Preview

Научный диалог

Расширенный поиск
№ 12 (2018)

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

9-23 12
Аннотация
Статья посвящена нарративу в персуазивной коммуникации, предполагающей воздействие на ментальную сферу адресата, на его мнения и оценки с целью побуждения его к совершению определенных посткоммуникативных действий в интересах адресанта. В качестве разновидности персуазивной коммуникации рассматривается рекламный дискурс. Автор фокусирует внимание на нарративе как монотекстовом феномене. Отмечается, что такой нарратив моносубъектен, а его содержанием является личная история, позволяющая реализовать стратегию положительной оценки для презентации рекламируемого продукта. Обосновывается тезис о том, что нарратив как транстекстовый феномен в рекламной коммуникации не используется, даже если речь идет о рекламной кампании, в которой задействуется не один, а серия похожих рекламных текстов. Показано, что в этом случае замкнутая дискурсная формация объединяет моносубъектные нарративные высказывания, воспроизводящие единую схему. Автор доказывает, что нарратив в условиях персуазивной коммуникации обретает специфические черты, варьирующие нарративный протип, а особенности порождения и структуры нарратива позволяют ему раскрыть свой персуазивный потенциал в условиях рекламного дискурса.
24-36 13
Аннотация
Статья посвящена изучению взаимодействия языка и культуры сквозь призму лингвокультурного кода. Указывается, что рассмотрение данной темы актуально для развития теории и практики межкультурной коммуникации, при этом акциональный код является в настоящее время недостаточно изученным. Материалом для исследования послужили русские и китайские глагольные фразеологизмы, которые рассматриваются как средство репрезентации акциональной разновидности лингвокультурного кода. Особое внимание уделяется анализу устойчивых выражений, значения которых характеризуют поведение человека, а также его речевую, интеллектуальную, психическую деятельность. Показано, что в русских и китайских идиоматических выражениях глаголы используются асимметрично, при этом они объединены общим значением действия, выступают в качестве семантически мотивированного носителя культурной коннотации, вносят в значение фразеологизма чаще неодобрительную окраску. Автор сопровождает приведенные примеры культурологическими комментариями, необходимыми для выявления стереотипных национальных представлений. Отмечается, что акциональный код лингвокультуры как доминантное понятие мало представлено в лингвокультурологических исследованиях, и столь же немногочисленны работы, посвященные сопоставительному изучению фразеологизмов двух языков. The article is devoted to the study of language and culture interaction through the prism of linguocultural code. It is indicated that the consideration of this topic is relevant for the development of the theory and practice of intercultural communication, while the action code is currently insufficiently studied. The material for the research is Russian and Chinese verbal phraseological units, which are considered as a means of representation of the actional variety of the linguocultural code. Particular attention is paid to the analysis of stable expressions, meanings of which characterize human behaviour, as well as speech, intellectual, mental activity. It is shown that in Russian and Chinese idiomatic expressions verbs are used asymmetrically, at the same time they are united by a common meaning of action, act as a semantically motivated bearer of cultural connotation, often bring disapproving color into meaning of phraseology. The author accompanies these examples with cultural comments necessary to identify stereotypical national ideas. It is noted that the actional code of linguoculture as a dominant concept is poorly represented in linguocultural studies, and there are only few works devoted to the comparative study of phraseological units of two languages.
37-46 14
Аннотация
Рассматривается вопрос о происхождении рус. диал. лутоня , зафиксированного диалектными словарями в нескольких значениях, связанных с личностными характеристиками человека: ‘нерасторопный человек’, ‘неряшливый человек’, ‘врун’, ‘высокий человек’. Обосновывается предположение о принадлежности данной лексемы к словообразовательному гнезду корня лут -, производные которого в прямом значении называют липу, липовое лыко и предметы из липы. Отмечается, что представленные в говорах значения лутони в целом соответствуют семантическим моделям, характерным для синонимичных лутоне лексем, а потому закономерны в мотивационном аспекте. Однако суффикс - он -, который может быть выделен при утверждении производности лутони от корня лут- , не встречается в «предметных» лексемах. Это наблюдение дает основания предположить влияние на форму слова народноэтимологического сближения с деминутивом имени Лукьян (вариант Лутоня приводится ономастами наравне с Лутохой , Лутошей и под.). Автор указывает на то, что имя Лутоня носит персонаж народных сказок, при этом ни в одном из вариантов сказки нет прямых соответствий между качествами характера персонажа и приведенными диалектными значениями лексемы лутоня . Высказывается предположение, что на формальном уровне известный фольклорный текст может поддерживать функционирование апеллятива лутоня .
47-63 12
Аннотация
Рассматривается история и современное состояние исследований в китайской лингвистике, связанных с теоретическими идеями Московской семантической школы (МСШ). Отмечается, что данная научная школа - одна из наиболее влиятельных в мире теоретических школ изучения семантики. Сообщается, что научные идеи ведущих исследователей, работающих в русле МСШ, уже давно признаны и получили широкое применение в Китае, где их распространение проходило в три этапа: заимствование теории, ее принятие и трансформация. Представлен системный анализ и обобщение особенностей каждого из этих трех этапов. Перечисляются последователи Московской семантической школы в китайской лингвистике и их значимые достижения, раскрывается текущее состояние исследований. Охарактеризованы пути распространения идей данной школы в Китае, а также формулируются проблемы ее развития на современном этапе. Указывается, что целью данной статьи является разработка полезного справочного материала для дальнейшего развития исследований теоретических идей Московской семантической школы в Китае. Автор приходит к выводу о том, что исследования Московской семантической школы, которые высоко оцениваются китайскими лингвистами, необходимо применять для изучения и описания китайского языка.
