Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Литературная педагогика: становление и перспективы

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-504-518

Полный текст:

Аннотация

Рассматриваются вопросы литературной педагогики как неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Определяется, что литературная педагогика связана с системой непрерывного образования, которое реализуется в рамках формального, неформального и информального образования. Утверждается, что целесообразно разграничивать понятия «литературное образование» и «литературная педагогика». Отмечается, что литературное образование как процесс вхождения человека в культуру средствами литературы осуществляется, как правило, в рамках формального образования и базируется на двух ведущих принципах - художественно-эстетическом и литературоведческом. При этом литературное образование рассматривается авторами как один из аспектов литературной педагогики. Представлен зарубежный опыт исследования чтения как интегративного феномена, а также обзор работ, посвященных становлению и развитию литературной педагогики. Авторы статьи поднимают вопрос о необходимости подготовки специалистов по поддержке детского и юношеского чтения. Приводятся убедительные аргументы в пользу развития литературной педагогики как направления в педагогике, в то же время имеющего междисциплинарный характер, представлено основное содержание подготовки литературных педагогов в педагогическом вузе.

Об авторах

Е. М. Шастина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия


О. В. Шатунова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия


А. М. Борисов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия


Г. Н. Божкова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Волкова Е. А. Трансформация чтения студенческой молодежи : конец 80-х гг. ХХ - начало XXI вв : диссертация … кандидата педагогических наук : 05.25.03 / Е. А. Волкова. - Краснодар, 2012. - 174 с.

2. Горшкова В. В. Взаимодействие формального, неформального и информального образования как современное направление развития человека [Электронный ресурс] / В. В. Горшкова //Концепт. - 2014. - Режим доступа : http://e-koncept.ru/2014/64336.htm.

3. Донская Т. К. Арт-педагогика в современной образовательной парадигме / Т. К. Донская // Наука. Искусство. Культура. - 2013. - № 2. - С. 144-152.

4. Игнатов Д. М. Кинопедагогика как интерактивный метод обучения методике физического воспитания в начальной школе / Д. М. Игнатов, Е. С. Капинова // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 2 (32). - С. 215-218.

5. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 года. - № 1155-р. - 15 с. - Режим доступа : http://static.government.ru/media/files /Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf.

6. Литературное образование в современном мире : проблемы и решения. XX Голубковские чтения : Материалы международной научно-практической конференции, 15-16 марта 2012 г. - Москва : Эконинформ, 2013. - 174 с.

7. Маслиева Е. С. Система принципов обучения иностранному языку на основе игропедагогики / Е. С. Маслиева // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 2. - № 12. - С. 159-163.

8. Мирончук Е. В. Междисциплинарная связь педагогики школы и театральной педагогики в процессе подготовки профессионально-компетентных студентов педагогического вуза / Е. В. Мирончук // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Педагогика, 2014. - № 4. - С. 185-190.

9. Окерешко А. В. Информальное образование в контексте глобализации / А. В. Окерешко // Проблемы и перспективы гуманитарной науки в контексте глобализации : материалы VII Международной научно-практической конференции (14 декабря 2015 г., Москва). - Москва : Перо, 2015. - С. 77-81.

10. Сергеева Н. Ю. Содержание понятия «Артпедагогика» / Н. Ю. Сергеева // Известия ВГПУ, 2008. - № 1. - С. 23-28.

11. Шеховская Н. Л. Музейная педагогика: историко-педагогический анализ / Н. Л. Шеховская, Е. П. Мандебура // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки, 2011. - № 6 (101). - С. 343-350.

12. Bal P. M. How Does Fiction Reading Influence Empathy? An Experimental Investigation on the Role of Emotional Transportation [Electronic resource] / P. M. Bal, M. Veltkamp // PLoS ONE. - 2013. - Vol. 8. - No. 1 : e55341. - Access mode : https://doi.org/10.1371/journal.pone.0055341

13. Bobkina J. Literature and critical literacy pedagogy in the EFL classroom: Towards a model of teaching critical thinking skills / J Bobkina, S Stefanova // Studies in Second Language Learning and Teaching. SSLLT, - 2016. - Vol. 6. - No. 4. - P. 677-696.

