Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Художественная репрезентация русского национально-культурного концепта КРОВЬ в творчестве М. Ю. Лермонтова

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-132-154

Аннотация

Изучаются особенности индивидуально-авторской художественной репрезентации национально-культурного концепта КРОВЬ в творчестве М. Ю. Лермонтова. Цель исследования — охарактеризовать смысловое наполнение этого концепта в русской языковой картине мира и на этой основе проследить его трансформацию в художественной системе М. Ю. Лермонтова. Материалами выступили энциклопедические и лексикографические источники, а также тексты поэтических и прозаических произведений М. Ю. Лермонтова. Показано, что в художественном мире М. Ю. Лермонтова находят свое воплощение практические все семантические компоненты русского национально-культурного концепта КРОВЬ: представления о кровном родстве и общности по происхождению, метафорика смерти, в том числе смерти насильственной, и семантика кровной мести, выражение предельного эмоционального напряжения и т. д. Установлено, что в качестве новых элементов концептуального содержания, привнесенных творческой активностью автора, можно трактовать представленный в творчестве М. Ю. Лермонтова образ крови как сложный конгломерат родства, любви, мести и бунта, использование символики крови в описании картин природы как метафорического выражения страдания, мученичества, зла, а также воплощение в образе крови темы вторжения в жизнь человека инфернальных и загадочных сил, примет инобытия.

Об авторах

Т. Б. Радбиль
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Радбиль Тимур Беньюминович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики

Нижний Новгород



И. С. Юхнова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Юхнова Ирина Сергеевна, доктор филологических наук, профессор, кафедра русской литературы

Нижний Новгород



Список литературы

1. Акимова Е. А. Феномен «самоповторений» в творчестве М. Ю. Лермонтова : к проблеме изучения / Е. А. Акимова, С. И. Ермоленко // Филологический класс. — 2017. — № 3 (49). — С. 92—100. — DOI: 10.26710/fk17-03-14.

2. Альмяшова Л. В. Признаки живой природы концепта крови как составляющая фрагмент языковой картины (на материале немецкого языка) / Л. В. Альмяшова // Язык. Словесность. Культура. — 2012. — № 5—6. — С. 61—93.

3. Антология художественных концептов русской литературы ХХ века / ред. и авт.- сост. Т. И. Васильева, Н. Л. Карпичева, В. В. Цуркан. — Москва : Флинта, 2013. — 356 c.

4. Асратян З. Д. Концепт в художественном произведении / З. Д. Асратян // Культура и цивилизация. — 2017. — Т. 7. — № 3А. — С. 35—42.

5. Бобылев Б. Г. «У Бога счастья не прошу» : филологический анализ стихотворения / Б. Г. Бобылев // Русский язык в школе. — 2021. — № 6. — С. 44—54. — DOI: 10.30515/0131-6141-2021-82-6-44-54.

6. Болотнова Н. С. О методике изучения ассоциативного слоя художественного концепта в тексте / Н. С. Болотнова // Вестник Томского пелагогического государственного университета. Серия : Гуманитарные науки (Филология). — 2007. — Вып. 2 (65). — С. 74—79.

7. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века / Б. М. Гаспаров. — Москва : Наука ; Издательская фирма «Восточная литература», 1993. — 304 с.

8. Голованова Т. П. Примечания / Т. П. Голованова, Г. А. Лапкина, А. Н. Михайлова // Лермонтов М. Ю. Сочинения : в 6 т. — Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 1. Стихотворения, 1828—1831. — Т. 1. — 1954. — С. 375—444.

9. Голованова Т. П. Примечания / Т. П. Голованова // Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений : в 4 томах. — Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. —Т. 1.— С. 529—626.

10. Гудков Д. Б. ʽКровьʼ в соматическом коде культуры (по данным русской фразеологии / Д. Б. Гудков // Язык, сознание, коммуникация : Сборник статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. — Москва : МАКС Пресс, 2003. — Выпуск 23. — С. 15—28.

11. Гудков Д. Б. Телесный код русской культуры : материалы к словарю / Д. Б. Гудков, М. Л. Ковшова. — Москва : Гнозис, 2007. — 288 с. — ISBN 978-5-94244-013-8.

12. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. Фон Гумбольдт ; пер. с нем. Г. В. Рамишвили. — Москва : Наука, 1984. — 398 с.

13. Ермоленко С. И. «Я к вам пишу…» («Валерик» М. Ю. Лермонтова : опыт жанрового анализа) / С. И. Ермоленко // Филологический класс. — 2008. — № 19. — С. 66—70.

14. Ермоленко С. И. Мифологические баллады М. Ю. Лермонтова : скрытые возможности жанра / С. И. Ермоленко // Педагогическое образование в России. — 2024. — № 3. — С. 272—280.

15. Ершова Г. Г. Речевые и культурные стереотипы клятвы с концептом «кровь» / Г. Г. Ершова // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре : Сборник статей / отв. ред. Л. Л. Федорова ; Российский государственный гуманитарный университет. — Москва : РГГУ, 2009. — С. 114—126.

16. Касьяненко Н. Е. Индивидуально-авторское осмысление концепта КРОВЬ в творчестве Н. Гумилева / Н. Е. Касьяненко // Русский язык в поликультурном мире : Сборник научных статей IV Международного симпозиума: в двух томах / Отв. ред. Г. Ю. Богданович, Е. Я. Титаренко. — Симферополь : ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2020. — Т. 2. — С. 338—347.

17. Киселева И. А. Эпистолярная организация как смысловой код стихотворения М. Ю. Лермонтова «Валерик» / И. А. Киселева // Два века русской классики. — 2024. — Т. 6. — № 3. — С. 82—97. — DOI: 10.22455/2686-7494-2024-6-3-82-97.

18. Комарович В. Автобиографическая основа «Маскарада» / В. Комарович // М. Ю. Лермонтов. — Москва : Изд-во АН СССР, 1941. — Книга I. — С. 629— 672.

19. Кочугова Ю. В. Народные обычаи в кавказских поэмах М. Ю. Лермонтова / Ю. В. Кочугова // Палимпсест. Литературоведческий журнал. — 2023. — № 1 (17). — С. 69—80.

20. Красовская Н. В. Художественный концепт : методы и приемы исследования / Н. В. Красовская // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Филология. Журналистика. — 2009. — Т. 9. — Выпуск 4. — С. 21—24.

21. Лотман Ю. М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем» / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства. — Санкт-Петербург : Академический проект, 2002. — С. 274—293.

22. Маркович В. М. О лирико-символическом начале в романе Лермонтова «Герой нашего времени» / В. М. Маркович // Избранные работы. — Санкт-Петербург : Ломоносовъ, 2008. — С. 219—234. — ISBN 978-5-91678-001-7.

23. Мендельсон Н. М. Народные мотивы в поэзии Лермонтова / Н. М. Мендельсон // Венок М. Ю. Лермонтову : Юбилейный сборник. — Москва ; Петербург : Изд. т-ва «В. В. Думнов, наследники бр. Салаевых», 1914. — С. 165—195.

24. Москвин Г. В. Замысел произведения о Мстиславе Черном как источник сюжета романа М. Ю. Лермонтова «Вадим» / Г. В. Москвин // Litera. — 2024. — № 7. — С. 63— 70. — DOI: 10.25136/2409-8698.2024.7.71313.

25. Погребная Я. В. Семиотика архетипа «вода» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Я. В. Погребная // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2021. — Т. 14. — № 10. — С. 2922—2930. — DOI: 10.30853/phil210491.

26. Погребная Я. В. Семиотика дня и ночи и концепция темпоральности в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Я. В. Погребная // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 13. — № 7. — С. 46—53. — DOI: 10.30853/filnauki.2020.7.9.

27. Погребная Я. В. Семиотика инвариантов архетипа «вода» (реки, моря) в тексте романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Я. В. Погребная, О. К. Страшкова // Текст. Книга. Книгоиздание. — 2024. — № 36. — С. 5—20. — DOI: 10.17223/23062061/36/1.

