Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Роль железнодорожного транспорта в экономике Закаспийской области : на примере Мургабского государева имения (1896—1912)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-8-442-459

Аннотация

Цель статьи — определить степень вовлеченности отдельных экономических субъектов в экономику региона и государства посредством Закаспийской (Среднеазиатской) железной дороги на примере отдельно взятого хозяйства — Мургабского государева имения в Закаспийской области. Источниками являются официальные статистические сборники Департамента железнодорожных дел Министерства финансов Российской империи и отчетные материалы самого Мугабского имения, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве. Проанализировано перемещение по железной дороге как основной продукции аграрного кластера имения — хлопка, так и сопутствующей продукции мургабских заводов — хлопкового масла и мыла. Установлено, что железнодорожный транспорт вывозил в промышленные районы России весь выращенный в имении хлопок, а часть масла и все мыло поступали по железной дороге на местный региональный рынок. Анализ входящих грузов показал, что по железной дороге доставлялись в имение необходимые (в весьма ограниченном количестве) сельскохозяйственные машины и удобрения, подсобная тара (мешки для внутренней транспортировки хлопка). В результате сделан вывод о неразрывном симбиозе железнодорожного транспорта и рыночно ориентированных хозяйств региона. Утверждается, что железная дорога стимулировала интеграцию Мургабского имения в региональное и общероссийское экономическое пространство. 

Об авторах

Д. В. Васильев
Московский городской педагогический университет; Российская академия предпринимательства
Россия

Васильев Дмитрий Валентинович, доктор исторических наук, доцент, профессор департамента истории; ведущий научный сотрудник 

Москва

Scopus Author ID: 57191406759 



С. Д. Васильев
Институт Африки Российской академии наук
Россия

Васильев Сергей Дмитриевич,младший научный сотрудник 

Москва



Список литературы

1. Андреева Т. И. Железнодорожное строительство в социально-экономической жизни Азиатской России в конце ХIХ — начале ХХ в. / Т. И. Андреева // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. — 2023. — Т. 3. — № 12. — С. 19—24.

2. Андреева Т. И. Формирование концепции железнодорожного сообщения Сибири и Туркестана в конце XIX — начале XX в. / Т. И. Андреева // Вестник Томского государственного университета. История. — 2010. — № 1 (9). — С. 27—32.

3. Асанова С. А. Путь на восток : проекты железных и колесных дорог в Среднюю Азию и Китай (во второй половине XIX в.) / С. А. Асанова // Люди империи — империя людей : персональная и институциональная история Азиатских окраин России. Сборник научных статей. — Омск : Издательство Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, 2021. — С. 625—634.

4. Белянкина В. Ю. Национальные интересы России на Среднем Востоке в конце XIX — начале XX века через призму внешнеполитических взглядов русских консерваторов / В. Ю. Белянкина // Всеобщая история. — 2021. — № 2. — С. 22—30. — DOI: 10.25791/vseist.02.2021.1130.

5. Бочкарева И. Б. Железнодорожное строительство в стратегии Российской империи по освоению Туркестана / И. Б. Бочкарева // Известия Алтайского государственного университета. — 2019. — № 5 (109). — С. 33—38. — DOI: 10.14258/izvasu(2019)5-04.

6. Бочкарева И. Б. Оценка эффективности железных дорог в Центральной Азии как экономического института (конец XIX — начало XX века) / И. Б. Бочкарева, О. И. Чекрыжова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. — 2022. — № 1 (41). — С. 86—97. — DOI: 10.32516/2303-9922.2022.41.8.

7. Бочкарева И. Б. Среднеазиатская железная дорога : вклад в модернизацию Туркестанского края versus проблемы рентабельности (конец XIX — начало XX в.) / И. Б. Бочкарева // Вестник Томского государственного университета. История. — 2024. — № 88. — С. 16—23. — DOI: 10.17223/19988613/88/2.

8. Васильев Д. В. Мургабское государево имение — социально-экономический форпост Российской империи в Центральной Азии : экономическая структура / Д. В. Васильев, Н. А. Мазаев // Журнал фронтирных исследований. — 2025. — Т. 10. — № 2 (38). — С. 32—48. — DOI: 10.46539/jfs.v10i2.647.

9. Васильев Д. В. Железнодорожный транспорт как фактор модернизации Российской империи (по материалам дореволюционной прессы) / Д. В. Васильев, Н. А. Мазаев // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. — 2020. — № 4 (36). — С. 247—259. — DOI: 10.32516/2303-9922.2020.36.14.

10. Волков И. В. Закаспийская военная железная дорога и ее влияние на закрепление России в Средней Азии / И. В. Волков // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. — 2010. — № 5. — С. 51—55.

11. Ходжакулиева Б. А. Из истории туркмено-российских отношений : экономические преобразования в Закаспийской области / Б. А. Ходжакулиева // Экономика и управление : проблемы, решения. — 2016. — № 12. — С. 68—73.

12. Мазаев Н. А. Закаспийская военная железная дорога как фактор региональной политики Российской империи / Н. А. Мазаев // Люди империи — империя людей : персональная и институциональная история Азиатских окраин России. Сборник научных статей. — Омск : Издательство Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, 2021. — С. 635—640.

13. Мазаев Н. А. Проблемы железнодорожных перевозок хлопка в Российской империи в начале ХХ в. / Н. А. Мазаев, Д. В. Васильев // Вестник МГПУ. Серия : Исторические науки. — 2023. — № 3 (51). — С. 49—60. — DOI: 10.25688/20-76-9105.2023.51.3.04.

14. Токтамысов С. Ж. Правительственная дискуссия об участии частного капитала в строительстве Закаспийской железной дороги в конце XIX в. / С. Ж. Токтамысов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : История России. — 2024. — № 1. — С. 109—121. — DOI: 10.22363/2312-8674-2024-23-1-109-121.

15. Фурсов В. Н. Возведение и функционирование транскаспийской магистрали в 80-х — начале 90-х гг. XIX в. / В. Н. Фурсов, В. Н. Тестов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия : История. Политология. Экономика. Информатика. — 2013. — № 15 (158). — С. 113—11


Рецензия

Для цитирования:


Васильев Д.В., Васильев С.Д. Роль железнодорожного транспорта в экономике Закаспийской области : на примере Мургабского государева имения (1896—1912). Научный диалог. 2025;14(8):442-459. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-8-442-459

For citation:


Vasilyev D.V., Vasilyev S.D. Role of Rail Transport in Economy of Transcaspian Region: A Case Study of Murghab Sovereign’s Estate (1896–1912). Nauchnyi dialog. 2025;14(8):442-459. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-8-442-459

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)