Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Аксиология жанра электронной открытки-мотиватора: концепт уюта в русской и якутской лингвокультурах

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-73-91

Аннотация

Статья посвящена одному из новых жанров виртуального дискурса — электронным открыткам-мотиваторам, пользующимся популярностью у старшей возрастной группы населения. Впервые комплексному анализу (жанровому, семантическому, семиотическому, когнитивно-интерпретативному) подвергаются электронные открытки-мотиваторы на русском и якутском языках. Проанализировано 1788 открытокмотиваторов на русском и 800 на якутском языке. Источники отбирались при помощи метода сплошной выборки из мессенджера WhatsApp и социальной сети Pinterest с ноября 2023 по ноябрь 2024 года. Цель исследования — выявление вербальных и визуальных способов репрезентации ценностных концептов УЮТ и НУС БАРААН в текстах электронных открыток-мотиваторов. Выполняется моделирование концептуального поля УЮТ в обыденном сознании участников коммуникации. Показано, что концепт УЮТ в обыденном сознании участников русскоязычной коммуникации обладает такими когнитивными признаками, как приятное чувство и спокойствие, в первую очередь, в душевном пространстве, затем во временном континууме (время суток, дни недели) и удобство в доме. Отмечается, что идея уюта как ценности актуализируется в зимний период. В текстах якутоязычных открыток концепт НУС БАРААН (уют) вербально не объективирован, что позволило авторам высказать предположение о том, что либо в якутоязычном контенте данный концепт не репрезентирован, либо уют не представляет ценности для участников коммуникации.

Об авторах

О. А. Мельничук
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Россия

Мельничук Ольга Алексеевна, доктор филологических наук, доцент, кафедра французской филологии

Якутск



В. Ф. Алексеева
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Россия

Алексеева Валентина Федоровна, аспирант, кафедра французской филологии

Якутск



Список литературы

1. Архипов С. Ю. KOLLOKATION (коллокация) / С. Ю. Архипов // Основные понятия немецкоязычного переводоведения : терминологический словарь-справочник. — 2013. — № 2013. — С. 109.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин — Москва : Искусство, 1979. — 424 с.

3. Бразговская Е. Е. Семиотика. Языки и коды культуры : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Бразговская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 187 с. — ISBN 978-5-534-11201-6.

4. Горошко Е. И. Виртуальное жанроведение : становление теоретической парадигмы / Е. И. Горошко, Е. А. Землякова // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». — 2011. — Т. 24 (63). — № 1. — С. 225—237.

5. Громова Н. С. Поликодовые тексты в сети интернет : специфика бытования и особенности экспертизы / Н. С. Громова // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы VI Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2020. — Т. 1. — С. 357—360. — ISBN 978-5-7996-3052-2.

6. Дмитриева О. Н. Свадебные алгысы якутов: структура, поэтика, лексика : монография / О. Н. Дмитриева. — Якутск : Издательский дом СВФУ, 2012. — 132 с. — ISBN 978-5-7513-1713-3.

7. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса : автореферат диссертации … доктора филологических наук : 10.02.19 / О. В. Лутовинова. — Волгоград, 2009. — 40 с.

8. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу ; пер. с англ. — Москва : Рефл — бук, К. : Ваклер, 1997. — 304 с. — ISBN 5-87983-027-6.

9. Медведева Т. С. Концептуализация уюта в европейских лингвокультурах (на материале лексикографии) / Т. С. Медведева, Д. И. Медведева // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2017. — № 4 (53). — С. 80—89. — DOI: 10.20916/1812-3228-2017-4-80-89.

10. Мельничук О. А. Электронные открытки мотиваторы как жанр виртуального дискурса/ О. А. Мельничук, В. Ф. Алексеева // Язык и культура в эпоху глобализации : сборник материалов III Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 28—29 октября 2024 г. — Санкт-Петербург : Издво СПбГЭУ, 2024. — С. 78—83. — ISBN 978-5-7310-6528-3.

11. Моксиан М. Б. Р. Семантико-этимологический анализ концепта «уют» в русской лингвокультуре / М. Б. Р. Моксиан // Русский язык и культура в международном образовательном пространстве : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Иваново, 25—26 мая 2021 года. — Иваново : Ивановский государственный университет, 2021. — С. 122—128.

12. Мосиенко М. К. «Обыденное сознание» и смежные термины / М. К. Мосиенко // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. — 2014. — № 1 (27). — С. 249—252.

13. Насибуллина Ф. Ф. Концепт «ДОМ / УЮТ» и его отражение в рекламах интерьера / Ф. Ф. Насибуллина // Вестник ТГГПУ. — 2010. — № 20. — С. 100—104.

14. Олешков М. Ю. Системное моделирование институционального дискурса : на материале устных дидактических текстов : автореферат диссертации … доктора филологических наук : 10.02.19 / М. Ю. Олешков. — Нижний Тагил, 2007. — 42 с.

15. Пучкова Е. В. Концепт «уют» в рекламном дискурсе / Е. В. Пучкова // Эпоха науки. — 2020. — № 23. — С. 177—180. — DOI: 10.24411/2409-3203-2020-12343.

16. Сонин А. Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов : автореферат диссертации … доктора филологических наук : 10.02.19 / А. Г. Сонин. — Москва, 2006. — 42 с.

17. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. — Москва : Языки русской культуры, 2004. — 825 с. — ISBN 5-8291-0007-X.

18. Ульянова М. А. Классификация жанров Интернет — дискурса / М. А. Ульянова // Lingua mobilis. — 2014. — № 3 (49). — С. 102—110.

19. Федотов В. А. Обыденное сознание как социокультурный феномен / В. А. Федотов, С. Н. Лапина // Общество : философия, история, культура. — 2016. — № 6. — С. 27—30.

20. Хохловская О. Г. Функционально-структурные особенности креолизованных (поликодовых) текстов как средство экземплификации экстремистского содержания / О. Г. Хохловская, К. Е. Грибкова // Вестник Челябинского госуниверситета. Филологические науки. — 2021. — № 7 (453). — С. 151—157. — DOI: 10.47475/1994-2796-2021-10720.

21. Щипицина Л. Ю. Классификация жанров компьютерно-опосредованной коммуникации по их функции / Л. Ю. Шипицына // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2009. — № 114. — С. 171—178.

22. Шмелев А. Д. Русская языковая модель мира : Материалы к словарю / А. Д. Шмелев. — Москва : Языки славянской культуры, 2002. — 224 с. — ISBN 5-94457-052-0.

23. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра / Т. В. Шмелева // Жанры речи. — Саратов : Издательство ГосУНЦ, «Колледж», 1997. — С. 88—98.

24. Шмелькова В. В. Изменение семантики слова «дом» в русском языке первых десятилетий XX века / В. В. Шмелькова, Е. В. Макарова // Русистика. — 2022. — Т. 20. — № 4. — С. 467—482. — DOI: 10.22363/2618-8163-2022-20-4-467-482.

25. Шомова С. А. «Война мемов» : новые повороты информационного противостояния / С. А. Шомова // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. — 2019. — № 5. — С. 250—269. — DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.12.


Рецензия

Для цитирования:


Мельничук О.А., Алексеева В.Ф. Аксиология жанра электронной открытки-мотиватора: концепт уюта в русской и якутской лингвокультурах. Научный диалог. 2025;14(6):73-91. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-73-91

For citation:


Melnichuk O.A., Alekseeva V.F. Axiology of Motivational E-Card Genre: Concept of Comfort in Russian and Yakut Linguocultures. Nauchnyi dialog. 2025;14(6):73-91. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-73-91

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)