Интертекстуальность и прецедентные ситуации в мемах об уходе брендов из России
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-5-183-204
Аннотация
В статье рассматриваются способы создания смысла в поликодовом тексте через трансформацию и интерпретацию вербального и иконического компонентов текста. Целью данного исследования стала попытка выявить специфические (универсальные и индивидуальные) характеристики современного мема как поликодового текста. Материалом исследования послужили отобранные методом аспектной выборки из сети Интернет более 48 мемов, посвященных уходу некоторых брендов из России в связи с изменением геополитической ситуации. Анализ материала показывает, как визуальный образ в совокупности с вербальными знаками создает и транслирует социально значимые смыслы. Комментируются варианты соотнесения визуального и вербального компонентов каждого мема, мотивы выбора того или иного образа и принципы его трансформации для характеристики современных реалий. В рамках рассмотренной авторами тематической группы выделены подгруппы, отражающие общественную реакцию на события. Результаты исследования демонстрируют, что современные мемы не только иллюстрируют актуальные события, но и служат важным инструментом для формирования социальных установок в условиях культурного и экономического изменения и для снижения эмоционального напряжения участников интернет-коммуникации.
Об авторах
Ю. Ю. ДаниловаРоссия
Данилова Юлия Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и литературы
Елабуга
Д. Р. Мухаметшина
Россия
Мухаметшина Динара Ринатовна, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы
Елабуга
Список литературы
1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на основе креолизованных текстов) : учеб. Пособие / Е. Е. Анисимова. — Москва : Академия, 2003. — 128 с. — ISBN 5-7695-0961-9.
2. Ариас А.-М. Поликодовый текст как семиотико-семантическое и эстетическое знаковое единство (на примере немецкой карикатуры) / А.-М. Ариас // Известия СПбГЭУ. — 2011. — № 6. — С. 62—64.
3. Бойко А. А. Иконографическая типология авторского политического плаката периода перестройки / А. А. Бойко // Общество. Среда. Развитие. — 2010. — № 2 (15). — С. 173—178.
4. Вашунина И. В. Особенности восприятия креолизованных текстов / И. В. Вашунина // Вопросы психолингвистики. — 2016. — № 4 (30) — C. 39—53.
5. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст : ключи к прочтению : монография / М. Б. Ворошилова. — Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Уральский гос. пед. ун-т». 2013. — 193 с. — ISBN 978-5-7186-0543-3.
6. Голдовский Г. Н. Карл Павлович Брюллов. Живопись, рисунки и акварели из собрания Русского музея / Г. Н. Голдовский, Е. Н. Петрова. — Санкт-Петербург : Palace Editions, 1999. — 198 с. — ISBN 5-93332-011-0.
7. Данилова Ю. Ю. Советские плакаты как средство визуально-вербальной политической агитации / Ю. Ю. Данилова // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск : Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 2 (51). — С. 408— 411.
8. Чернявская В. Е. Медиальный поворот в лингвистике: поликодовые и гибридные тексты / В. Е. Чернявская // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. — 2013. — № 2 (23). — С. 122—127.
9. Щурина Ю. В. Демотиватор как комический речевой жанр Интернет-коммуникации / Ю. В. Щурина // Функционально-когнитивный анализ языковых единиц и его аппликативный потенциал : материалы I международной научной конференции, Барнаул, 05—07 октября 2011 года. — Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2012. — С. 405—407.
Рецензия
Для цитирования:
Данилова Ю.Ю., Мухаметшина Д.Р. Интертекстуальность и прецедентные ситуации в мемах об уходе брендов из России. Научный диалог. 2025;14(5):183-204. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-5-183-204
For citation:
Danilova Yu.Yu., Mukhametshina D.R. Intertextuality and Precedent Situations in Memes Regarding Brand Exits from Russia. Nauchnyi dialog. 2025;14(5):183-204. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-5-183-204