28. Радбиль Т. Б. Художественное воплощение русского национально-культурного концепта РЕКА в творчестве М. Ю. Лермонтова / Т. Б. Радбиль, И. С. Юхнова // Научный диалог. — 2019. — № 2. — С. 127—142. — DOI: 10.24224/2227-1295-2019-2-127-142.

29. Радбиль Т. Б. ДУША и ТЕЛО в аспекте сопоставительного анализа концептов культуры : материалы к лингвокультурологическому фразеологическому словарю русско-казахских соответствий / Т. Б. Радбиль, Г. А. Ахметжанова, Ж. Ж. Жумагулова, А. Е. Сералиева, Г. Е. Сералиева // Научный диалог. — 2020. — № 3. — С. 127—150. — DOI: 10.24224/2227-1295-2020-3-127-150.

30. Радбиль Т. Б. Языковое воплощение ценностей в медиадискурсе интернета по данным корпусного анализа репрезентативных контекстов (лексема по-хорошему) / Т. Б. Радбиль // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 6. — С. 170—189. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-6-170-189.

31. Савченко В. А. Концептосфера «человек телесный» в русской и немецкой паремиологической картине мира : кросскультурный анализ соматизмов : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.01 ; 10.02.19 / В. А. Савченко. — Курск, 2010. — 251 с.

32. Сакулин П. Н. Земля и небо в поэзии Лермонтова / П. Н. Сакулин // Венок М. Ю. Лермонтову : Юбилейный сборник. — Москва ; Петербург : Изд. т-ва «В. В. Думнов, наследники бр. Салаевых», 1914. — С. 1—55.

33. Сморчкова К. В. Психологизм лексики цвета в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» / К. В. Сморчкова, С. В. Кезина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2014. — № 4 (32). — С. 162—174.

34. Соллертинский Е. Пейзаж в прозе Лермонтова / Е. Соллертинский // Творчество М. Ю. Лермонтова : 150 лет со дня рождения, 1814—1964. — Москва : Наука, 1964. — С. 236—275.

35. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. — Москва : Языки русской культуры, 1996. — 288 с.

36. Тимченко Е. Б. К вопросу о понятийных признаках концептов КРОВЬ и BLOOD / Е. Б. Тимченко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2011. — № 3. — С. 191—194.

37. Тимченко Е. Б. Антропоморфные признаки концепта КРОВЬ в русской языковой картине мира / Е. Б. Тимченко // Вестник Челябинского государственного университета. Серия : Филология. Искусствоведение. — 2012. — № 2 (256). — Выпуск 62. — С. 118—121.

38. Фаустов А. А. Из истории «странных» людей. Вампирический «элемент» в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова / А. А. Фаустов, С. В. Савинков // Филологические записки. — 1995. — № 4. — С. 58—68.

39. Ходанен Л. А. Миф в творчестве русских романтиков / Л. А. Ходанен. — Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2000. — 320 с.

40. Ходанен Л. А. Поэтическая мифология снов в творчестве М. Ю. Лермонтова / Л. А. Ходанен, А. Ямадзи // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2015. — № 2—4 (62). — С. 179—183.

41. Ходанен Л. А. Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова в библейском контексте / Л. А. Ходанен // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2023. — № 62. — С. 41—49. — DOI: 10.31773/2078-1768-2023-62-41-49.

42. Юхнова И С. Мистериальное в драматургии М. Ю. Лермонтова / И. С. Юхнова // Уральский филологический вестник. Серия : Русская классика : динамика художественных систем. — 2021. — № 4. — С. 95—106. — DOI: 10.26170/2306-7462_2021_04_06.


Рецензия

Для цитирования:


Радбиль Т.Б., Юхнова И.С. Художественная репрезентация русского национально-культурного концепта КРОВЬ в творчестве М. Ю. Лермонтова. Научный диалог. 2025;14(6):132-154. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-132-154

For citation:


Radbil T.B., Yukhnova I.S. Artistic Representation of Russian National-Cultural Concept of BLOOD in Works of Mikhail Lermontov. Nauchnyi dialog. 2025;14(6):132-154. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-132-154

Просмотров: 71


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)