Аннотация
В статье рассматривается изображение Парижа в новелле Э. Т. А. Гофмана «Девица Скюдери» (Das Frӓulein von Scuderi, 1818) и цикле Ш. Бодлера «Парижские картины» (Tableaux parisiens, 1861). Отмечается, что их авторов объединяет вера в фантазию как средство познания. Актуальность исследования обусловлена особым вниманием литературоведения к развитию урбанистики, признающей значимость феномена города в современном литературном процессе. Показано, что немецкий романтик и французский поэт-символист изображают Париж через тесное переплетение фантастического и реального, их герои ощущают на себе влияние крупного города, а сам Париж становится их частью. Особое внимание уделяется рассмотрению танатологических мотивов, их участию в организации художественного текста. Представлены результаты сопоставительного анализа произведений немецкого романтика, создавшего миф о городе, в котором не был, и парижанина, «покидающего» Париж ради экзотических стран. Новизна исследования связана с тем, что Париж рассматривается как двойственное пространство - «вселенская столица» и город политических катаклизмов; этот своеобразный «комплекс» проанализирован на уровне проблематики и поэтики произведений Э. Т. А. Гофмана и Ш. Бодлера. Такой подход позволил авторам статьи показать в исторической перспективе особенности формирования парижского мифа, в котором сосуществуют прекрасные мечты и отвратительные картины смерти.