Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Специфика рекламной коммуникации в жанре объявления во второй половине XIX века (на материале журнала «Природа и охота»)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-4-43-59

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается жанр рекламного объявления на примере текстов охотничьей тематики, извлеченных из специализированных журналов второй половины XIX века. Такие тексты выступают источником интерпретации охотничьей субкультуры в национальной картине мира. Анализ проводится на основе интеграции историко-журналистского и лингвожанроведческого подходов. Предпринята попытка проследить эволюцию жанра объявления в истории русского языка, в результате чего рекламное объявление квалифицировано как «вторичный речевой жанр». Предлагается коммуникативно значимая характеристика рассматриваемого жанра, которая содержит информацию об основных жанрообразующих параметрах: интенциях, адресате, адресанте, структурных особенностях. Отмечена нестандартность и неоднородность структурной организации текстов рекламных объявлений об охоте, в составе которой выделяют обязательные и переменные компоненты текстовой структуры. Установлено, что одним из необязательных параметров структурной организации текста является указание на стоимость товаров, поскольку авторы объявлений делают ставку прежде всего на их качество и престиж, демонстрируют выгодные и сильные характеристики товаров охотничьей сферы. Делается вывод о специфике языкового оформления рекламных объявлений, которая характеризуется использованием элементов специализированной терминосистемы, форм превосходной степени, средств оценочной лексики.

Об авторах

А. В. Ляпина
Омский государственный университет
Россия


О. Ю. Васильева
Омский государственный университет
Россия


Список литературы

1. ПиО, 1 - Природа и охота: ежемесячный иллюстрированный журнал. - Москва : Типография Г. С. Зотова, 1891. - № 1. - 149 с.

2. ПиО, 2 - Природа и охота: ежемесячный иллюстрированный журнал. - Москва : Типография Г. С. Зотова, 1891. - № 2. - 149 с.

3. ПиО, 3 - Природа и охота: ежемесячный иллюстрированный журнал. - Москва : Типография Г. С. Зотова, 1891. - № 3. - 149 с.

4. ПиО, 4 - Природа и охота: ежемесячный иллюстрированный журнал. - Москва : Типография Г. С. Зотова, 1891. - № 4. - 149 с.

5. ПиО, 5 - Природа и охота: ежемесячный иллюстрированный журнал. - Москва: Типография Г. С. Зотова, 1891. - № 5. - 149 с.

6. ПиО, 6 - Природа и охота: ежемесячный иллюстрированный журнал. - Москва : Типография Г. С. Зотова, 1891. - № 6. - 149 с.

7. ПиО, 10 - Природа и охота: ежемесячный иллюстрированный журнал. - Москва : Типография Г. С. Зотова, 1891. - № 10. - 149 с.

8. Фамильные породы борзых собак. - Режим доступа : http://borzoi.org.ua/index.php?itemid=570.

9. Баженова Е. А. Язык и стиль рекламы / Е. А. Баженова, О. В. Протопова // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. - Москва : Флинта: Наука, 2003. - С. 635-642.

10. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - Москва : Искусство, 1979. - 424 c.

11. Большакова А. Ю. Философско-эстетическая «охота» в мире русского слова (Пушкин, Тургенев, Л. Толстой, Аксаков) / А. Ю. Большакова // Литературная учеба. - 2001. - № 3. - С. 170-195.

12. Брокгауз Ф. А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона [Электронный ресурс] / Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. - Режим доступа : http://www.vehi.net/brokgauz/.

13. Дементьев В. В. Изучение речевых жанров в России : аспект формализации социального взаимодействия / В. В. Дементьев // Антология речевых жанров. Повседневная коммуникация. - Москва : Лабиринт, 2007. - С. 39-62.

14. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова. - Режим доступа : http://slovonline.ru/slovar_efremova.

15. Жилякова Э. М. Концепт охоты в «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» С. Т. Аксакова / Э. М. Жилякова, Н. А. Хохлова // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2013. - № 3 (23). - С. 52-62.

16. Кошелев В. А. Эффект охотника в русской словесности середины XIX века / В. А. Кошелев // И. С. Тургенев. Новые материалы и исследования. - Москва, Санкт-Петербург : Альянс-Архео, 2009. - С. 95-111.

17. Ляпина А. В. Репрезентация концепта «Охоты» в эпистолярном диалоге И. С. Тургенева / А. В. Ляпина, В. В. Черенкова // Русская литература XIX-XX вв. : проблематика, преемственность, новаторство : Материалы Всероссийской научной конференции «Герценовские чтения 2014» (Санкт-Петербург, 25-26 апреля 2014). - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. - С. 44-52.

18. Медведева Г. В. Охота на медведя в Сибири. Структура и семантика ритуала (по материалам народной прозы 1980-2011 гг.) / Г. В. Медведева // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5. - С. 22-36.

19. Миронова А. А. Формирование жанра объявления в истории русского языка / А. А. Миронова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - Вып. 26. - С. 91-96.

20. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - Москва : Русский язык, 1987. - 748 с.

21. Одесская М. М. Русский охотничий рассказ второй половины XIX века (типология, традиции) : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.01.01 / М. М. Одесская. - Москва, 1993. - 24 с.

22. Рогалева О. С. Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса (коммуникативно-прагматический и когнитивный аспекты) : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.01 / О. С. Рогалева. - Омск, 2005. - 187 с.

23. Скнарев Д. С. Языковые средства создания образа в рекламе товаров для охоты и рыбалки / Д. С. Скнарев. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГу, 2015. - 111 с.


Для цитирования:


Ляпина А.В., Васильева О.Ю. Специфика рекламной коммуникации в жанре объявления во второй половине XIX века (на материале журнала «Природа и охота»). Научный диалог. 2019;(4):43-59. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-4-43-59

For citation:


Lyapina A.V., Vasilyeva O.Yu. Specifics of Advertising Communication in the Second Half of 19th Century (by Example of “Nature and Hunting” Magazine). Nauchnyi dialog. 2019;(4):43-59. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-4-43-59

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)