64-74 13
Аннотация
Рассматриваются житийные тексты, относящиеся к современному периоду развития русской агиографии. Источником языкового материала послужили жития новомучеников Николая Попова и Иакова Горохова. Проводится анализ научной литературы по теме исследования. Рассматриваются дискуссионные вопросы, связанные с выявлением понятийного содержания и соотношения терминов идеал, нравственный идеал, религиозно-нравственный идеал , а также житие, жизнеописание, материалы к жизнеописанию, биография . В центре внимания автора находятся семантика и функционирование лексики эмоций в названных текстах. Установлены константные особенности употребления эмотивов, наблюдаемые в рассматриваемых житиях и житийных текстах более ранних периодов (древнерусского, старорусского, синодального) и свойственные русской житийной традиции в целом: 1) значимость качественной характеристики эмоционального переживания (положительное / отрицательное / нейтральное), 2) наличие особо частотных лексем, определяющих общий эмоциональный фон житийного текста, 3) релевантность высокой интенсивности эмоционального переживания, 4) реализация эмотивами характерологической функции. Выявлены особенности реализации языковых средств для создания образа подвижника как религиозно-нравственного идеала, свойственные современным агиографическим текстам и позволяющие говорить об их варьировании в соответствии с авторской интенцией.
75-84 12
Аннотация
Рассматриваются особенности употребления русских идиом, относящихся к семантическому полю «Радость / удовольствие». На основании анализа идиоматических выражений (в том числе речевых формул, в значении которых содержится отсылка к ситуации общения), отобранных из лексикографических источников (идеографических словарей), автор выделяет основные именные компоненты (соматизмы, существительные радость и удовольствие в своем прямом значении и т. д.), элементы образной составляющей (состояния, воздействия, физиологические реакции и пр.) поля «Радость / удовольствие». Путем анализа примеров употребления фразеологизмов в текстах, извлеченных из Национального корпуса русского языка, выявляются наиболее характерные лексико-грамматические изменения идиом, а именно: синтаксические трансформации (инверсия и топикализация), лексические модификации (замена компонента), лексико-синтаксические модификации (ввод определения). Автор приходит к следующим выводам: с одной стороны, лексико-грамматические изменения идиом непосредственно обусловлены семантикой идиомы (например, при такой морфологической модификации, как изменение глагольного вида); с другой стороны, эти изменения сами могут обусловливать трансформации значения идиомы для ее актуализации в контексте. Кроме того, отмечается тенденция к генерализации: на основе идиом данного семантического поля появляются фразеосхемы-интенсификаторы, которые реализуются и в других полях (в частности, в поле «Страх»).
85-94 10
Аннотация
Статья посвящена годонимии (названиям улиц) Шанхая. Годонимы рассматриваются в лингвокультурологическом аспекте (как средство репрезентации истории города и его культурных особенностей), а также в ключе имиджелогии (как способ создания образа города в сознании носителей этого или иного языка и культуры). Обращение к годонимическому материалу Шанхая обусловлено его особым историческим и культурным контекстом, включающим период европейской колонизации, что получило отражение в ономастическом своеобразии города. Приводятся общие комментарии относительно традиции изучения годонимии и различных подходов к ее исследованию. Предлагается семантическая классификация традиционной годонимии Шанхая, дополняющая уже имеющуюся в научной литературе ее структурную классификацию. Дается характеристика уникальной для Шанхая годонимии, относящейся к периоду западной колонизации. Рассматриваются некоторые особенности современной номинации улиц. Доказывается, что годонимия Шанхая отличается установкой на формирование семантических микросистем, а также установкой на системность, связывающую годоним с пространством, в которое он вписан. Авторы приходят к выводу о том, что Шанхайская годонимия формирует образ города как прочно связанного с культурной традицией, но в то же время открытого культурному диалогу и взаимодействию.
95-106 15
Аннотация
Рассматриваются вопросы семантики формы -ып одыр в хакасском языке. Отмечается, что исследователи тюркских языков Южной Сибири по-разному определяют содержание формы -ып одыр : как обозначение процессности, дуративности, континуальности, актуальности и т. п. Выявлено, что в хакасском языке форма -ып одыр обозначает конкретно-процессный способ действия: в речевом режиме имеющий актуально-длительный характер, в нарративном режиме совмещающий дополнительные характеристики (длительности, обобщенности, интенсивности, усилительности, императивности и др.), так как является основой для развития других значений имперфекта. Подчеркивается, что толкование значений речевого и нарративного режимов в данной статье в некотором роде отличается от общепринятой теории в русском языке. Автор считает аналитическую конструкцию -ып одыр в нулевой форме с явными признаками очевидности формой речевого режима, вторую (с аффиксами) - с признаками фактичности - формой нарративного режима. Указывается, что лексическим компонентом в аналитической констукции -ып одыр являются непредельные глаголы с активным каузатором, а служебный глагол одыр- почти во всех случаях (кроме конструкций, образованных от глаголов движения) сохраняет свое лексическое значение ‘сидеть’, образуя таксисно-аспектуальные отношения одновременности.
107-118 17
Аннотация
Рассматривается вопрос о развитии патриотической семантики в песне с учетом жанрового подхода. Уделяется внимание текстовым единицам, которые актуализируют патриотическую семантику в песенном контексте. Представлены результаты функционально-семантического анализа текста песни «С чего начинается Родина». Авторы утверждают, что в текстовом сематическом поле этой песни актуализируется три уровня патриотической семантики. Характеризуются текстовые единицы, специфичные для каждого уровня. Новизна исследования видится в том, что особенности развития патриотической семантики в коммуникативном пространстве песенного текста проанализированы с применением понятия «текстовые единицы». Актуальность исследования обусловлена востребованностью песен в качестве эмпирического материала в современной научной парадигме, а также реализацией в них одной из главных функций языка - аккумулятивной, то есть функции накопления и хранения информации, историко-культурной памяти, передачи ценностных ориентиров следующим поколениям. Подчеркивается, что обращение к теме патриотизма имеет важное общественно-социальное значение в рамках практики преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного. Авторы используют термины текстовая пейзажная единица и текстовая единица с патриотической семантикой и разрабатывают их содержание. В ходе функционально-семантического анализа песенного текста выявлено исходное и потенциальное, приращенное содержание текстовых единиц с учетом контекстного окружения.
