Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Репрезентация образов членов британской королевской семьи в пьесе Майка Бартлетта «Король Карл III»

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-3-229-248

Аннотация

Статья посвящена изучению стилевой эклектики в пьесе Майка Бартлетта «Король Карл III» и драматической интерпретации образов членов британской королевской семьи. Актуальным является влияние злободневной тематики на изменение существующих жанров политического характера. Применялись метод «тщательного прочтения», стилистический и вербальный анализ, типологический, исторический и социологический подходы. Доказано, что пьеса вмещает в себя черты таких жанров, как политическая драма, политическая комедия и сатирическая комедия. Выдвигается тезис, что использование автором принципа эклектизма в пьесе объясняется желанием драматурга привлечь внимание публики к острым социальным и политическим проблемам и расширить жанровое разнообразие драмы политической направленности. Показано, что Майк Бартлетт выводит не только индивидуализированных персонажей (образы членов королевской семьи), но и собирательных, выражающих взгляды различных слоев населения на политическое устройство Великобритании. Установлено, что характерной чертой анализируемого произведения является прямая связь с референтом по объектному признаку: 1) изображается политическая жизнь современной Великобритании; 2) у действующих лиц есть реальные прототипы — члены королевской семьи; 3) присутствует связь с реальным политическим событием (подписанием Закона о диффамации (The Defamation Act 2013)).

Об авторах

М. В. Норец
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Россия

Норец Максим Вадимович - доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и практики перевод.

Симферополь



А. В. Рейнова
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Россия

Рейнова Анастасия Владимировна - соискатель.

Симферополь



Список литературы

1. Бадмацыренова Д. Б. Сравнительный анализ жанрово-стилистических особенностей пьесы У. Шекспира “Hamlet” и М. Бартлетта “King Charles III” / Д. Б. Бадмацыренова, Д. В. Эрдынеева, Д. Д. Эрдынеева // Казанская наука. — 2021. — № 10. — С. 119—124.

2. Генова Н. М. Смешение стилей в театре конца XIX — начала XX вв. / Н. М. Генова, Е. А. Шапорев // Культурное пространство Русского мира. — 2019. — № 2 (10). — С. 49—59.

3. Доценко Е. Г. Современная британская драма : Стоппард, Черчилл, Равенхилл : коллективная монография / Е. Г. Доценко, Е. Н. Шилова, О. В. Ловцова ; Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Е. Г. Доценко. — Екатеринбург : Изд-во АМБ, 2018. — 256 с.

4. Ефремова Г. А. Характеристика речевого поведения членов королевской семи через выразительные средства в пьесе Майка Бартлетта “King Charles III” / Г. А. Ефремова, В. А. Золотова // Наука и образование сегодня. — 2019. — № 6—2 (41). — С. 83—86.

5. Катышева Д. Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр / Д. Н. Катышева. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2001. — 208 с. — ISBN 978-5-8114-5071-8.

6. Куриленко Е. Н. Мюзикл и рок-опера : смешение жанров, смешение стилей / Е. Н. Куриленко // Теория и история искусства. — 2016. — № 3—4. — С. 210—227.

7. Мазина Е. Н. Игра стилей : проблема типологизации / Е. Н. Мазина, Е. В. Полховская // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. — 2022. — Т. 8. — № 3. — С. 70—77.

8. Меркулова М. Г. Полемика с драматургическими универсалиями в пьесе Марка Равенхилла «Фауст мертв» : когнитивный аспект / М. Г. Меркулова, Н. А. Тропина // Когнитивные исследования языка. — 2022. — № 3 (50). — С. 523—527.

9. Нечипас П. Ю. Жанровые особенности политической комедии (на материале пьесы Майка Бартлета «Король Карл III») / П. Ю. Нечипас, Е. В. Полховская // Дни науки КФУ им. В. И. Вернадского : IV научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых. — Симферополь : Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2018. — Т. 2. — С. 111—112.

