Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Элементы продвигающего дискурса в аннотации англоязычной академической статьи

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-230-250

Аннотация

Статья посвящена выявлению элементов продвигающего дискурса в текстах англоязычных аннотаций. Исследовательский корпус включает десять аннотаций к высокоцитируемым статьям из журнала «Journal of Linguistics». Показано, что на лексическом уровне продвигающий аспект представлен узконаучными терминами и отсылками к экспериментальному характеру исследования. Установлено, что грамматические особенности аннотации реализуются глаголами активного действия, настоящим временем, сочетанием активного и пассивного залогов, местоимением we, с помощью которого авторы конструируют диалог с читателем, а также степенью сравнения имени прилагательного. Выявлено, что предложения аннотации сложные, содержат уточняющую информацию. Отмечается, что в аннотациях вводятся параллельные конструкции и перечисления — приемы экспрессивного синтаксиса, способствующие усилению значимости результатов исследования. На лингвопрагматическом уровне выделены ссылки на источники, количественные данные, контекстуализация исследования и противопоставление. Указанные приемы интерпретируются как нацеленные на репрезентацию определенных свойств научной работы: высокую значимость, масштабность, надежность, преодоление неполноты предшествующих исследований коллег. Сделан вывод о том, что продвигающие особенности аннотации могут быть выражены импликативно, однако, как и подобает продвигающему тексту, направлены на привлечение внимание к исследованию и личности автора.

Об авторе

И. П. Хутыз
Кубанский государственный университет
Россия

Хутыз Ирина Павловна, доктор филологических наук, профессор, кафедра прикладной лингвистики и новых информационных технологий

Краснодар



Список литературы

1. Бондаренко И. В. Лингвопрагматический анализ синтаксических средств экспрессивности в английском политическом тексте / И. В. Бондаренко // Вестник марийского государственного университета. — 2019. — № 13 (3). — С. 418—425. — DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-418-425.

2. Грибанова Т. И. Хеджирование в различных типах дискурса / Т. И. Грибанова // Вопросы прикладной лингвистики. — 2019. — № 35. — С. 7—24. — DOI: 10.25076/vpl.35.01.

3. Зоидзе Э. А. Текст на обложке книги : о сущности жанра аннотации / Э. А. Зоидзе // Научный диалог. — 2024. — № 2 (13). — С. 73—95. — DOI: 10.24224/2227-1295-2024-13-2-73-95.

4. Косычева М. А. Аннотация исследовательской статьи : стратегии построения и оптимизации / М. А. Косычева, Е. В. Тихонова // Health, Food & Biotechnology. — 2022. — № 4 (1). — С. 6—15. — DOI: 10.36107/hfb.2022.i1.s135.

5. Нужнова Е. Е. Стратегия аргументации в научном дискурсе / Е. Е. Нужнова, Т. Б. Бабаева, Н. В. Жуковская // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. — 2019. — № 2. — С. 57—64. — DOI: 10.15593/2224-9389/2019.2.5.

6. Пономаренко Е. В. Динамико-системные свойства глаголов коммуникации в английском деловом дискурсе / Е. В. Пономаренко, Г. А. Паршутина // Вестник СамГУ. — 2015. — № 1 (123). — С. 98—103.

7. Силкина О. М. Аннотация как жанр научного дискурса / О. М. Силкина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». — 2018. — № 3 (15). — С. 70—76. — DOI: 10.14529/ling180312.

8. Удвойте силу контента с помощью активных глаголов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://lpgenerator.ru/blog/2015/09/24/udvojte-silu-kontenta-s-pomoshyuaktivnyh-glagolov/ (дата обращения 12.10.2024).

9. Хутыз И. П. Кросс-культурная специфика цитирования как средства расширения пространства диалога в академическом дискурсе / И. П. Хутыз // Terra Linguistica. — 2023. — № 14 (4). — С. 130—141. — DOI: 10.18721/JHSS.14410.