119-132 13
Аннотация
Представлены результаты анализа мотивационных моделей, лежащих в основе русской диалектной и общенародной лексики и фразеологии со значением чувства отвращения, неприятия. Отобраны те лексические единицы, которые базируются на пространственных образах. В ходе исследования производится семантико-мотивационная реконструкция лексем и фразеологизмов и этнолингвистическая интерпретация полученных результатов. Автор показывает, что чувство отвращения, неприятия, по данным языка, возникает и протекает в определенных органах человеческого тела. Чаще всего местом сосредоточения исследуемых состояний становятся сердце и душа , которые в наивной анатомии сближаются с пищеварительными органами. Участники прототипической ситуации неприятия тоже вписываются в пространственные координаты. Концептуализация понятийных смыслов происходит с учетом аксиологической разметки пространства, существующей в культуре. Магистральными мотивами являются идея отдаления от объекта неприятия (носитель языка использует смыслы ‘отвернуться’, ‘отстраниться’, ‘пройти мимо’) и идея прерывания любого вида контакта с ним (зрительного, тактильного). Утверждается, что символические пространственные образы несут идею конфликтности, несхожести субъекта и объекта чувствований. Автор статьи уделяет внимание интерпретации языковых данных с точки зрения представлений о социальных отношениях в традиционном обществе. Проводится реконструкция прототипической ситуации чувства отвращения и неприятия.
133-151 17
Аннотация
В статье содержится демонстрация лингвокультурологического анализа разговорного диалогического материала, осуществляемого в соответствии с предложенным автором методологическим решением проблемы. Актуальность данной работы связана с осмыслением разговорной речи в качестве одной из сфер становления и воспроизводства национальной культуры общения. Указывается, что конкретной целью автора является внедрение предлагаемой технологии в практику ценностно ориентированного анализа разговорной речи. Статья построена на оригинальном речевом материале повседневного семейного взаимодействия. Поэтапная процедура анализа диалогического текста охарактеризована в тезисном виде. С учетом исходных социолингвистических данных на вспомогательном этапе выявляются ценностные тематические и коммуникативные фрагменты разговорного текста, демонстрируется лингвистическая техника структурирования диалогического материала на категориально-текстовом основании. На основном этапе выделенные ценностные фрагменты двух типов интерпретируются в терминах коммуникативной лингвистики с учетом типовых особенностей ситуации общения. При этом используется дихотомия понятий «аксиологический идеал / аксиологическая реальность». Проведенный анализ нацелен на выявление реального ценностного содержания неформального русского общения наших дней; трактовка речевых поступков коммуниканта осуществляется на базе их соотношения с нормативной матрицей речевого взаимодействия, сложившейся в русской культуре.
152-165 13
Аннотация
В статье освещается вопрос о смыслообразующей роли глагольных единиц как одного из средств выражения нравственного идеала в русских оригинальных житиях XIX-XX веков. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, недостаточной изученностью текстов синодального периода, в отличие от агиографии предыдущих столетий, а также важностью рассмотрения формальной и содержательной стороны подобного рода памятников сквозь призму языкового воплощения значимых житийных смыслов и феноменов. Уделяется внимание разграничению понятий «святость» и «нравственный идеал» применительно к агиографии. На основе изученных текстов предлагается классификация топосов, направленных на выражение значимых житийных констант (православных этических постулатов и типов святости), среди которых выделяются общие, универсальные топосы, релевантные для образа любого подвижника, специфические, актуальные для определенного типа святости, и индивидуальные, характеризующие конкретного героя жития. Выявляются закономерности функционирования глагольных словоформ в контексте при экспликации того или иного топоса. Отмечается специфика лексико-грамматической и экспрессивно-стилистической семантики языковых единиц в житиях святых. В результате исследования делаются выводы о функциональности и смысловой нагрузке глагольных средств, репрезентирующих святительский тип святости.
166-178 12
Аннотация
Рассматриваются модели самопрезентации в качестве способа конструирования идентичности и формы саморефлексии. Эмпирическим материалом для исследования стали самоидентифицирующие высказывания С. Фрая в социальной сети «Твиттер», которая оценивается как максимально эгоцентрический дискурс. Анализируются лексико-стилистические и грамматические средства самопрезентации, создана классификация моделей и структур самопрезентации. Особое внимание в статье уделяется ярким чертам идиостиля С. Фрая, таким как ироничная идентификация себя с помощью особых формул автореференции. Поднимается вопрос о возможности игрового использования самопрезентативных высказываний для привлечения внимания к собственной фигуре, для конструирования идентичности при помощи творческого использования ресурсов языка. Уделяется внимание тому, как игровая самопрезентация используется для создания речевой маски, конструирования особого художественного образа, в котором эгоцентричность, осознание своей значимости соединяется с ироническим отношением к себе. Сделаны выводы о языковой личности С. Фрая, идиоцентричности микроблога «Твиттер» и референциальных значениях выражений, характеризующихся коммуникативной направленностью.
179-194 16
Аннотация
Статья посвящена изучению концепта РОДИНА в поэтической картине мира П. Н. Шубина . Материалом исследования послужили поэтические тексты П. Н. Шубина, которые рассматриваются как форма языковой репрезентации индивидуально-авторской картины мира. Актуальность исследования обусловлена тем, что оно выполнено в русле современных лингвистических направлений (когнитивной лингвистики и когнитивной поэтики) и способствует решению такой важной проблемы современной гносеолингвистики, как выявление специфики национальной концептосферы и составляющих ее концептов. Представлены результаты проведенного лингвокогнитивного анализа. В структуре концепта РОДИНА выявлено несколько взаимосвязанных концептуальных полей (город, страна, родная земля, родная природа и родной дом), в составе концептуальных полей - когнемы (дорога, простор, красота, величие, запах, веселье - печаль, холод - солнце). Это свидетельствует о многогранности и сложности данного ментального образования и позволяет охарактеризовать его как суперконцепт . Особое внимание уделяется анализу таких специфических средств вербализации этого концепта в поэтической картине мира П. Н. Шубина, как топонимы, прием ступенчатого расширения образа, спрессованная форма выражения, яркие метафоры, сравнения, эпитеты.