10. Нечипас П. Ю. Специфика характеристики персонажей в пьесе Дэвида Хейра «Всякое бывает» / П. Ю. Нечипас, Е. В. Полховская // ADVANCED SCIENCE : сборник статей Международной научно-практической конференции. В 3 ч. — Пенза :Наука и Просвещение, 2017. — Ч. 3. — С. 58—62.

11. Нечипас П. Ю. Стилевая эклектика в пьесе Майка Бартлетта «Король Карл III» / П. Ю. Нечипас // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы : Материалы IV Международного научного конгресса, Симферополь : Ариал, 2019. — С. 461—464.

12. Нечипас П. Ю. Стилистические особенности пьесы Майка Бартлета «Король Карл III» / П. Ю. Нечипас, Е. В. Полховская // Конвергентные технологии ХХI : вариативность, комбинаторика, коммуникация: материалы III Международной междисциплинарной научной конференции. — Симферополь : Антиква, 2019. — С. 115—120.

13. Овечкина Е. А. Речевая характеристика персонажа как средство создания художественного образа / Е. А. Овечкина, С. С. Васильева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8 : Литературоведение. Журналистика. — 2019. — № 1 (18). — С. 18—22.

14. Подольская О. С. Британская корона как трудный выбор (по пьесе Майкла Бартлетта “King Charles III”)) / О. С. Подольская // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». — Санкт-Петербург : Нацразвитие, 2021. — С. 10—12. — ISBN 978-5-907437-07-4.

15. Полховская Е. В. К вопросу о переводе политической драмы Великобритании / Е. В. Полховская, П. Ю. Нечипас // Переводческий дискурс : междисциплинарный подход : материалы II международной научно-практической конференции. — Симферополь : Ариал, 2018. — С. 483—487. — ISBN 978-5-907032-50-7.

16. Пьеса Майка Бартлетта «Король Карл III» : коммент. (на англ. яз.) / науч. ред. К. Хьюитт при участии Т. Клименко, Т. Тимошиловой, С. Макаровой, Н. Соловьевой, А. Мурзич, Е. Доценко, Е. Поляковой, А. Белозеровой, С. Филон, О. Матвиенко, Т. Жаковой, Л. Каримовой, с. Савельева, Д. Ердынеевой, М. Рассоха, Ю. Хохловой, У. Баяртуевой, О. Подольской, Н. Юзефович, О. Ивченко и др. ; под общ. ред. Б. М. Проскурнина. — Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2019. — 51 с. — ISBN 978-5-7944-3322-7.

17. Рейнова А. В. Драматическая интерпретация образов современных политиков в пьесе Дэвида Хейра «Всякое бывает» / А. В. Рейнова // Российский лингвистический бюллетень. — 2024. — № 11(59). — С. 1—10. — DOI: https://doi.org/10.60797/RULB.2024.59.21.

18. Сорокина М. А. Репрезентация экзистенциональных конфликтов в сериале «Корона» / М. А. Сорокина // Научный электронный журнал АРТИКУЛЬТ. — 2022. — № 2 (46). — С. 87—96. — DOI: 10.28995/2227-6165-2022-2-87-96.

19. Хартунг В. Ю. Речевая характеристика персонажа на различных уровнях текста как средство интерпретации художественного образа (на материале произведений Р. Даля) / В. Ю. Хартунг, А. В. Шевченко // Филологический аспект. — 2019. — № 2 (46). — С. 47—56.


Рецензия

Для цитирования:


Норец М.В., Рейнова А.В. Репрезентация образов членов британской королевской семьи в пьесе Майка Бартлетта «Король Карл III». Научный диалог. 2025;14(3):229-248. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-3-229-248

For citation:


Norets M.V., Reinova A.V. Representation of British Royal Family in Mike Bartlett’s Play “King Charles III”. Nauchnyi dialog. 2025;14(3):229-248. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-3-229-248

Просмотров: 424


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)