Образовательный ландшафт в медиапространстве: методология картирования и описания
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-188-207
Аннотация
Статья посвящена появлению в медиапространстве новых платформ-агрегаторов, где представлены витрины образовательных курсов и программ разного уровня. Цель статьи — выявление специфики методологии картирования образовательного ландшафта в медиапространстве на глобальном, национальном и локальном уровнях в контексте вопросов изучения экосистемы образования взрослых. Теоретической рамкой выступил экосистемный подход к образованию, использованы методы качественного контент-анализа, сравнения, сопоставления. Анализ методологии картирования проводился на основе выделенных авторами метрик, представленных в научных источниках, аналитических докладах, раскрывающих специфику современного образовательного ландшафта, его репрезентацию в медиапространстве. Образовательный ландшафт рассмотрен как сложный социокультурный феномен. Выделены общие и специфические принципы его медиакартирования с учетом разных масштабов, общим принципом является сочетание восходящей и нисходящей стратегий сбора и анализа данных. Современный образовательный ландшафт описан с учетом разнообразия экосистемных связей. Авторы показывают потенциал методологии и подчеркивают, что медиакартирование образовательного ландшафта позволяет выделить ключевых провайдеров, проложить маршруты для обучения взрослых, синхронизировать спрос и предложение навыков на рынке труда.
Ключевые слова
Об авторах
М. Н. КичероваРоссия
Кичерова Марина Николаевна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра общей и экономической социологии
Тюмень
М. Ю. Семёнов
Россия
Семёнов Максим Юрьевич, кандидат социологических наук, доцент, кафедра общей и экономической социологии
Тюмень
И. С. Трифонова
Россия
Трифонова Ирина Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент, Центр иностранных языков и коммуникативных технологий
Тюмень
Список литературы
1. Бектина Г. Ю. Образовательный ландшафт как концепция философии образования / Г. Ю. Бектина // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе Учредители : Общество с ограниченной ответственностью» Научно-информационный центр» Интернум». — 2022. — № 36. — С. 190—193.
2. Бояринов Д. Образовательные ландшафты в контексте информационного образовательного пространства / Д. Бояринов // SOCIETY. INTEGRATION. EDUCATION. Proceedings of the International Scientific Conference. Vol. V, May 28th-29th, 2021. Сovid-19 impact on education information technologies in education innovation in language education. Rēzeknes. — 2021. — Pp. 295—307. — DOI: 10.17770/sie2021vol5.6445.
3. Воякина Е. Ю. Дискурсивные практики интернет-коммуникации в свете лингвистических исследований : системный обзор / Е. Ю. Воякина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2022. — Т. 15. — Выпуск 11. — С. 3469—3479. — DOI: 10.30853/phil20220590.
4. Дементьева К. В. Медиакоммуникации региона в условиях глобализации и глокализации информационного пространства (на примере СМИ Республики Мордовия) / К. В. Дементьева // Научный диалог. — 2020. — № 8. — С. 200—214. — DOI: 10.24224/2227-1295-2020-8-200-214.
5. Демьянков В. З. Лингвокреативность в дискурсах разных типов : Пределы и возможности : коллективная монография / В. З. Демьянков, Е. В. Захаркив, М. И. Киосе [и др.]. — Москва : Р. Валент, 2021. — 564 с. — ISBN 978-5-93439-625-2.
6. Карасик В. И. Жанры сетевого дискурса / В. И. Карасик // Жанры речи. — 2019. — № 1 (21). — С. 49—55.
7. Карасик В. И. Профессиональный дискурс в цифровую эпоху / В. И. Карасик // В сборнике : Дискурсивные практики в цифровую эпоху : традиции и инновации. сборник статей по материалам Международной научной конференции. — Нижний Новгород : Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2024. — С. 110—120. — ISBN 978-5-91326-908-9.
8. Кичерова М. Н. Принципы экосистемного подхода : возможности для моделирования образовательной экосистемы / М. Н. Кичерова, И. С. Трифонова // Science for Education Today. — 2023. — Т. 13. — № 3. — С. 45—72. — DOI: 10.15293/2658-6762.2303.03.
9. Коломиец В. П. Концептуализация медиакоммуникации / В. П. Коломиец // Медиаскоп. — 2019. — Выпуск 4. — С. 2. — DOI: 10.30547/mediascope.4.2019.2.
10. Никонова Е. А. Дискурсивная практика и коммуникативная стратегия : эклектика vs полипарадигматизм? / Е. А. Никонова // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 6. — С. 123—139. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-6-123-139.