195-205 11
Аннотация
Статья посвящена одному из наиболее характерных для идиостиля А. Касоны художественных приемов - авторскому эпитету - в аспекте перевода на русский язык. Под термином авторский эпитет понимается неожиданное, невоспроизводимое сочетание, обогащающее родной язык писателя. Актуальность исследования обусловлена тем, что авторскому эпитету сложно подобрать эквивалент в переводе в силу языковой асимметрии, несовпадения лексической сочетаемости прямых эквивалентов. В статье приводится обзор исследований, посвященных переводу драмы, а также рассматриваются экстралингвистические факторы, накладывающие ограничения на переводчика. Автор анализирует собственные переводы двух пьес, принадлежащих к разным периодам творчества драматурга. В работе применяются методы контекстного, компонентного, дискурсивного и стилистического анализа, метод наблюдения, обобщения и описания. Исследование позволяет заключить, что высокая частотность использования, структурное разнообразие, способность выражать функции различных средств художественно выразительности (метафора, метонимия, олицетворение, антитеза и др.) делают эпитет одним из наиболее продуктивных художественных приемов в драматургии Касоны. Обосновывается функциональный подход к его переводу. Научная новизна статьи связана с малой изученностью творчества Касоны как отечественными, так и зарубежными исследователями.

10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА

207-219 21
Аннотация
Рассматривается художественный метод Джона Фаулза в контексте радикального постмодернизма на материале сборников эссе, дневников и интервью писателя. Уделяется внимание категории автора в творчестве Фаулза как одного из известнейших английских писателей XX века. Характеризуются принципы построения текста, а также отношение Фаулза к классической традиции, современной литературе и искусству. В частности, показано, что писатель не приемлет многих положений постмодернизма. Отмечается, что в творческой концепции писателя большое место занимает категория автора. На фоне многих современных ему писателей Фаулз не приемлет идею о «смерти автора», а, напротив, всем своим творчеством пытается утвердить ответственность автора перед читателем, говорит о принципе «ответственной игры». Отмечается, что этим Фаулз, будучи писателем XX века, оказывается близок классической викторианской традиции. Поднимается вопрос об аксиологической составляющей писательской концепции Фаулза, чем он также оказывается близок викторианской традиции. Уделяется особое внимание размышлениям Фаулза по поводу современного искусства и литературы. Ссылаясь на размышления писателя XX века по этому поводу, автор статьи приходит к выводу о том, что классическая традиция оказывается значительно ближе Фаулзу, чем современный ему постмодернизм, не признающий никаких ценностей и приоритетов.
220-232 11
Аннотация
Рассматривается проблема современного провинциального локального текста на примере произведений липецких авторов. Феномен липецкого текста заключается в том, что он имеет как давнюю традицию (у его истоков стоял А. А. Шаховской, автор комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды»), так и новейшую, рожденную недавно, когда Липецк стал областным центром, а Новолипецкий металлургический комбинат (или Завод как образ, существующий в современных текстах) - градообразующим предприятием. Уделяется внимание современной липецкой прозе, представленной рассказами и повестями липецких писательниц Т. Щегловой и Т. Скрундзь, в произведениях которых город впервые становится предметом художественной рефлексии. Исследование текстов Т. Щегловой и Т. Скрундзь приводит автора статьи к выводу о том, что липецкий провинциальный текст не только представляет особенности локальной ментальности, но и выходит к универсальным вопросам благодаря специфической поэтике. Отмечается, что символика городского текста построена на контрасте узкого локального пространства и вечного. Показано, что человек, зажатый в «стальном» городе, теряет свою идентичность, а попытки ее обретения приводят к трудной, почти неразрешимой ситуации выбора.
233-245 18
Аннотация
Рассматривается проблема философско-художественной рецепции Н. С. Гумилева в творчестве Д. Андреева. В связи с этим исследуются произведения, посвященные русскому писателю Н. С. Гумилеву. Актуальность исследования обусловлена необходимостью постановки и освещения проблемы исихастских традиций в творчестве Андреева, так как сама жизнь и творчество автора «Розы Мира» стали в ХХ веке продолжением русской исихастской духовно-культурной и художественной традиции. Приводятся определения понятий «новый исихазм Д. Андреева», «метаисихазм». Новизна исследования видится в том, что впервые в литературоведении поднимается проблема «нового исихазма» Д. Андреева. Раскрывается исихастcкая трактовка образа и судьбы Гумилева. Предлагается классификация исихастcких практик духовного подвига, к которым обращается Андреев для характеристики старшего собрата по перу. Представлены результаты сопоставительного анализа ключевых лексем в произведениях Гумилева и Андреева. Наличие этих лексических маркеров рассматривается как свидетельство поэтического диалога, переклички поэтов через десятилетия. Выявляется значение этого диалога в построении метаисторического и жизнетворческого поэтического мира Д. Андреева. Поднимается вопрос об интерпретации образа Н. С. Гумилева как символа «облагороженного человека» в «Розе Мира» Д. Андреева.
246-256 13
Аннотация
Рассматриваются особенности интерпретации философских вопросов, традиционных мотивов и сюжетов в малой прозе Ю. Мамлеева. Актуальность исследования обусловлена появлением большого количества исследований, посвященных Ю. Мамлееву, но недостаточным анализом природы традиционных и / или антитрадиционных аспектов в прозе писателя. Предлагается обзор понятий «культурная традиция» и «культурная антитрадиция» в работах отечественных и зарубежных исследователей. Автор рассматривает понятия «контртрадиция» и «антитрадиция», приводит определения культурологов, приходит к выводу о едином генезисе традиции и антитрадиции, в отличие от традиции и контртрадиции. В обращении к подобному материалу заключается новизна исследования. Автор приходит к выводу о том, что творчество Мамлеева, несмотря на заявленную им новую трактовку русской идеи, продолжает традиции Гоголя и Достоевского. Показано, что вопросы, поставленные Мамлеевым, и пути их решения, а также представленные интерпретации философских систем следует рассматривать в русле принципов антитрадиии, создающей свой мир, отличный от традиционного, который пробуждает в читателе новые чувства и эмоции, но поднимает и решает те же самые вопросы, которые были поставлены еще Гоголем и Достоевским.