10. Хутыз И. П. Особенности конструирования англоязычного мотивационного дискурса : уровень грамматики / И. П. Хутыз // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. «Филология. Теория языка. Языковое образование». — 2022. — № 45 (1). — С. 100—112. — DOI: 10.25688/2076-913X.2022.45.1.11.

11. Afros E. Promotional (meta)discourse in research articles in language and literary studies / E. Afros, C. F. Schryer // English for Specific Purposes. — 2009. — № 28 (1). — Pp. 58—68. — DOI: 10.1016/j.esp.2008.09.001.

12. Berg T. Gender marking in the first-person singular : A case of paradigm (in)consistency / T. Berg // Journal of Linguistics. Published online. — 2023. — Pp. 1—35. — DOI: 10.1017/S0022226723000191.

13. Bhatia V. K. Generic patterns in promotional discourse / V. K. Bhatia // Persuasion Across Genres : A Linguistic Approach. — Amsterdam : John Benjamins Publishing Company, 2005. — Pp. 213—228.

14. Bîlbîie G. Factivity and complementizer omission in English embedded gapping / G. Bîlbîie, I. De La Fuente, A. Abeillé // Journal of Linguistics. — 2023. — № 59 (2). — Pp. 389—426. — DOI: 10.1017/S0022226722000445.

15. Espinal M. T. A syntactically-driven approach to indefiniteness, specificity and anti-specificity in Romance / M. T. Espinal, S. Cyrino // Journal of Linguistics. — 2022. — № 58 (3). — Pp. 535—570. — DOI:10.1017/S002222672100030X.

16. Fairclough N. Critical discourse analysis : The critical study of language / N. Fairclough. — London, New York : Longman, 1995. — 270 p.

17. Galaidin A. A genre analysis of research article abstracts in linguistics and engineering : a cross-disciplinary study based on a contrastive analysis of micro structures / A. Galaidin // Language — Culture — Politics. — 2021. — Vol. 1. — Pp. 47—56. — DOI: 10.54515/lcp.2021.1.47-56.

18. Ghubin B. A. Role of dynamic and stative verbs in two English ballads : a comparative study / B. A. Ghubin // Review of International Geographical Education. — 2021. — № 11 (11). — Pp. 139—149.

19. Giering M. E. The promotional discourse in scientific popularization articles for young readers / M. E. Giering // Bakhtiniana. — 2016. — № 11 (2). — Pp. 57—75. — DOI: 10.1590/2176-457323516.

20. Graetz N. Teaching EFL students to extract structural information from abstracts / N. Graetz // Reading for Professional Purposes : Methods and Materials in Teaching Languages. — Leuven : ACCO, 1985. — Pp. 123—135.

21. Hartmann S. Attack of the snowclones : A corpus-based analysis of extravagant formulaic patterns / S. Hartmann, T. Ungerer // Journal of Linguistics. Published online. — 2023. — Pp. 1—36. — DOI:10.1017/S0022226723000117.

22. Jiang F. Review of abstracts in academic discourse : variation and change / F. Jiang // System. — 2016. — № 56. — Pp. 143—144. — DOI: 10.1016/j.system.2015.12.005.

23. Junge Ch. Doing things with lists — enumeration in Arabic prose / Ch. Junge // Journal of Arabic Literature. — 2019. — № 50. — Pp. 278—297. — DOI: 10.1163/1570064x-12341388.

24. Lee P. How math makes cents : the marketization of mathematics education discourse [PhD Thesis] / P. Lee. — Burnaby, BC : Simon Fraser University, 2023. — 190 p.

25. Lieber R. The semantics of conversion nouns and -ing nominalizations : A quantitative and theoretical perspective / R. Lieber, I. Plag // Journal of Linguistics. — 2022. — № 58 (2). — Pp. 307—343. — DOI: 10.1017/S0022226721000311.

