Вербальная репрезентация культурно-исторической памяти в граффити-дискурсе
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-1-157-175
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые способы вербальной репрезентации культурно-исторической памяти в граффити-дискурсе. Стрит-арт-объекты представлены как социокультурная дискурсивная формация, транслирующая определённые национальные концепты, духовно-нравственные ориентиры и морально-этические принципы. Цель настоящего исследования — рассмотреть разновидности прецедентных феноменов, используемых граффити-райтерами, и на основе полученных результатов предложить классификацию соответствующих вербальных стрит-арт-объектов. Материалом послужили более 200 граффити, содержащих различные интертекстуальные включения. Минимальной структурно-семантической единицей прецедентного феномена является интертекстема — собственно лингвистическое средство реализации интертекстуальных связей в конкретных текстовых условиях. Авторы приходят к выводу, что интертекстемы, которые базируются на историко-культурном материале различного качества, служат раскрытию коммуникативно-прагматических интенций и мировоззренческих целеустановок граффити-райтеров. Наполняя урбанистическое пространство особыми смыслами, графические стрит-арт-объекты не только поднимают актуальные социально-экономические проблемы, но и содержат умозаключения философского характера, а также включают контент, способствующий эффективной трансляции и сохранению национального культурно-исторического кода.
Ключевые слова
Об авторах
Д. Ю. ШалковРоссия
Шалков Денис Юрьевич - кандидат филологических наук, доцент кафедры документоведения и языковой коммуникации.
Ростов-на-Дону
С. В. Былкова
Россия
Былкова Светлана Викторовна - кандидат филологических наук, доцент, декан социально-гуманитарного факультета, и. о. заведующего кафедрой документоведения и языковой коммуникации.
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Печорина Д. Возвращение блудного попугая — история эгоиста [Электронный ресурс] / Д. Печорина. — Режим доступа : https://web.archive.org/web/20100110061438/http://www.nashfilm.ru/multfilms/1114.html (дата обращения 22.10.2024).
2. Безруков А. Н. Рецепция художественного текста : функциональный подход : монография / А. Н. Безруков. — Вроцлав : Фонд «Русско-польский институт», 2015. — 300 с. — ISBN 978-83-935729-3-9.
3. Белкин А. И. Специфика ментальности постсовременных граффити в контексте формаций граффити / А. И. Белкин // Художественные парадигмы в эпоху социальной турбулентности : материалы Международного научно-практического форума : в 2 томах / под ред. В. И. Ионесова. — Самара : Самарский государственный институт культуры : Согласие, 2019. — Т. 2. — С. 547—580. — ISBN 978-5-907038-36-3.
4. Бирюкова Н. С. О типах прецедентных феноменов / Н. С. Бирюкова // Известия Уральского государственного педагогического университета : Лингвистика. — 2005. — № 5. — С. 60—66.
5. Былкова С. В. Диалогическое общение как сфера взаимодействия дискурсивных и грамматических факторов / С. В. Былкова, И. А. Кудряшов // Общественные науки. — 2017. — № 6. — С. 167—178.
6. Былкова С. В. Коммуникативные навыки студенческой молодёжи как фактор успешной социализации в профессиональной сфере / С. В. Былкова, Е. П. Чубова // Инновационная наука : психология, педагогика, дефектология. — 2023. — Т. 6. — № 4. — С. 109—118. — DOI: 10.23947/2658-7165-2023-6-4-109-118.
7. Гуто Е. Язык и графика студенческих граффити : диссертация … доктора филологических наук : 10.02.00 / Е. Гуто. — Задар, 2014. — 222 с.
8. Ефремов В. А. Культурная память и прецедентные феномены : случай Ф. М. Достоевского / В. А. Ефремов // Мир русского слова. — 2021. — № 4. — С. 65—72. — DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-65-72.
9. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — Москва : Издательство ЛКИ, 2010. — 264 с. — ISBN 978-5-382-01071-7.