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

258-270 15
Аннотация
Рассматривается становление и развитие тобольской полиции в XVIII - середине XIX веков. Отмечается, что ее история в связи с 300-летием, отмечаемым в России в 2018 году, приобретает особую актуальность как на общероссийском, так и на региональном уровнях. Практическая значимость исследования состоит в том, что обращение к историко-правовому опыту позволит выявить тенденции развития этой сферы, что может оказаться востребованным в работе правоохранительных органов в современных условиях. В статье исследуются функции и основные направления деятельности полицейских служителей Тобольской губернии с принятия в 1733 году закона «Об учреждении полиции в городах» до утверждения в 1867 году мнения Госсовета о преобразовании штатов полицейских управлений в Сибири и упразднении общих окружных управлений. Новизна исследования заключается в том, что в работе использованы архивные материалы, впервые вводимые в научный оборот. Основой для статьи послужили делопроизводственные документы архивных фондов Государственного архива в г. Тобольске - губернской полицмейстерской конторы, управы благочиния, городского полицейского управления и др. Анализ представленных источников позволяет сделать вывод о том, что на протяжении исследуемого периода полиция выполняла широкий круг обязанностей, выполнение которых предполагало высокую степень ответственности.
271-287 10
Аннотация
Статья посвящена характеристике коллективного портрета низшего бюрократического чиновничества Западносибирских губернских учреждений в 1895-1917 годах. Актуальность данной темы вызвана постоянными поисками оптимальных путей преобразования губернаторской власти и подбора кадрового состава. Используется репрезентативная источниковая база как опубликованных, так и неопубликованных материалов из фондов Государственного архива гг. Тобольска и Томска. Показано, что в среде младшего канцелярского состава просматривались тенденции, характерные для всего бюрократического аппарата Российской империи: увеличение количества «профессиональных» чиновников, общее повышение образовательного уровня и омоложение кадрового состава. Отмечается, что, несмотря на это, до 1917 года так и оставалась неразрешенной проблема крайне «скромного» материального обеспечения канцелярий. Указывается, что суммы, выделяемые на наем нижних служителей, не изменялись с середины 90-х годов XIX века, а события, происходившие в стране, неизменно повышали необходимый прожиточный минимум, что отрицательно сказывалось на быте чиновников и их семей, они находились фактически на грани выживания. Делается вывод, что такое положение дел являлось для молодых служителей лишь дополнительным стимулом к профессиональному росту и дальнейшим карьерным устремлениям.
288-299 13
Аннотация
Рассматриваются предложенные в XIX веке проекты управления административно-территориальными образованиями Сибири, особое место в которых отводится Якутской области. Данная проблематика представляется актуальной ввиду непрекращающегося исследовательского интереса к вопросам имперского регионализма, в связи с чем сложилась научная школа исследования этого явления. Отмечается, что учеными выделено четыре этапа в процессе вхождения территорий Сибири и Дальнего Востока в имперскую систему. В работе используются проблемно-хронологический, структурно-функциональный, историко-сравнительный и ретроспективный методы. Автор акцентирует внимание на вопросе расширения административной самостоятельности региона в период управления генерал-губернатора Н. Н. Муравьева-Амурского. Отмечается, что разнообразие проектов было связано как с личными взглядами генерал-губернаторов Восточной и Западной Сибири, так и со степенью интеграции территории в общеимперское пространство. Показано, что поиск наиболее оптимальной модели управления обширной территорией Сибири продолжался на протяжении всего XIX века. Автор приходит к выводу, что северо-восток России постоянно находился в поле зрения генерал-губернаторов, а областное устройство, установившееся в XIX веке, представлялось наиболее оптимальным.
300-309 9
Аннотация
Статья посвящена вопросам разработки промышленной политики освоения недровых богатств Якутии, основные положения которой были утверждены в 1927 году на V Всеякутском съезде Советов. Актуальность проведенного изучения промышленной политики 1920-х годов связана с тем, что многие подходы к вопросам планирования и организации производства в дальнейшем оправдали себя, претворившись в конкретные практические производственные результаты. В статье рассмотрен опыт Якутии по разработке перспективного плана региона на основе применения принципов экономического районирования, направленных на максимальный учет особенностей хозяйства отдельных областей страны и сочетание требований Центра с возможностями регионов. Основу промышленной политики Якутии составили планы первостепенного развития горного производства и золотодобывающей промышленности, которые должны были составить фундамент для развития народного хозяйства республики, способствовать становлению добывающей и обрабатывающей местной промышленности, развитию сельскохозяйственного производства, транспорта и связи. Сделан вывод о том, что разработка промышленной политики на основе экономического районирования позволила Якутии сделать первые шаги по органичному включению экономики в общероссийский хозяйственный план развития и в процесс социалистической реконструкции хозяйства страны, определить свое место в системе разделения труда, выявить свою хозяйственную специфику и специализацию.
310-319 12
Аннотация
Рассматриваются особенности организации борьбы с пьянством в России, в частности - в Северной Осетии в первые годы после Октябрьской революции и в период новой экономической политики. Оцениваются пути решения этой острой социальной проблемы, особенности распространения пьянства и самогоноварения в Северной Осетии. Рассмотрены основные причины, которые влияли на распространение пьянства и увеличение объема самогоноварения. На основе архивных и опубликованных материалов представлены проблемы, с которыми столкнулись общество и власть в борьбе с данным явлением. Авторы подробно останавливаются на методах, способах и результативности принимаемых мер со стороны государства в рассматриваемый период. Подчеркивается, что особенностью антиалкогольной политики в стране в первой половине 1920-х годов было отсутствие в стране государственной продажи водки. В рассматриваемый период партийными органами велась активная пропаганда трезвого образа жизни наряду с введением запретительных мер. Однако они не имели успеха, а привели к увеличению объемов незаконного производства самогона и других алкогольных напитков. На основе архивных материалов подробно рассматриваются различные аспекты и методы борьбы с самогоноварением на региональном уровне. Приведены примеры борьбы с этим видом преступления, отчетные данные по хронологии, а также указаны некоторые причины пьянства и трудности борьбы с самогоноварением.
