Аксиология жанра электронной открытки-мотиватора: концепт уюта в русской и якутской лингвокультурах
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-73-91
Аннотация
Статья посвящена одному из новых жанров виртуального дискурса — электронным открыткам-мотиваторам, пользующимся популярностью у старшей возрастной группы населения. Впервые комплексному анализу (жанровому, семантическому, семиотическому, когнитивно-интерпретативному) подвергаются электронные открытки-мотиваторы на русском и якутском языках. Проанализировано 1788 открытокмотиваторов на русском и 800 на якутском языке. Источники отбирались при помощи метода сплошной выборки из мессенджера WhatsApp и социальной сети Pinterest с ноября 2023 по ноябрь 2024 года. Цель исследования — выявление вербальных и визуальных способов репрезентации ценностных концептов УЮТ и НУС БАРААН в текстах электронных открыток-мотиваторов. Выполняется моделирование концептуального поля УЮТ в обыденном сознании участников коммуникации. Показано, что концепт УЮТ в обыденном сознании участников русскоязычной коммуникации обладает такими когнитивными признаками, как приятное чувство и спокойствие, в первую очередь, в душевном пространстве, затем во временном континууме (время суток, дни недели) и удобство в доме. Отмечается, что идея уюта как ценности актуализируется в зимний период. В текстах якутоязычных открыток концепт НУС БАРААН (уют) вербально не объективирован, что позволило авторам высказать предположение о том, что либо в якутоязычном контенте данный концепт не репрезентирован, либо уют не представляет ценности для участников коммуникации.
Об авторах
О. А. МельничукРоссия
Мельничук Ольга Алексеевна, доктор филологических наук, доцент, кафедра французской филологии
Якутск
В. Ф. Алексеева
Россия
Алексеева Валентина Федоровна, аспирант, кафедра французской филологии
Якутск
Список литературы
1. Архипов С. Ю. KOLLOKATION (коллокация) / С. Ю. Архипов // Основные понятия немецкоязычного переводоведения : терминологический словарь-справочник. — 2013. — № 2013. — С. 109.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин — Москва : Искусство, 1979. — 424 с.
3. Бразговская Е. Е. Семиотика. Языки и коды культуры : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Бразговская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 187 с. — ISBN 978-5-534-11201-6.
4. Горошко Е. И. Виртуальное жанроведение : становление теоретической парадигмы / Е. И. Горошко, Е. А. Землякова // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». — 2011. — Т. 24 (63). — № 1. — С. 225—237.
5. Громова Н. С. Поликодовые тексты в сети интернет : специфика бытования и особенности экспертизы / Н. С. Громова // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы VI Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2020. — Т. 1. — С. 357—360. — ISBN 978-5-7996-3052-2.
6. Дмитриева О. Н. Свадебные алгысы якутов: структура, поэтика, лексика : монография / О. Н. Дмитриева. — Якутск : Издательский дом СВФУ, 2012. — 132 с. — ISBN 978-5-7513-1713-3.
7. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса : автореферат диссертации … доктора филологических наук : 10.02.19 / О. В. Лутовинова. — Волгоград, 2009. — 40 с.
8. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу ; пер. с англ. — Москва : Рефл — бук, К. : Ваклер, 1997. — 304 с. — ISBN 5-87983-027-6.
9. Медведева Т. С. Концептуализация уюта в европейских лингвокультурах (на материале лексикографии) / Т. С. Медведева, Д. И. Медведева // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2017. — № 4 (53). — С. 80—89. — DOI: 10.20916/1812-3228-2017-4-80-89.
10. Мельничук О. А. Электронные открытки мотиваторы как жанр виртуального дискурса/ О. А. Мельничук, В. Ф. Алексеева // Язык и культура в эпоху глобализации : сборник материалов III Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 28—29 октября 2024 г. — Санкт-Петербург : Издво СПбГЭУ, 2024. — С. 78—83. — ISBN 978-5-7310-6528-3.
11. Моксиан М. Б. Р. Семантико-этимологический анализ концепта «уют» в русской лингвокультуре / М. Б. Р. Моксиан // Русский язык и культура в международном образовательном пространстве : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Иваново, 25—26 мая 2021 года. — Иваново : Ивановский государственный университет, 2021. — С. 122—128.
12. Мосиенко М. К. «Обыденное сознание» и смежные термины / М. К. Мосиенко // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. — 2014. — № 1 (27). — С. 249—252.
13. Насибуллина Ф. Ф. Концепт «ДОМ / УЮТ» и его отражение в рекламах интерьера / Ф. Ф. Насибуллина // Вестник ТГГПУ. — 2010. — № 20. — С. 100—104.
14. Олешков М. Ю. Системное моделирование институционального дискурса : на материале устных дидактических текстов : автореферат диссертации … доктора филологических наук : 10.02.19 / М. Ю. Олешков. — Нижний Тагил, 2007. — 42 с.
15. Пучкова Е. В. Концепт «уют» в рекламном дискурсе / Е. В. Пучкова // Эпоха науки. — 2020. — № 23. — С. 177—180. — DOI: 10.24411/2409-3203-2020-12343.
16. Сонин А. Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов : автореферат диссертации … доктора филологических наук : 10.02.19 / А. Г. Сонин. — Москва, 2006. — 42 с.
17. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. — Москва : Языки русской культуры, 2004. — 825 с. — ISBN 5-8291-0007-X.
18. Ульянова М. А. Классификация жанров Интернет — дискурса / М. А. Ульянова // Lingua mobilis. — 2014. — № 3 (49). — С. 102—110.
19. Федотов В. А. Обыденное сознание как социокультурный феномен / В. А. Федотов, С. Н. Лапина // Общество : философия, история, культура. — 2016. — № 6. — С. 27—30.
20. Хохловская О. Г. Функционально-структурные особенности креолизованных (поликодовых) текстов как средство экземплификации экстремистского содержания / О. Г. Хохловская, К. Е. Грибкова // Вестник Челябинского госуниверситета. Филологические науки. — 2021. — № 7 (453). — С. 151—157. — DOI: 10.47475/1994-2796-2021-10720.
21. Щипицина Л. Ю. Классификация жанров компьютерно-опосредованной коммуникации по их функции / Л. Ю. Шипицына // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2009. — № 114. — С. 171—178.
22. Шмелев А. Д. Русская языковая модель мира : Материалы к словарю / А. Д. Шмелев. — Москва : Языки славянской культуры, 2002. — 224 с. — ISBN 5-94457-052-0.
23. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра / Т. В. Шмелева // Жанры речи. — Саратов : Издательство ГосУНЦ, «Колледж», 1997. — С. 88—98.
24. Шмелькова В. В. Изменение семантики слова «дом» в русском языке первых десятилетий XX века / В. В. Шмелькова, Е. В. Макарова // Русистика. — 2022. — Т. 20. — № 4. — С. 467—482. — DOI: 10.22363/2618-8163-2022-20-4-467-482.
25. Шомова С. А. «Война мемов» : новые повороты информационного противостояния / С. А. Шомова // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. — 2019. — № 5. — С. 250—269. — DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.12.
Рецензия
Для цитирования:
Мельничук О.А., Алексеева В.Ф. Аксиология жанра электронной открытки-мотиватора: концепт уюта в русской и якутской лингвокультурах. Научный диалог. 2025;14(6):73-91. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-73-91
For citation:
Melnichuk O.A., Alekseeva V.F. Axiology of Motivational E-Card Genre: Concept of Comfort in Russian and Yakut Linguocultures. Nauchnyi dialog. 2025;14(6):73-91. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-73-91