26. Melnichuck O. Enumeration as a semantic-syntactic strategy of fictional discourse : a case study of French fiction / O. Melnichuck // Karadeniz Uluslararası Bilimsel Dergi. — 2013. — № 19. ― Pp. 56―62.

27. Nagano A. Affixal rivalry and its purely semantic resolution among English derived adjectives / A. Nagano // Journal of Linguistics. — 2023. — № 59 (3). — Pp. 499―530. — DOI: 10.1017/S0022226722000147.

28. Obeng B. Variations in rhetorical moves and metadiscourse elements in conference abstracts : a genre analysis / B. Obeng, A. A. Wornyo, Ch. Hammond // European Journal of Applied Linguistics Studies. — 2023. — Vol. 6 (1). — Pp. 126―148. — DOI: 10.46827/ejals.v6i1.421.

29. Parallelism and its Importance in Academic Writing [Electronic resource]. — Access mode : https://www.econtentpro.com/blog/parallelism-and-its-importance-in-academicwriting/347 (accessed 2.10.2024).

30. Peng H. Promotional language and the adoption of innovative ideas in science / H. Peng, H. S. Qiu, H. B. Fosse, B. Uzzi // PNAS. — 2024. — № 25. — Vol. 121. — Pp. 1―9. — DOI: 10.1073/pnas.2320066121.

31. Quirk R.AGrammar of Contemporary English / R. Quirk, S. Greenbaum, G. N. Leech, J. Startvik. 14th ed. — Essex : Longman Group Limited, 1985. — 190 p.

32. Schwartz G. All TRs are not created equal : L1 and L2 perception of English cluster affrication / G. Schwartz // Journal of Linguistics. — 2023. — № 59 (3). — Pp. 623—654. — DOI: 10.1017/S0022226722000275.

33. Spouse J. Gender asymmetries in ellipsis : An experimental comparison of markedness and frequency accounts in English / J. Spouse, T. Messick, J. D. Bobaljik // Journal of Linguistics. — 2022. — № 58 (2). — Pp. 345—379. — DOI: 10.1017/S0022226721000323.

34. Stašková J. Promotional genres of academic discourse / J. Stašková // Language, literature and culture in a changing translatlantic world. — 2013. — № 2. — Pp. 176—187.

35. Van Der Klis M. A multilingual corpus study of the competition between past and perfect in narrative discourse / M. Van Der Klis, B. Le Bruyn, H. De Swart // Journal of Linguistics. — 2022. — № 58 (2). — Pp. 423—457. — DOI: 10.1017/S0022226721000244.

36. Villa-García J. Recomplementation as a paratactic phenomenon : Evidence from Spanish and English / J. Villa-Garcia, D. Ott // Journal of Linguistics. — 2024. — № 60 (1). — Pp. 213—244. — DOI: 10.1017/S0022226722000433.

37. Watling C. The power of parallel structure / C. Watling // Perspectives on Medical Education. — 2015. — № 4 (6). — Pp. 329—330. — DOI: 10.1007/s40037-015-0227-3.

38. Wijaya L. E. Rhetorical moves of research article abstracts : а comparative study of national and international journals / L. E. Wijaya, P. Ardi // Research Result. Theoretical and Applied Linguistics. — 2022. — № 8 (1). — Pp. 135—149. — DOI: 10.18413/2313- 8912-2022-8- 1-0-9.

39. Wróblewska M. N. Research impact evaluation and academic discourse / M. N. Wró- blewska // Humanities & Social Sciences Communications. — 2021. — № 8 (58). — Pp. 1—12. — DOI: 10.1057/s41599-021-00727-8.


Рецензия

Для цитирования:


Хутыз И.П. Элементы продвигающего дискурса в аннотации англоязычной академической статьи. Научный диалог. 2024;13(10):230-251. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-230-250

For citation:


Khoutyz I.P. Elements of Promotional Discourse in English-Language Academic Abstracts. Nauchnyi dialog. 2024;13(10):230-251. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-230-250

Просмотров: 666


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)