320-337 12
Аннотация
Рассматривается один из древних институциализированных обычаев народов Кавказа и Дагестана - аталычество. Показана роль и место аталычества в системе общественных взаимоотношений между народами Дагестана и Северного Кавказа. На основе анализа представленного материала дана классификация форм аталычества и отмечены его зональные особенности у народов Дагестана. Выделены простые и классические формы аталычества, которые практиковались у отдельных народов и служили созданию искусственного родства. Отмечено, что к простым формам относится грудное вскармливание до 40 дней, к сложным - с передачей на воспитание. Особое внимание уделяется взаимоотношениям между аталыком, его семьей и воспитанником, методам воспитания. Констатируется, что возникший в глубокой древности и получивший наибольшее распространение в феодальной среде институт аталычества играл важную роль в деле укрепления внутриобщинных связей, прекращения кровной мести и межсословных конфликтов, в расширении символических границ этноса. На фоне глобализационных процессов, когда стираются этномаркирующие признаки у народов с ярко выраженными этноспецифическими чертами, изучение особенностей общественных институтов, в свое время игравших важную роль в сохранении этнической индивидуальности и самобытности, имеет большое научно-практическое значение. Актуальность данного исследования обусловлена интересом к некоторым общественно-бытовым институтам, одним из которых является институт аталычества, служивший гарантом стабильности и межконфессионального согласия на Кавказе.
338-351 18
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о несоблюдении норм законодательства в погребальной практике русского населения Тобольского Прииртышья в XVIII-XIX веках. В научный оборот вводятся архивные материалы фонда Тобольской духовной консистории Государственного архива в г. Тобольске, отражающие случаи отступления от законодательно установленной практики совершения погребений. Анализируются материалы делопроизводств по фактам смерти новорожденного ребенка у поселенца Ивана Минина в 1774 году, умершего некрещеным; а также смерти и погребения в 1815 году на территории Абалакского Знаменского мужского монастыря крестьянина Алексея Вахрушева, совершенного без согласия гражданских властей. В качестве источника для реконструкции погребальной обрядности русского населения Сибири привлечены материалы, полученные в результате археологических исследований двух детских погребений с русского поселения «деревня Яркова» в Тобольском Прииртышье. На основе анализа черт погребального обряда захоронения датированы серединой XIX - началом ХХ веков. В связи с отсутствием поблизости других захоронений делается вывод о том, что данные погребения представляют собой «домашнее» (семейное) кладбище некрещеных младенцев, расположенное на огороде у обрыва, на свободном от хозяйственной деятельности участке крестьянской усадьбы.
352-364 12
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения становления и развития советской государственной социальной политики в отношении нетрудоспособного населения в 1920-1930-х годах, ориентированной в том числе на регулирование интимных отношений в инвалидных домах. Ставится вопрос о пределах допустимого вмешательства органов социального обеспечения в частную жизнь людей, находящихся на попечении у государства. Изучаются взгляды общества и государства на проблему интимных связей между инвалидами в учреждениях социального обеспечения, возможность нетрудоспособных граждан создавать семьи с детьми. Анализируются конкретные сюжеты, позволяющие рассмотреть специфику регулирования интимных отношений в инвалидных домах. Уделяется внимание мнениям представителей советской евгеники относительно того, могут ли инвалиды иметь детей. Приводятся данные о том, как решались вопросы с беременностью среди проживающих в инвалидном доме. Сделан вывод о том, что советские органы власти существенно ограничивали автономность нетрудоспособных лиц в инвалидных домах, что наиболее ярко выражалось в запрете на интимные отношения. Автор считает, что для самих инвалидов сексуальные отношения оставались частью повседневности и были своеобразным «доказательством жизни» после помещения в специализированное учреждение социального обеспечения.
365-376 13
Аннотация
Анализируются взаимоотношения России и Папского государства в первые годы Северной войны. Рассматривается предыстория поездки Б. И. Куракина в Рим в 1707 году. Дается краткий обзор контактов Русского государства с государствами Апеннинского полуострова на рубеже XVII-XVIII столетий. Дается оценка личным качествам первого русского посла при дворе папы римского. Особое внимание уделяется задачам и переговорам, которые провел Б. И. Куракин в ходе выполнения возложенного на него поручения. Исследуется описание придворного церемониала, дипломатических традиций Рима. Для лучшего понимания личности, менталитета Б. И. Куракина в статье рассмотрено отношение посла к религиозным праздникам католического государства, повседневному быту населения, способам проведения досуга представителями итальянской аристократии. Отмечается интерес русского дипломата к историческим памятникам Рима, а также иным достопримечательностям. Автор статьи приходит к выводу, что поездка к папе имела противоречивый результат. Из-за сложной международной обстановки Б. И. Куракину не удалось добиться поддержки со стороны святого престола. С другой стороны, полученные им сведения обогатили отечественную дипломатию ценным опытом отношений с иностранным государством, а русское общество - знаниями традиций и обычаев одной из европейских стран.
377-392 13
Аннотация
Актуальность темы обусловлена современными междисциплинарными исследованиями в области исторической антропологии и социальной истории, освещающей период существования СССР. Статья основана на репрезентативных источниках, позволяющих охарактеризовать развитие туризма и экскурсионной деятельности как основных форм досуга детей и молодежи. На основе анализа неопубликованного архивного материала и периодической печати выявляются цель и содержание туристско-экскурсионного направления досуга подрастающего поколения Сталинградской (Волгоградской) области в условиях хрущевской «оттепели». На основе документального материала были определены основные направления походов и экскурсий школьников и студентов города и области. Определена роль местных государственных структур в организации досуга детей, а также место учреждений образования и культуры, спортивных обществ и личной инициативы детей и молодежи в проведении туристических походов и экскурсий. Результаты научного исследования дополняют уже известные сведения о повседневной культуре советских людей и их жизни в условиях изменения роли государства и общества в организации и проведении досуга в 1953-1964 годах. Статья подготовлена в рамках исследовательского гранта РФФИ и Администрации Волгоградской области (проект № 18-49-340004 р_а).
