Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Развитие у иностранных студентов навыков употребления качественных имен прилагательных в устной речи (I сертификационный уровень)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-479-491

Аннотация

Обосновывается актуальность развития у иностранных студентов навыков употребления качественных имен прилагательных в устной речи. Определены принципы формирования коммуникативных заданий. Обращается внимание на трудности, возникающие у иностранных обучающихся при употреблении имен прилагательных в устной речи. Сделан вывод о том, что причинами этих трудностей являются недостаточность знаний учащихся о системе русских имен прилагательных и отсутствие актуализированной связи лексико-грамматического материала с прагматическими категориями «ситуация» и «интенция». Утверждается необходимость методического предъявления большого количества тренировочных заданий в диалоговой форме. Представлены фрагменты авторской разработки комплекса заданий, которые целесообразно использовать в работе с иностранными обучающимися. Сделан вывод о том, что систематическое использование в педагогической практике материалов в форме диалогов будет способствовать преодолению коммуникативных и психологических трудностей иностранных студентов, изучающих лексику русского языка. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что представленные задания для формирования активного словаря в части имен прилагательных будут не только систематизировать изученную студентами информацию о прилагательных, но и формировать такие качества речи, как точность, выразительность, богатство, ясность, разнообразие. Научная значимость определяется выделенными принципами, работа на основе которых поможет иностранным студентам не утратить мотивацию к изучению русского языка, повысить интерес к освоению его богатства; иметь желание овладеть изобразительно-выразительными возможностями русского языка, осознать эстетическую привлекательность речи, которая создается при использовании имен прилагательных.

Об авторе

Н. С. Федотова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия


Список литературы

1. Авазбакиева Ф. Р. Лингвоаксиологический аспект семантики прилагательных с негативной оценкой человека по уровню воспитанности / Ф. Р. Авазбакиева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 17 (271). - С. 5-8.

2. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф. - Москва : Едиториал УРСС, 2002. - 240 с.

3. Иванча А. В. Антропоориентированность прилагательных со значением интенсивности в русском языке / А. В. Иванча // Известия Саратовского университета. Новая серия. Филология. Журналистика. - 2012. - № 1. - С. 30-33.

4. Климова Ю. А. Русские имена прилагательные : атрибутивная картина мира / Ю. А. Климова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. - № 69. - С. 122-127.

5. Кузьмин И. В. Семантическая система многозначного прилагательного в аспекте лексико-семантической отнесенности / И. В. Кузьмин // Вестник Нижегородского университета. - 2011. - № 6-2. - С. 353-357.

6. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. I сертификационный уровень. Общее владение. / Н. П. Андрюшина и др. - 7е изд. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2015. - 200 с.

7. Леонтьева Т. В. Прилагательное благонадежный в современной речи / Т. В. Леонтьева // Вестник Волгоградского государственного университета. - Серия 2 : Языкознание. - 2017. - № 3. - С. 112-120.

8. Макарова Е. М. Лексико-синтаксическая координация : когнитивный и структурно-семантический аспекты (на материале атрибутивного словосочетания) / Е. М. Макарова // Известия Воронежского Государственного Педагогического университета. - 2010. - № 10. - С. 32-35.

9. Макарова Е. М. Семантика качественных и относительных прилагательных в когнитивном освещении / Е. М. Макарова // Вестник Иркутского Государственного Лингвистического университета. - 2011. - № 2 (14). - С. 184-190.

10. Мильбрет А. А. Прилагательные, характеризующие внешне привлекательного человека, в русской языковой картине мира / А. А. Мильберт // МИРС. - 2012. - № 2. - С. 37-41.

11. Мордвина-щодро О. А. Прилагательное откровенный в современном русском языке : лингвокультурологический аспект / О. А. Мордвина-щордо // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Язык и литература. - 2007. - № 3-I. - С. 82-89.

12. Османова Т. А. Лексикографический портрет имени прилагательного в современных толковых словарях / Т. А. Османова // Вестник Пятигорского Государственного Лингвистического Университета. - 2010. - № 1. - С. 42-44.

13. Разинкина Н. М. Эмоционально-субъективная оценка прилагательных широкой семантики в английском и русском языках : научно-методический подход / Н. М. Разинкина // Научный диалог. - 2016. - № 3 (51). - С. 88-104.

14. Федяева Н. Д. Качественные прилагательные в аспекте семантической категории нормы / Н. Д Федяева // Вестник Челябинский Государственный Университет. - 2009. - № 5. - С. 129-133.

15. Шипицына Г. М. Парадигматическая структура лексико-семантических групп имён прилагательных русского языка / Г. М. Шипицина // Научные ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2011. - № 18 (113). - С. 66-72.


Рецензия

Для цитирования:


Федотова Н.С. Развитие у иностранных студентов навыков употребления качественных имен прилагательных в устной речи (I сертификационный уровень). Научный диалог. 2018;(12):479-491. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-479-491

For citation:


Fedotova N.S. Development of Foreign Students’ Skills in Use of Qualitative Adjectives in Oral Speech (1st Certification Level). Nauchnyi dialog. 2018;(12):479-491. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-479-491

Просмотров: 496


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)