Иваницкая // Наука и научная информация. — 2020. — Т. 3. — № 1. — С. 85—96. — DOI: https://doi.org/10.24108/2658-3143-2020-3-1-85-96.

8. Иванов П. К. Интерперсональный потенциал поликодовых текстов современной интернет-коммуникации / П. К. Иванов, П. А. Катышев // Культура и текст. — 2021. — № 4 (47). — С. 253—266. — DOI: https://doi.org/10.37386/2305–4077–2021–4–253–266.

9. Ионина А. А. Лингвистика электронного текста — перспективное направление современной науки о языке / А. А. Ионина // Три «Л» в парадигме современного гуманитарного знания : лингвистика, литературоведение, лингводидактика. — Москва : Московский городской педагогический университет, 2018. — С. 37—41.

10. Карамалак О. А. Письменная коммуникация как среда интерактивных взаимодействий / О. А. Карамалак // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 4 (22). — C. 77—80.

11. Кириллова О. В. Как оформить статью и научный журнал в целом для корректного индексирования в международных наукометрических базах данных / О. В. Кириллова // Научный редактор и издатель. — 2018. — № 3 (1—2). — С. 52—72.

12. Кожемякин Е. А. Жанр научной статьи в Интернете : структурно-семиотическая трансформация / Е. А. Кожемякин, Т. В. Дубровская // Жанры речи. — 2024. — Т. 19. — № 1 (41). — С. 66—78. — DOI: 10.18500/2311-0740-2024-19-1-41-66-78.

13. Медведева А. Р. Аффордансы интерфейса культурно-просветительской журналистики (на примере сайта «Арзамас») / А. Р. Медведева // Знак : проблемное поле медиаобразования. — 2021. — № 2 (40). — С. 115—120. — DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10213

14. Полонский А. В. Научный текст в условиях сетевой публичности / А. В. Полонский // Предъявление научного знания в диалоге медиа : контексты, технологии и языковые техники (Серия «Язык в координатах массмедиа»). — Санкт-Петербург : Медиапапир, 2023. — С. 155—167. — ISBN 978-5-00110-394-3.

15. Рецепция научного интернет-текста : экспериментальное исследование / А. В. Белоедова, Т. В. Дубровская, Е. А. Кожемякин, Я. И. Тяжлов // Неофилология. — 2023. — Т. 9. — № 4. — С. 940—958. — DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-940-958.

16. Самарцев О. Р. Структурные и семиотические особенности виртуального нарратива в иммерсивных проектах РИА.LAB / О. Р. Самарцев, В. М. Латенкова, Н. А. Слепцов // Вестник РУДН. Серия : Литературоведение. Журналистика. — 2022. — Т. 27. — № 2. — С. 414—424. — DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-2-414-424.

17. Сильничая А. В. Сайт научного журнала глазами пользователя / А. В. Сильничая, Д. И. Трушков, А. Волкова, М. С. Коняев // Научный редактор и издатель. — 2024. — № 1 (Suppl.2). — С. 2S72—2S87. — DOI: https://doi.org/10.24069/SEP-24-18.

18. Синенко П. Д. Роль аффордансов в российском массмедийном дискурсе о семье / П. Д. Синенко, В. В. Богуславская // Вестник ВГУ. Серия : Филология. Журналистика. — 2024. — № 2. — С. 145—149.

19. Сморгунов Л. В. Институты доступности цифровых платформ и государственная управляемость / Л. В. Сморгунов // Южно-российский журнал социальных наук. — 2020. — Т. 21. — № 3. — С. 6—19. — DOI: https://doi.org/10.31429/26190567-21-3-6-19.

20. Gernsbacher M. A. Internet-based communication / M. A. Gernsbacher // Discourse Processes. — 2014. — № 51. — Pp. 359—373. — DOI: https://doi.org/10.1080/0163853X.2014.916174.

21. Gibson J. J. The ecological approach to visual perception / J. J. Gibson. — Boston : Hough-Miffin, 1979. — 332 p. — ISBN 0-89859-959-8.

22. Lanctot A. Measurement of perceived importance and urgency of email : an employees’ perspective / A. Lanctot, L. Duxbury // Journal of Computer-Mediated Communication. — 2022. — Vol. 27. — Issue 2. — Pp. 87—93. — DOI: https://doi.org/10.1093/jcmc/zmac001.

23. Macedo-Rouet M. Students’ performance and satisfaction with Web vs. paper-based practice quizzes and lecture notes / M. Macedo-Rouet, M. Ney, S. Charles, G. Lallich-Boidin // Computers & Education. — 2009. — № 53. — Pp. 375—384. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2009.02.013.

24. Maher D. Using the multimodal affordances of the interactive whiteboard to support students’ understanding of texts / D. Maher // Learning, Media and Technology. — 2011. — Vol. 36. — № 3. — Pp. 235—250. — DOI: https://doi.org/10.1080/17439884.2010.536553.

25. McCulloch G. Because Internet. Understanding the new rules of language / G. McCulloch. — New York : Riverhead books, 2019. — 336 p. — ISBN 9780735210936.

26. Postolovski N. What is the most underrated word in Web design? [Electronic resource] / N. Postolovski. Access mode : https://www.smashingmagazine.com/2014/06/affordance-most-underrated-word-in-web-design/ (accessed 31.10.2024).

27. Sareh P. The form-affordance-function (FAF) triangle of design / P. Sareh, G. Loudon // International Journal on Interactive Design and Manufacturing (IJIDeM). — 2024. — Vol. 18. — Pp. 997—1017. — DOI: https://doi.org/10.1007/s12008-023-01648-3.

28. Tong P. From teacher-intended to learner-actualised affordances in a WeChat-Supported mobile Chinese language learning environment / P. Tong, I. S. An, Y. Zhou // System. — 2024. — Vol. 126. — Pp. 103459. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2024.103459.


Рецензия

Для цитирования:


Дубровская Т.В. Прагматика взаимодействия пользователя с научной статьёй в Интернете. Научный диалог. 2024;13(10):167-187. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-167-187

For citation:


Dubrovskaya T.V. Pragmatics of User Interaction with Scientific Internet Articles. Nauchnyi dialog. 2024;13(10):167-187. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-167-187

Просмотров: 614


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)