10. Культурный код вандализма : опыт кросс-культурного исследования : монография / М. Р. Бабикова, О. А. Блинова, И. В. Воробьева [и др.] / под науч. ред. И. В. Воробьевой, О. В. Кружковой. — Екатеринбург : Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2021. — 308 с. — ISBN 978-5-7186-1870-9.
11. Назарова Р. З. Прецедентные феномены : проблемы дефиниции и классификации прецедентных феноменов / Р. З. Назарова, М. В. Золотарев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Филология. Журналистика. — 2015. — Т. 15. — № 2. — С. 17—23.
12. Нахимова Е. А. О классификации и дифференциации прецедентных феноменов в политической коммуникации / Е. А. Нахимова // Политическая лингвистика. — 2018. — № 1 (67). — C. 41—46. — DOI: 10.26170/pl18-01-04.
13. Некита А. Г. Услужить индустриям ностальгии: мифология советского Чебурашки в лабиринтах потребительской безысходности / А. Г. Некита, С. А. Маленко // Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований. — 2024. — № 2 (7). — С. 86—126. — DOI 10.34680/EISCRT-2024-2(7)-86-126.
14. Новик А. Л. Граффити как явление искусства Беларуси конца ХХ—ХХI века / А. Л. Новик // Искусство и культура. — 2020. — № 2 (38). — С. 5—11.
15. Порозов Р. Ю. Молодёжь как субъект вандальной активности в субкультуре граффити / Р. Ю. Порозов, П. С. Клюсова // Политическая лингвистика. — 2020. — № 6 (84). — C. 150—155. — DOI: 10.26170/p120-06-16.
16. Посиделова В. В. Социолингвистические маркеры деструктивного речевого поведения в граффити-коммуникации / В. В. Посиделова, Д. Ю. Шалков // Вестник Уфимского юридического института МВД России. — 2023. — № 3 (101). — С. 158—163.
17. Прецедентные тексты как лингвокультурные компоненты коммуникации / И. Р. Хузин, Г. Т. Гильфанова, Д. А. Салимзанова, Э. М. Вильданова // Глобальный научный потенциал. — 2020. — № 1 (106). — С. 104—107.
18. Руденкин Д. В. Репрезентация темы граффити в городских виртуальных сообществах : итоги контент-анализа / Д. В. Руденкин, Д. А. Лугин // Теория и практика общественного развития. — 2023. — № 11. — С. 108—113. — DOI: 10.24158/tipor.2023.11.11.
19. Черняк В. Д. «Баба-яга против» : прецедентные феномены из мультфильмов в политическом дискурсе / В. Д. Черняк, Х. Ли // Политическая лингвистика. — 2020. — № 4 (82). — С. 68—76. — DOI: 10.26170/pl20-04-08.
20. Швиндт У. С. Стрит арт как способ выстраивания диалога с жителями города (на примере 4-х административных районов г. Екатеринбурга) / У. С. Швиндт // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т. 10. — № 2. — С. 13—19.
21. Яйленко В. П. Историография и методика работы с древнегреческими граффити / В. П. Яйленко // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. — 2018. — № 10. — С. 479—515. — DOI: 10.24411/2219-8857-2018-00021.
22. Zadorojnyi A. V. Transcripts of dissent? Political graffiti and elite ideology under the Principate / A. V. Zadorojnyi // Ancient Graffiti in Context. — United Kingdom : Routledge, Taylor & Francis Group, 2011. — Pp. 110—133. — DOI: 10.4324/9780203840870-13.
23. Kolmakova V. V. Psychohermeneutics of graffiti : External and internal loci of control / V. V. Kolmakova, D. Y. Shalkov // E3S Web of Conferences : 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH. — 2021. — Vol. 273. — P. 11021. — DOI: 10.1051/e3sconf/202127311021.
Рецензия
Для цитирования:
Шалков Д.Ю., Былкова С.В. Вербальная репрезентация культурно-исторической памяти в граффити-дискурсе. Научный диалог. 2025;14(1):157-175. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-1-157-175
For citation:
Shalkov D.Yu., Bylkova S.V. Verbal Representation of Cultural-Historical Memory in Graffiti Discourse. Nauchnyi dialog. 2025;14(1):157-175. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-1-157-175