14. Galleron I. Let a thousand readings flourish. A crowdreading experience. Digital humanities quarterly. [Electronic resource] / Galleron I, F Idmhand, C Meynard // 2018. - Vol. 12. - No. 1. - Access mode : http://www.digitalhumanities.org/dhq/vol/12/1/000363/000363.html.

15. Green, M. C. The role of transportation in the persuasiveness of public narratives. / M. C. Green, & T. C. Brock // Journal of Personality and Social Psychology, 2000. - Vol. 79. - No. 5. - P. 701-721. DOI : 10.1037//0022-3514.79.5.701

16. Jentgens S. Lehrbuch Literatur pädagogik. Eine Einführung in Theorie und Praxis der Literaturvermittlung. Beltz Verlag, Weinheim Basel. [Electronic resource] / Jentgens S // 2016. - 244 s. - Access mode : https://www.beltz.de/fileadmin/beltz/leseproben/978-3-7799-3330-4.pdf.

17. Johnston V. The Power of the Read Aloud in the Age of the Common Core / V Johnston // The Open Communication Journal, 2015. - No. 9. - P. 34-38.

18. Kneepkens, E. W. E. M. Emotions and literary text comprehension / E. W. E. M. Kneepkens, R. A. Zwaan // Poetics 23, 1994. - P. 125-138.

19. Kuijpers, M. M. Exploring absorbing reading experiences. Developing and validating a self-report scale to measure story world absorption. [Electronic resource] / M. M. Kuijpers, F Hakemulde, E. S. Tanb, M. M. Doicaru // Scientific Study of Literature, - 2014. - Vol. 4. - No 1. - P. 89-122. - Access mode : https://www.researchgate.net/publication/265968904

20. Mar R. A. Exploring the link between reading fiction and empathy : Ruling out individual differences and examining outcomes / R. A. Mar, K Oatley, J. B. Peterson // Communications, 2009. - Vol. 34. - P. 407-428.

21. Moorman K. A functional theory of creative reading, [Electronic resource] / Moorman K, A Ram 1994. - Access mode : https://pdfs.semanticscholar.org/e978/877b9fdeb5fefe104940f143b174e7a2faa9.pdf.

22. Senechal, M. Parental involvement in the development of childrens reading skill : A 5-year longitudinal study / M, Senecha, & J, LeFevre // Child Development, - 2002. - Vol. 73. - No. 2. - P. 445-460.

23. Simon, H. A. Observations on the sciences of science learning, Paper prepared for the Committee on Developments in the Science of Learning for the Sciences of Science Learning : An Interdisciplinary Discussion, [Electronic resource] / H. A. Simon // 1996. - Access mode : https://learnercenteredteaching.wordpress.com/articles-and-books/the-learner-centered-classroom/

24. Tung, C. Developing critical thinking through literature reading / C, Tung, & S, Chang // Feng Chia Journal of Humanities and Social Sciences, - 2009. -Vol. 19. - P. 287-317.

25. Vacca R.T. The development of a functional reading strategy : Implications for content area instruction. [Electronic resource] / R. T. Vacca // The Journal of Educational Research. - 1975. - Vol. 69 - No. 3. - P. 108-112. - Access mode : https://www.jstor.org/stable/27536841?seq=1#page_scan_tab_contents.


Рецензия

Для цитирования:


Шастина Е.М., Шатунова О.В., Борисов А.М., Божкова Г.Н. Литературная педагогика: становление и перспективы. Научный диалог. 2018;(12):504-518. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-504-518

For citation:


Shastina E.M., Shatunova O.V., Borisov A.M., Bozhkova G.N. Literary Pedagogy: Formation and Prospects. Nauchnyi dialog. 2018;(12):504-518. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-504-518

Просмотров: 311


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)