393-404 16
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена тем, что проблема пенсионного обеспечения населения Российской Федерации и сегодня не утратила своей остроты и злободневности. В работе уделяется внимание истории возникновения и развития института персональных пенсий в СССР. Утверждается, что разработка пенсионной проблематики не поощрялась в бывшем СССР. Подчеркивается, что и сегодня мы испытываем нехватку работ пенсионной проблематики, особенно основанных на региональных материалах. Документальной базой являются в числе прочего архивные материалы. Автор подробно останавливается на письмах-просьбах граждан Среднего Урала в комиссии по назначению персональных пенсий. Доказывается, что граждане, имеющие (как они считали) определенные заслуги «перед партией и государством», требовали, просили назначить им персональную пенсию. Констатируется, что персональные пенсии имели довольно высокий статус, были предметом престижа и ценились за получаемые с их помощью льготы. Делается вывод о том, что основными обладателями персональных пенсий были представители так называемой «номенклатуры» - партийно-хозяйственные руководители различного ранга.
405-418 9
Аннотация
Рассматривается процесс формирования русской эмигрантской колонии в южнофранцузском городе Тулоне в период между мировыми войнами. Актуальность и новизна настоящего исследования обусловлены тем, что в нём на основе обширного комплекса архивных документов, впервые вводимых в научный оборот, исследуется история формирования нового центра русской эмиграции во Франции. Анализируя процесс образования русской общины в указанном регионе, автор уделяет внимание политическим событиям, которые предшествовали появлению в городе русских эмигрантов. В статье описывается экономический и социокультурный контекст жизни города в момент прибытия беженцев. В работе представлены результаты сопоставительного анализа статистических данных по количественному и гендерному составу русской общины Тулона в изучаемый период. Поднимается вопрос о социально-профессиональной принадлежности данной группы эмигрантов. Показано, что процесс формирования и изменения состава русской колонии в Тулоне вписан в общий экономический контекст развития региона. Подчеркивается, что одним из важных факторов, повлиявших на развитие русской общины, стало отсутствие устойчивых связей между трудовой интеграцией эмигрантов и выбором места проживания. Автор останавливается на проблеме внутриобщинных связей и внешних факторах, повлиявших на изменения количественного состава русской общины.
419-429 14
Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена возрастающим значением Русской православной церкви в развитии духовной культуры современного общества, необходимостью осмысления её многовекового исторического опыта, в том числе применительно к расстановке на места служения выпускников учебных заведений. Рассматриваются вопросы трудоустройства выпускников различных учебных заведений на места служения на примере Тобольской епархии - одной из самых крупных в Российской империи. На основе значительного круга источников ставится задача проанализировать особенности делопроизводства, связанного с прошениями учеников духовных семинарий и духовных училищ об устройстве на места служения в церкви Тобольской епархии. Анализ архивных материалов свидетельствует о наличии во второй половине XVIII - начале XX веков установленной процедуры назначения выпускников разных учебных заведений на различные должности к церквям Тобольской епархии. Охарактеризованы этапы данного процесса. Изучение документов Тобольской духовной консистории позволяет сделать вывод о том, что делопроизводство по данному вопросу занимало от нескольких дней до двух лет. Сообщается, что архиерей принимал решение обычно в день подачи прошения, однако процесс устройства на службу мог затянуться. Быстрее всего получали желаемую должность те выпускники духовных училищ, которые добивались мест причетников, так как к ним предъявлялись упрощенные требования.

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

431-439 9
Аннотация
Представлено обобщение основных результатов в области исследований теории ошибки в иноязычной речи обучаемых и реализация этих исследований в практике обучения иностранному языку. Анализируется существующие работы, в которых уделяется специальное внимание теории ошибки. Рассматривается, как менялась трактовка понятия «ошибка» в зависимости от доминирующего метода обучения иностранному языку в конкретный период (грамматико-переводной метод, коммуникативно-ориентированное обучение). Приводятся различные определения ошибки, причины появления, типологии ошибок, способы их предупреждения и коррекции. Особое внимание уделяется вопросу языковой и лингвокультурной интерференции, социокультурной ошибки, а также терминологическим расхождениям в отечественных и зарубежных исследованиях по теории ошибки. Автор анализирует собранные эмпирические данные, делает выводы о степени применения теории в реальной практике обучения иностранному языку в вузе. По мнению автора, разработанная теория об ошибках в иноязычной речи обучаемых недостаточно системно используется в реальной практике преподавания иностранных языков. Включение названной тематики в программу курсов повышения квалификации преподавателей, несомненно, способствовало бы улучшению качества обучения иностранным языкам.
440-451 15
Аннотация
Рассматриваются роль и возможности использования французской прессы в методике преподавания французского языка. Оставляя за скобками целый пласт общей учебной литературы по французскому языку, так или иначе включающей выдержки из французских газет и журналов, автор обращается непосредственно к книгам, в которых уделяется внимание языку французской прессы. Анализируются наиболее известные отечественные учебники о языке французских СМИ в связи с тем, что они ориентированы на русскоязычного студента и включают, например, материалы по переводу (с русского языка на французский и наоборот). Проведенный анализ позволяет представить общую типологию пособий, посвященных французской прессе, в зависимости от поставленных в них задач. Прежде всего выделяются пособия, нацеленные на изучение специфики собственно французского печатного слова, его истории, современного состояния. Утверждается, что наибольшую долю составляют книги, где пресса используется как материал для приобретения и закрепления практических навыков, для активного расширения словарного запаса изучающих французский язык, и пособия по реферированию на французском языке (составлению трех основных видов пересказа, называемых во французской методической традиции résumé, compte rendu, synthèse), основанные на материале французской периодики и набирающие все большую популярность в связи с необходимостью прохождения международных экзаменов DELF / DALF.
452-464 11
Аннотация
В статье представлен теоретический анализ проблемы формирования профессиональной идентичности в условиях неопределенности и возрастающей многомерности профессионально-образовательного пространства. Акцентируется внимание на том, что динамика общественных процессов находит выражение в изменении требований к содержанию и качеству труда, комплексности профессиональной подготовки. Многофакторность профессионального развития приводит к усложнению стратегии построения профессиональной трансспективы и требует специально организованного акмеологического сопровождения процесса идентификации на этапе получения профессионального образования. В рамках теоретического обзора приводится определение профессиональной идентичности с описанием её структуры, дается авторское определение профессиональной трансспективы. Важной частью статьи являются результаты эмпирического исследования особенностей профессиональной идентичности и профессиональной трансспективы студентов - будущих педагогов профессионального обучения. Выявлена взаимосвязь основных характеристик профессиональной трансспективы - протяженность, событийная плотность - с показателями профессиональной идентичности: зрелость, сформированность, активность профессиональной позиции, учебно-профессиональные планы. Таким образом, характеристики профессиональной идентичности могут рассматриваться в качестве предикторов для прогнозирования человеком своего профессионального будущего. В заключительной части автором предлагается активизация работы по развитию профессиональной идентичности студентов-второкурсников посредством дополнения учебного плана элективными модулями, направленными на дефицитарные аспекты профессионального самоопределения.
