Аннотация
Анализируется сюжетно-образная структура романа «Навстречу жизни» Е. Уруймаговой (1905-1955) в контексте традиций семейно-родового романа и его позднейших («советских») модификаций. В качестве одной из центральных проблем выделяется распад собственнического мира, его историческая обреченность на фоне пробуждения созидательно-организующей силы народа, соотносимой автором с воздействием идей революции. Акцент сделан на аспекте продолжения рода (психически неполноценный наследник или отсутствие такового) как способе реализации повествовательных стратегий произведения, его основной идеи. Актуальность и новизна работы видятся в том, что преломление классических традиций в отображении темы физической и нравственной деградация буржуазной семьи не становилось предметом отдельного исследования в северокавказском литературоведении. Использованы принципы сопоставительного анализа в сочетании с методом интертекстуальной реконструкции единого мотивного пространства, позволяющие воспроизвести двувекторность преемственных связей осетинской писательницы с мастерами мировой классики (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. Франко, Дж. Голсуорси, М. Горький, Т. Манн) и литературными последователями (В. Гаглоев, Х. Теунов, И. Машбаш). Доказывается, что, несмотря на очевидную вписанность в идеологическую парадигму эпохи, роман Уруймаговой - знаковое явление многонациональной советской литературы послевоенных лет.