Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Понятие «ошибка» в иноязычной речи обучаемых в отечественной и зарубежной теории и практике

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-431-439

Полный текст:

Аннотация

Представлено обобщение основных результатов в области исследований теории ошибки в иноязычной речи обучаемых и реализация этих исследований в практике обучения иностранному языку. Анализируется существующие работы, в которых уделяется специальное внимание теории ошибки. Рассматривается, как менялась трактовка понятия «ошибка» в зависимости от доминирующего метода обучения иностранному языку в конкретный период (грамматико-переводной метод, коммуникативно-ориентированное обучение). Приводятся различные определения ошибки, причины появления, типологии ошибок, способы их предупреждения и коррекции. Особое внимание уделяется вопросу языковой и лингвокультурной интерференции, социокультурной ошибки, а также терминологическим расхождениям в отечественных и зарубежных исследованиях по теории ошибки. Автор анализирует собранные эмпирические данные, делает выводы о степени применения теории в реальной практике обучения иностранному языку в вузе. По мнению автора, разработанная теория об ошибках в иноязычной речи обучаемых недостаточно системно используется в реальной практике преподавания иностранных языков. Включение названной тематики в программу курсов повышения квалификации преподавателей, несомненно, способствовало бы улучшению качества обучения иностранным языкам.

Об авторе

М. А. Кечерукова
Тюменский индустриальный университет
Россия


Список литературы

1. Азимов Э. Г. Новый словарь академических терминов и понятий / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Игнатьева А. П. Лингводидактическая теория ошибки и пути преодоления ошибок в речи иностранных учащихся : автореферат диссертации … кандидата педагогических наук : 13.00.02 / А. П. Игнатьева. - Москва, 2006. - 23 с.

3. Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков : справочное пособие / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. - Москва : Дрофа, 2008. - 431 с.

4. Кондрашова Н. В. Прогнозирование и исправление студенческих ошибок при обучении иностранным языкам / Н. В. Кондрашова // Научный диалог. - 2015. - 7 (43). - С. 27-47.

5. Леонтьев А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки) / А. А. Леонтьев. - Москва : Изд-во Московского университета, 1970. - 87 с.

6. Меркулова С. Г. Современные подходы к исправлению ошибок в устной речи при изучении иностранного языка / С. Г. Меркулова // Английский язык. Приложение к газете «Первое сентября». - 2002. - № 45. - С. 5.

7. Мильруд Р. П. Теории ошибок в методике обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Р. П. Мильруд, Н. Н. Кондракова // Гаудеамус. - 2005. - Т. 1 (№ 7). - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/teorii-oshibok-v-metodike-obucheniya-inostrannomu-yazyku.

8. Полуяхтова С. В. Феномен интерференции в иноязычной профессиональной межкультурной коммуникации / С. В. Полуяхтова // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 1. - С. 108-111.

9. Тишулин П. Б. Виды языковых ошибок и возможности их исправления при обучении иностранному языку / П. Б. Тишулин // Известия высших учебных заведений. Приволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 1 (21). - С. 132-137.

10. Фомина Н. С. Коммуникативно значимые и незначимые ошибки в письменной речи тестируемых по русскому языку как иностранному [Электронный ресурс] / Н. С. Фомина // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). - Режим доступа : http://e-koncept.ru/2015/15434.htm.

11. Corder S. P. The Significance of Learner’s Errors / S. P. Corder // International Review of Applied Linguistics. - 1967. - № 5. - Pр. 161-169.

12. Hendrickson J. Error Correction in Foreign Language Teaching : Recent Theory, Research and Practice / J. Hendrickson // The Modern Language Journal. - 1978. - V. 62. - Pр. 387-398.

13. Lado R. Moderner Sprachunterricht. Eine Einführung auf wissenschaftlicher Grundlage / R. Lado. - München : Hueber, 1997. - 321 p.

14. Selinker L. Interlanguage / L. Selinker // International Review of Applied Linguistics in Language Teaching. - 1972. - № 10. - Pр. 209-231.


Для цитирования:


Кечерукова М.А. Понятие «ошибка» в иноязычной речи обучаемых в отечественной и зарубежной теории и практике. Научный диалог. 2018;(12):431-439. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-431-439

For citation:


Kecherukova M.A. Concept of “Error” in Foreign-Language Speech of Students in Domestic and Foreign Theory and Practice. Nauchnyi dialog. 2018;(12):431-439. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-431-439

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)