Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Профессиональная идентичность и трансспектива профессионального развития будущих педагогов

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-452-464

Полный текст:

Аннотация

В статье представлен теоретический анализ проблемы формирования профессиональной идентичности в условиях неопределенности и возрастающей многомерности профессионально-образовательного пространства. Акцентируется внимание на том, что динамика общественных процессов находит выражение в изменении требований к содержанию и качеству труда, комплексности профессиональной подготовки. Многофакторность профессионального развития приводит к усложнению стратегии построения профессиональной трансспективы и требует специально организованного акмеологического сопровождения процесса идентификации на этапе получения профессионального образования. В рамках теоретического обзора приводится определение профессиональной идентичности с описанием её структуры, дается авторское определение профессиональной трансспективы. Важной частью статьи являются результаты эмпирического исследования особенностей профессиональной идентичности и профессиональной трансспективы студентов - будущих педагогов профессионального обучения. Выявлена взаимосвязь основных характеристик профессиональной трансспективы - протяженность, событийная плотность - с показателями профессиональной идентичности: зрелость, сформированность, активность профессиональной позиции, учебно-профессиональные планы. Таким образом, характеристики профессиональной идентичности могут рассматриваться в качестве предикторов для прогнозирования человеком своего профессионального будущего. В заключительной части автором предлагается активизация работы по развитию профессиональной идентичности студентов-второкурсников посредством дополнения учебного плана элективными модулями, направленными на дефицитарные аспекты профессионального самоопределения.

Об авторах

Е. В. Лебедева
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Д. П. Заводчиков
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Азбель А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников : автореферат диссертации … кандидата психологических наук / А. А. Азбель. - Санкт-Петербург, 2004. - 18 с.

2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности : учебное пособие / В. А. Бодров. - Москва : ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

3. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога / Н. С. Глуханюк. - Екатеринбург : Издательство Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 261 с.

4. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 4. - С. 51-59.

5. Зеер Э. Ф. Транспрофессионализм как предиктор адаптации к профессиональному будущему личности / Э. Ф. Зеер // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 23-й Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург : РГППУ, 2018. - С. 375-378.

6. Иванова Н. Л. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности : монография / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева. - Ярославль : ЯГУ им. П. Г. Демидова, 2003. - 132 с.

7. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В. Е. Клочко. - Томск : Том. гос. ун-т, 2005. - 174 c.

8. Логинова И. О. Трансспектива жизненного самоосуществления педагога / И. О. Логинова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 9 (33). - С. 257-260.

9. Озерина А. А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата : автореферат диссертации … кандидата психологических наук / А. А. Озерина. - Волгоград, 2012. - 21 с.

10. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учебно-методическое пособие / Н. С. Пряжников. - Москва : Издательство МПСИ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2002. - 400 с.

11. Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов / У. С. Родыгина // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4. - С. 39-51.

12. Фёдоров В. А. Профессионально-педагогическое образование : теория, эмпирика, практика / В. А. Федоров. - Екатеринбург : Издательство Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. - 330 с.

13. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность : структура, генезис и условия становления : автореферат диссертации … доктора психологических наук / Л. Б. Шнейдер. - Москва, 2001. - 42 с.


Для цитирования:


Лебедева Е.В., Заводчиков Д.П. Профессиональная идентичность и трансспектива профессионального развития будущих педагогов. Научный диалог. 2018;(12):452-464. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-452-464

For citation:


Lebedeva E.V., Zavodchikov D.P. Professional Identity and Trans-Perspective of Professional Development of Future Teachers. Nauchnyi dialog. 2018;(12):452-464. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-452-464

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)