Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Учитель как субъект профессионально-исследовательской деятельности (30-50-е годы XX века)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-9-355-369

Аннотация

Рассматривается вопрос о сущности такого комплексного метода научно-педагогического исследования, как изучение и обобщение педагогического опыта и его применении в процессе совершенствования учебно-воспитательного процесса в советской средней общеобразовательной школе в послевоенный период. Особое внимание уделяется изучению вопроса о привлечении учителей к использованию данного метода как важнейшему условию их успешного профессионального развития. Выявляются взгляды ученых на роль учителя в исследовании, обобщении и создании не только нового педагогического опыта, но и в развитии педагогической теории. Раскрывается деятельность ученых по определению сущности передового педагогического опыта; выявляется их мнение о трудностях и причинах препятствовавших качественному изучению и обобщению учителями педагогического опыта в середине прошлого века, их вклад в разработку методики изучения и обобщения опыта работы школ и учителей и условия, способствующие повышению эффективности применения рассматриваемого метода педагогического исследования. Установлено, что изучение и обобщение педагогического опыта учителями рассматривалось педагогами-учеными как профессиональная норма, а сам учитель как субъект этого вида деятельности, сближающей профессионально-педагогическую деятельность с исследовательской работой. Выявлены причины, мешавшие успешному участию учителя в изучении и обобщении педагогического опыта, а также условия повышения эффективности рассматриваемого процесса, что и составляет новизну исследования.

Об авторе

Н. Н. Савина
Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
Россия


Список литературы

1. Аккерман С. И. «Педагогические чтения» студентов / С. И. Аккерман // Советская педагогика. - 1949. - № 3. - С. 126-127.

2. Данилов М. А. Советская дидактика и творческий опыт учителей / М. А. Данилов // Советская педагогика. - 1948. - № 3. - С. 15-27.

3. Додонова А. А. О методах научно-исследовательской работы / А. А. Додонова // Советская педагогика. - 1950. - № 11. - С. 104.

4. Зданчук Г. А. Студенты педагогического института - участники «Педагогических чтений» / Г. А. Зданчук // Советская педагогика. - 1957. - № 4. - С. 147.

5. Клабуновский И. Г. Очередные вопросы педагогического образования / И. Г. Клабуновский // Советская педагогика. - 1941. - № 5. - С. 22-32.

6. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания / А. С. Макаренко // Сочинения в 7 томах. - Москва : Изд-во Академии педагогических наук, 1960. - Т. V. - С. 109-224.

7. Огородников И. Т. Состояние и задачи научно-исследовательской работы кафедр педагогики / И. Т. Огородников // Советская педагогика. - 1946. - № 12. - С. 88-94.

8. Поляков Е. Н. Педагогический опыт и его изучение / Е. Н. Поляков // Советская педагогика. - 1950. - № 6. - С. 3-15.

9. Предмет и метод педагогики (глава подготовленного учебного пособия по педагогике для педагогических вузов (под редакцией действ. чл. АПН И. А. Каирова) // Советская педагогика. - 1946. - № 1-2. - С. 13-27.

10. Скаткин М. Н. Об изучении и обобщении опыта работы школ и учителей / М. Н. Скаткин // Советская педагогика. - 1948. - № 1. - С. 27-41.

11. Соловьев И. М. Исследовательская работа в области педагогики в США. Обзор учреждений и планы их работы / И. М. Соловьев // Вопросы педагогического образования / под ред. О. Л. Бема и Г. С. Прозорова. - Москва : Наркомпрос : Учпедгиз, 1935. - 144 с.

12. Языков С. М. Об изучении, обобщении и внедрении передового опыта / С. М. Языков // Советская педагогика. - 1958. - № 2. - С. 45-55.


Рецензия

Для цитирования:


Савина Н.Н. Учитель как субъект профессионально-исследовательской деятельности (30-50-е годы XX века). Научный диалог. 2018;(9):355-369. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-9-355-369

For citation:


Savina N.N. Teacher as a Subject of Professional Research Activities (1930-1950-ies). Nauchnyi dialog. 2018;(9):355-369. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-9-355-369

Просмотров: 459


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)