465-478 14
Аннотация
Предметная сфера статьи относится к междисциплинарному изучению истории советской школы и детства на основе личных архивных фондов уральских учителей. Актуальность исследования обусловлена слабой изученностью источников личного происхождения в историческом и локально-территориальном аспектах. В публикации воссозданы объективные условия развития школьного образования 1930-1980-х годов в российской провинции. Основными документами для историко-педагогического анализа стали материалы личных фондов В. А. Занина и Т. И. Хлыпенко из МБУ «Архив города Березники» Пермского края. Сообщается, что оба учителя в советский период работали в Березниковской школе № 1 имени А. С. Пушкина, опыт которой в течение длительного времени являлся передовым и заслуживал ознакомления с ним учителей уральского региона. Анализируются воспоминания педагогов и учеников, раскрывающие историческую специфику школьной и внешкольной образовательной практики. Описан опыт реализации государственных проектов в области обучения и воспитания. Приведены сведения о проявлении педагогического мастерства в условиях усиления роли школы для развития промышленного Урала. Показаны возможности архивных фондов для изучения жизни детей в российской провинции в советский период. Выделены педагогические идеи, обладающие аксиологическим потенциалом для организации современной образовательной практики.
479-491 10
Аннотация
Обосновывается актуальность развития у иностранных студентов навыков употребления качественных имен прилагательных в устной речи. Определены принципы формирования коммуникативных заданий. Обращается внимание на трудности, возникающие у иностранных обучающихся при употреблении имен прилагательных в устной речи. Сделан вывод о том, что причинами этих трудностей являются недостаточность знаний учащихся о системе русских имен прилагательных и отсутствие актуализированной связи лексико-грамматического материала с прагматическими категориями «ситуация» и «интенция». Утверждается необходимость методического предъявления большого количества тренировочных заданий в диалоговой форме. Представлены фрагменты авторской разработки комплекса заданий, которые целесообразно использовать в работе с иностранными обучающимися. Сделан вывод о том, что систематическое использование в педагогической практике материалов в форме диалогов будет способствовать преодолению коммуникативных и психологических трудностей иностранных студентов, изучающих лексику русского языка. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что представленные задания для формирования активного словаря в части имен прилагательных будут не только систематизировать изученную студентами информацию о прилагательных, но и формировать такие качества речи, как точность, выразительность, богатство, ясность, разнообразие. Научная значимость определяется выделенными принципами, работа на основе которых поможет иностранным студентам не утратить мотивацию к изучению русского языка, повысить интерес к освоению его богатства; иметь желание овладеть изобразительно-выразительными возможностями русского языка, осознать эстетическую привлекательность речи, которая создается при использовании имен прилагательных.
492-503 12
Аннотация
Анализируются разные подходы к трактовке понятия «ошибка в речи на неродном языке»: психологический, психолингвистический, лингвистический, методический. Доказывается возможность использовать результаты анализа ошибок в речи на неродном языке для исследования процессов усвоения изучаемого языка. Подчеркивается, что сделанные выводы следует учитывать при разработке комплекса продуктивных и рецептивных лексических упражнений. Обосновывается вывод о некорректности разделения ошибок в иноязычной речи на «коммуникативно значимые и коммуникативно незначимые». Выявлены наиболее частотные лексические ошибки в русской речи греческих учащихся и отклонения от лексических норм русского языка. Описываются особенности влияния ошибок на характер протекания коммуникации. Рассматриваются разновидности лексических ошибок, которые допускают греческие учащиеся при овладении системой русского языка. Приводится классификация лексических ошибок в русской речи греческих учащихся на основе двух критериев: причины отклонения от лексической нормы и следствия отклонения. Предлагаются рекомендации для предупреждения ошибок лексического уровня при обучении греков русскому языку.
504-518 20
Аннотация
Рассматриваются вопросы литературной педагогики как неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Определяется, что литературная педагогика связана с системой непрерывного образования, которое реализуется в рамках формального, неформального и информального образования. Утверждается, что целесообразно разграничивать понятия «литературное образование» и «литературная педагогика». Отмечается, что литературное образование как процесс вхождения человека в культуру средствами литературы осуществляется, как правило, в рамках формального образования и базируется на двух ведущих принципах - художественно-эстетическом и литературоведческом. При этом литературное образование рассматривается авторами как один из аспектов литературной педагогики. Представлен зарубежный опыт исследования чтения как интегративного феномена, а также обзор работ, посвященных становлению и развитию литературной педагогики. Авторы статьи поднимают вопрос о необходимости подготовки специалистов по поддержке детского и юношеского чтения. Приводятся убедительные аргументы в пользу развития литературной педагогики как направления в педагогике, в то же время имеющего междисциплинарный характер, представлено основное содержание подготовки литературных педагогов в педагогическом вузе.

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ. ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

520-524 13
Аннотация
Сообщается о международной конференции, состоявшейся на филологическом факультете Московского государственного университета 16-17 ноября 2018 года, посвященной русскому языку и литературе в контексте глобализации. Рассказывается, что в режиме конференции ученые разных стран делились опытом межкультурной коммуникации, профессионального общения, методики преподавания русского языка как иностранного, лингводидактического описания русского языка.
525-529 9
Аннотация
Представлен обзор итогов Всероссийской научно-практической конференции «Межэтническое взаимодействие в поликультурном образовательном пространстве: проблемы языкового взаимодействия и межкультурной коммуникации», состоявшейся 26-27 ноября 2018 года в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева (г. Чебоксары, Россия). Сообщается о составе участников, направлениях работы, основных положениях, прозвучавших в докладах.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)