11. Осиповская Е. А. Tренды образовательных технологий в России и мире в 2020 г. : анализ поисковых запросов в Google Trends / Е. А. Осиповская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Информатизация образования. — 2021. — Т. 18. — № 4. — С. 291—304. — DOI: 10.22363/2312-8631021-18-4-291-304.
12. Семенов М. Ю. Экосистема образования взрослых : конструирование терминологического поля и междисциплинарного тезауруса / М. Ю. Семенов, М. Н. Кичерова, И. С. Трифонова // Образование и наука. — 2024. — Т. 26. — № 3. — С. 12—39. — DOI: 10.17853/1994-5639-2024-3-12-39.
13. Скалабан И. А. Образы поселений : карта как соучастие / И. А. Скалабан // Ценности и смыслы. — 2015. — № 1 (35). — С. 38—51.
14. Томасова Д. А. Образовательные экосистемы : традиционные и нетрадиционные акторы в развитии территорий / Д. А. Томасова, Т. Е. Хавенсон, Д. О. Королева // Города будущего: пространственное развитие, соучаствующее управление и творческие индустрии. — 2021. — С. 349—373.
15. Шилина М. Г. Медиатизация в контексте глобального кризиса : темпоральность как модальность исследования / М. Г. Шилина // Российская школа связей с общественностью. — 2022. — № 24. — С. 45—57.
16. Штейман М. С. Тренды современной медиаиндустрии : мобильные приложения как новый формат СМИ / М. С. Штейман, О. А. Харитонов, Н. В. Зайцева // Научный диалог. — 2024. — Т. 13. — № 2. — С. 245—267. — DOI: 10.24224/2227-1295-2024-13-2-245-267.
17. Adner R. Ecosystem as structure : An actionable construct for strategy / R. Adner // Journal of management. — 2017. — Vol. 43. — № 1. — Pp. 39—58. — DOI: 10.1177/0149206316678451.
18. Aguillo I. F. Webometric ranking of world universities : Introduction, methodology, and future developments / I. F. Aguillo, J. L. Ortega, M. Fernández // Higher education in Europe. — 2008. — Vol. 33. — № 2—3. — Pp. 233—244. — DOI: 10.1080/03797720802254031.
19. A review of the ecosystem concept—Towards coherent ecosystem design / M. Tsujimoto, Y. Kajikawa, J. Tomita, Y. Matsumoto // Technological forecasting and social change. — 2018. — Vol. 136. — Pp. 49—58. — DOI: 10.1016/j.techfore.2017.06.032.
20. Couldry N. MediaSpace : Place, scale and culture in a media age / A. Couldry, A. McCarthy. — London : Routledge, 2004. — 342 p. — ISBN 9780415291750.
21. De Souza Rodrigues M. A. An exploration of eLearning adoption in the educational ecosystem / M. A. de Souza Rodrigues, P. Chimenti, A. R. R. Nogueira // Education and Information Technologies. — 2021. — Vol. 26. — № 1. — Pp. 585—615. — DOI: 10.1007/s10639-020-10276-3.
22. Gee J. P. An introduction to discourse analysis : Theory and method / J. P. Gee. — London : Routledge, 2014. — 225 p.
23. Handford M. The Routledge handbook of discourse analysis / M. Handford, J. P. Gee. — London : Routledge, 2023. — 672 p. — ISBN 9780367473839.
24. Media space as an element of the digital educational ecosystem / O. A. Dubrova, J. M. Tsarapkina, A. A. Oshkina, J. O. Baikina, V. A. Ivanov // Revista Eduweb. — 2021. — Vol. 15. — № 1. — Pp. 134—144. — DOI: 10.46502/issn.1856-7576/2021.15.01.12.
25. Ortega J. L. Mapping world-class universities on the web / J. L. Ortega, I. F. Aguillo // Information Processing & Management. — 2009. — Vol. 45. — № 2. — Pp. 272—279. — DOI: 10.1016/j.ipm.2008.10.001.
26. Tannen D. The handbook of discourse analysis / D. Tannen, H. E. Hamilton, D. Schiffrin. — Hoboken : John Wiley & Sons, 2015. — 874 p.
27. Williamson B. Meta-edtech / B. Williamson // Learning, Media and Technology. — 2021. — Vol. 46. — № 1. — Pp. 1—5. — DOI: 10.1080/17439884.2021.1876089.
Рецензия
Для цитирования:
Кичерова М.Н., Семёнов М.Ю., Трифонова И.С. Образовательный ландшафт в медиапространстве: методология картирования и описания. Научный диалог. 2024;13(10):188-207. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-188-207
For citation:
Kicherova M.N., Semenov M.Yu., Trifonova I.S. Educational Landscape in Media Space: Methodology of Mapping and Description. Nauchnyi dialog. 2024;13(10):188-207. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-188-207