Избыток чувственности: поэтика гротеска в пьесах Нины Садур
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-292-309
Аннотация
Рассматривается поэтика гротеска в пьесах Нины Садур. Материалы включают в себя драматические сборники «Чудная баба» и «Обморок», серию интервью и её статьи о творчестве. Отмечается, что поэтика гротеска соотносится с творческой целью писателя — стимулирование индивидуальной чувственности и усиление эстетической способности восприятия мира и жизни посредством драматического искусства. В статье анализируются богатые гротескные образы, которые разрушают когнитивную инерцию и раскрывают тайное существование множественных миров. Выявляются символические функции человеческого тела. Проанализированы персонажи, у которых имеются психические аномалии и связанные с ними странные действия как способы создания собственного ритуально-мифологического хронотопа и формирования гротескного трагикомического эффекта на уровне симбиоза и смешения двух театральных хронотопов. Доказано, что Нина Садур своеобразной художественной поэтикой, идущей вразрез с разумом и научностью, создает в театре мистический мир, существующий вне настоящего мира, выражает альтернативную загадочную психологическую правду. В этих поэтических моментах заключаются мистические дуалистические опыты гротескной эстетики пьес Садур. Автор статьи делает вывод, что поэтика гротеска коренится в столкновении природного инстинкта Нины Садур с реальностью её жизни и соответствует творческому стремлению к восстановлению и возвышению чувственности индивидуума.
Список литературы
1. Бахтин М. М. Собрание сочинений. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965). «Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)» (1940, 1970). Комментарии и приложение / М. М. Бахтин. — Москва : Языки славянских культур, 2010. — Т. 4 (2). — 752 с. — ISBN 978-5-9551-0326-6.
2. Ван Лидань. Исследование современной русской драмы( 1991—2012 / Ван Лидань, Ли Жуэйлянь. — Пекин : Центральное издательство по компиляции и переводу, 2016. — 379 с. — ISBN 9787511730954 (王丽丹, 李瑞莲.《当代俄罗斯戏剧文学研究 ( 1991—2012)》 . — 北京: 中央编译出版社, 2016年. — 共379页.) .
3. Воробьёва Т. Л. Поэтика пьесы Нины Садур «Чудная Баба» : мистико-мифологические мотивы и образы / Т. Л. Воробьёва // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2015. — № 3 (35). — С. 152—163.
4. Гончарова-Грабовская С. Я. Комедия в русской драматургии конца ХХ — начала ХХI века / С. Я. Гончарова-Грабовская. — Москва : Флинта, Наука, 2008. — 278 с. — ISBN 9785893498134.
5. Громова М. И. В поисках современной пьесы / М. И. Громова // Литература в школе. — 1996. — № 3. — С. 74—75.
6. Громова М. И. Русская драматургия конца ХХ — начала ХХI века / М. И. Громова. — Москва : Флинта, Наука, 2009. — 368 с. — ISBN 9785893497779.
7. Данилова И. Л. Модерн-постмодерн? о процессах развития драматургии 90-х годов. / И. Л. Данилова. — Казань : Фэн, 1999. — 96 с. — ISBN 575440140Х.
8. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Повести и рассказы : 1862—1866 / Ф. М. Достоевский. — Ленинград : Наука, 1973. — Т. 5. — 407 с.
9. Кайзер В. Гротеск в искусстве и литературе / В. Кайзер. — Сиань : Хуаюуэй издательство литературы и искусства, 1987. — 227 с(沃尔夫冈·凯泽尔.《美人与野兽—— 文学艺术中的怪诞》 , — 西安: 华岳文艺出版社, 1987年. — 共227页.) .
10. Климова Т. Ю. Эстетическая категория ужасного в «гоголевском» тексте Н. Садур / Т. Ю. Климова, Г. А. Симон // Филология и культура. — 2011. — № 1 (23). — С. 253—258.
11. Кононенко О. А. Русская драматургия конца ХХ в. / О. А. Кононенко // Вестник Московского Университета. Серия 9. Филология. — 2003. — № 2. — С. 163—169.
12. Лейдерман Н. Л. Современная русская литература : 1950—1990-е гг. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. — Москва : Академия, 2003. — Т. 2. — 688 с. — ISBN 576951454Х.
13. Мейерхольд В. Э. Амплуа актёра / В. Э. Мейерхольд. — Москва : Издание государственных высших режиссерских мастерских, 1922. — 16 с.
14. Мейерхольд В. Э. Лекции : 1918—1919 / В. Э. Мейерхольд. — Москва : О.Г.И., 2001. — 280 с. — ISBN 5900241101.
15. Пашкина Н. Магия творчества / Н. Пашкина // Современная драматургия. — 1990. — № 3. — С. 245—247.
16. Садур Н. Н. «...Искусство — дело волчье» : интервью берёт Марина Заболотняя / Н. Н. Садур, М. Заболотняя // Петербургский театральный журнал. — 1993. — № 3. — С. 9—12.
17. Садур Н. Н. Литература последнего десятилетия : тенденции и перспективы / Н. Н. Садур // Вопросы литературы. — 1998. — № 2. — С. 3—82.
18. Садур Н. Н. Носитель (интервью с Ниной Садур) [Электронный ресурс] / Н. Н. Садур. — 2015. — Режим доступа : https://1001.ru/articles/post/nositel-intervu-s-ninoi-sadur-19622?ysclid=ldh0ubht8t848951443 (дата обращения 10.08.2024).
19. Садур Н. Н. Волки и овцы / Н. Н. Садур // Вопросы театра. — 2012. — № 3—4. — С. 186—189.
20. Скорочкина О. Ржавая карусель Чардыма [Электронный ресурс] / О. Скорочкина // Петербургский театральный журнал. — 1998. — № 15. — Режим доступа : https://ptj.spb.ru/archive/15/the-petersburg-prospect-15-1/rzhavaya-karusel-chardyma (дата обращения 2.09.2024).
21. Соколянский А. А. ...И в чудных пропастях земли. Н. Н. Садур. Ведьмины слезки / А. А. Соколянский // Новый мир. — 1995. — № 5. — С. 235—237.
22. Успенская А. К. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги : биобиблиографический словарь : в 3 т. — Москва : ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — Т. 3. — 829 с. — ISBN 594848307Х.
23. Эванс Д. Вводный словарь лакановского психоанализа / Д. Эванс. — Чунцин : Издательство Юго-Западного педагогического университета, 2021. — 484 с. (迪伦·埃文 斯. 《拉康精神分析介绍性辞典》 . — 重庆: 西南师范大学出版社, 2021. — 共484页.) .
24. Senelick L. Historical dictionary of Russian theater / L. Senelick. — Maryland : The Scarecrow Press, 2007. — 553 c. — ISBN 9780810857926.
Рецензия
Для цитирования:
Юй С. Избыток чувственности: поэтика гротеска в пьесах Нины Садур. Научный диалог. 2024;13(10):292-309. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-292-309
For citation:
Yu X. Excess of Sensuality: Poetics of Grotesque in Plays of Nina Sadur. Nauchnyi dialog. 2024;13(10):292-309. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-292-309